Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7
Понятие и классификация методов обучения………………………….7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28
2.2. Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1,014.57 Кб (Скачать файл)

Классические и интегрированные  уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

Компьютер дает учителю новые  возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой  воображения раздвигая стены  школьного кабинета, но с помощью  новейших технологий позволяет погрузиться  в яркий красочный мир. Такое  занятие вызывает у детей эмоциональный  подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер  не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

Частота использования ТСО  в начальной школе влияет на эффективность  процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие  и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО  приводит к потере у учащихся интереса к нему [2, с.43].

Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит  от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Эффективность применения ТСО зависит  также от этапа урока. Использование  ТСО не должно длиться на уроке  подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 мин позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15 и 20 минутами урока и между 30 и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Эти положения обусловлены  тем, что в течение каждого  урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, успеваемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала  
у учащихся уже на  30-ой минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного  
умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными  образовательными воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным  
использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам  
обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение  
разных видов наглядности [3, с.58].

Практика обучения выработала множество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Приведем некоторые  их них, раскрытые И.П. Подласым:

1. Используйте в обучении  тот факт, что запоминание предметов,  представленных в натуре, происходит  лучше, легче и быстрее, чем  запоминание того же ряда, представленного  в словесной форме, устной или  письменной.

2. Помните, дитя мыслит  формами, красками, звуками, ощущениями  вообще: отсюда необходимость наглядного  обучения, которое строится не  на отвлеченных понятиях, а на  конкретных образах, непосредственно  воспринимаемых ребенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания.

4. Никогда не ограничивайтесь  наглядностью: наглядность не цель, а средство обучения, развития  мышления учащихся.

5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и  абстрактные положения доходят  до сознания учащихся легче,  когда они подкрепляются конкретными  фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо  использовать различные виды  наглядности.

6. Используйте наглядность  не только для иллюстрации,  но и в качестве самостоятельного  источника знаний для создания  проблемных ситуаций. Это позволяет организовать эффективную поисковую исследовательскую работу учеников.

7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия  способствуют образованию наиболее  отчетливых и правильных представлений  об изучаемых предметах и явлениях.

8. Следите за тем, чтобы  наблюдения учеников были систематизированы  и поставлены в отношении причины  и следствия независимо от  порядка, в котором они наблюдались.

9. Применяя наглядные  средства обучения, рассматривайте  их с детьми сначала в целом,  потом - главное и второстепенное, а затем снова в целом.

10. Используйте различные  виды наглядности, но не увлекайтесь  чрезмерным количеством наглядных  пособий: это рассеивает внимание  детей и мешает воспринимать  главное.

11. Используя наглядность,  активизируйте чувственный опыт  учеников: опора на ранее сложившиеся  представления конкретизирует и  иллюстрирует изучаемые понятия.

12. Старайтесь сами изготовлять  вместе с детьми наглядные  пособия: лучше всего то пособие,  которое сделано самими учениками.

13. Никогда не показывайте  того, чего сами не знаете; старательно  готовьте наглядность к применению.

14. Научно обоснованно  применяйте современные средства  наглядности: учебное телевидение,  видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; овладейте техническими средствами обучения, методикой их использования.

15. Применяя наглядные  средства, воспитывайте у детей  внимание, наблюдательность, культуру  мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

16. Используйте наглядность  как одно из средств связи с жизнью.

17. С возрастом учеников  предметная наглядность должна  все более уступать место символической;  при этом учителю следует особо  заботиться об адекватности понимания  сущности явления и его наглядного  представления.

18. Помните, что наглядность  - сильнодействующее средство, которое  при невнимательном или неумелом  использовании может увести мысль  учеников от главной задачи, подметить  цель ярким средством.

19. При чрезвычайном увлечении  наглядностью оно становится  препятствием для глубокого овладения  знаниями, тормозом развития абстрактного  мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей [28, с.170-171].

Таким образом, под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы обеспечивают объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у младших школьников всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе

2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики

 

Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности  современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические  классы, устаревшие учебные программы  и  методические приемы приводят к  существенному снижению мотивации  учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из наглядных средств, обладающих уникальными  возможностями и широко распространенных и апробированных в школах является компьютер [18, с.13].

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним  эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие  пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.  

Компьютерные  и  коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру.  Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них, дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире [6, с.34].

Среди наглядных методов  обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (киноаппараты, телевизоры, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу. Видеометод может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод, который обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.

В последнее  время специально для детей создаются  сказочно богатые видеоэнциклопедии, разнообразные учебные видеоматериалы, использование которых в умеренных дозах и под опытным руководством может существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса.

Если учитель  начальной школы имеет доступ к обучающим медиасистемам, то с помощью видеометода будет решать дидактические и воспитательные задачи. Метод полезен для:

  • изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно;
  • объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;
  • обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;
  • представления видеодокументов для укрепления связи обучения с жизнью;
  • организации тестовых испытаний;
  • выполнения тренировочных упражнений;
  • компьютерного учета успеваемости каждого ученика класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;
  • рационализации учебного процесса, превышения его продуктивности, оптимального объема передачи и усвоения информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода мало зависит от личного  мастерства учителя, а находится  в прямой связи с качеством  видеопособий и применяемых технических средств [29, с. 201-203]

Значительное место среди  учебно-наглядных пособий в начальной  школе занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив, транспаранты  
к кодоскопу) имеет свою специфику.

Информация о работе Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах