Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7
Понятие и классификация методов обучения………………………….7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28
2.2. Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1,014.57 Кб (Скачать файл)

Сегодня в распоряжении учителя  начальных классов свыше 400 диафильмов, немногим меньше серий диапозитивов, около 100 учебных фильмов и кинофрагментов по всем учебным предметам, серии грамзаписей к урокам чтения, к урокам музыки, к урокам физической культуры, серии транспарантов к урокам природоведения и математики для графопроектора.

Учебные кинофильмы и кинофрагменты. Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20  
мин (две части). В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программы. В этом случае  
целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования  
представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал  
для построения беседы и рассказа учителя. Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения.

Готовясь к уроку с  использованием учебного кинофильма, учитель  
обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке,  
вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром  
необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы,  
задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в  
начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать  
их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и  
сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой  
учащихся.

Учебные диафильмы. Диафильм - статичное изображение на пленке,  
объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее  
определенную последовательность подачи материала темы. Для начальных  
классов особенно большое значение имеет изобразительный  
ряд диафильмов. Он может состоять из документального материала  
(фотографии, документы) и быть рисованным. На документальном материале строятся, главным образом, диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного.

По построению диафильмы  могут быть целостными и фрагментарными. Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями- 
субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися. Часть диафильмов к  
урокам русского языка отличается тем, что в кадры включены  
титры-задания, ориентирующие учащихся на выполнение конкретных действий (допиши, ответь на вопрос, составь предложение), и кадры для  
самопроверки, где даны образцы правильных результатов [39, с. 19].

Учебные диапозитивы. Диапозитивы - фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой.

Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Если в диафильме кадры связаны  сюжетной линией или по иному признаку, то  
в серии диапозитивов система расположения материала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры в той  
последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им  
методике изложения материала. Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам начальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы.

Проектор  - это практически большой монитор, отображающий картинку рабочего стола на розовую стену, коричневую доску или белоснежный экран. По большому счету при помощи него можно показать все, что может открыть, воспроизвести компьютер.

Презентацию, видеоролик и еще много чего интересного можно продемонстрировать элементарно, однако по известному закону на любой плюс будет минус (и наоборот). Так вот – проектор и дешев, и подходит под широкий круг задач, но у него полностью отсутствует какая-либо интерактивность [12, с.97].

Разработка презентаций к уроку способствует реализовать такие задачи процесса обучения:

1.      смена  форм обучения и видов деятельности  в рамках одного урока;

2.      сопровождение  урока иллюстративным материалом;

3.      организация  интерактивных форм контроля  знаний, умений и навыков.

Использование презентаций  на уроке так же  способствует:

  • эффективному управлению внимания  учащихся на уроке;
  • повышает мотивацию школьников  за счет сохранения востребованности получаемых знаний;
  • позволяет преодолеть пассивный способ передачи ученикам готовых знаний;
  • поддерживает интерес учащихся к учению, овладению фундаментальными и прикладными знаниями.

Учеников привлекает новизна  проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие  особенности данной технологии: 

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране.
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
  4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объем излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  7. Повышение производительности урока.
  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  11. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Преподавание предмета информатика  и ИКТ предполагает использование  на уроках различных информационно - технических средств обучения. Применение интерактивной доски в урочной деятельности по информатике очень эффективно при изучении таких образовательных модулей, как: «устройство компьютера», «знакомство с интерфейсом рабочих программ», «логические основы построения компьютера», «кодирование информации в компьютере», «информационно- коммуникационные технологи и сети» [13, с.301].

В интерактивной доске  объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому  такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а  позволяет управлять процессом  презентации (двух стороннее движение), вносить поправки и коррективы, делать светом пометки и комментарии, сохранять  материалы урока для дальнейшего  использования и редактирования. Подключив интерактивную доску  к компьютеру-серверу школьной сети, можно организовать работу на уроке  информатики, используя возможности  локальной сети. Например, учащиеся выполняют на компьютерах электронные  тесты, результаты отражаются на интерактивной  доске, и при помощи тактильного управления учитель может отметить верные и неверные ответы, а учащиеся имеют возможность тут же их исправить.

Преподавание с помощью  интерактивной доски имеют следующие  преимущества:

  • материалы к уроку можно подготовить заранее, что обеспечит хороший темп занятий и сохранит время на обсуждения;
  • можно создавать ссылки с одного файла на другой. Например, мультимедийные файлы или Интернет-страницы;
  • кроме того, к интерактивной доске можно подключить различное оборудование – цифровой фотоаппарат, видео камера, колонки;
  • материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование;
  • работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Использование интерактивной  доски предполагается на различных  этапах урока. На этапе актуализации знаний: восстановление решения задач  предыдущего урока («Открой и  узнаешь»), при проверке домашнего  задания подбор соответствий данным определениям, передвигая объекты на доске («Подбери верное»).

На этапе закрепления  знаний разминка в форме задания  «Сделай выбор»: на доске множество  понятий, из которых нужно вычеркнуть или отодвинуть те, которые не подходят к изученному материалу. Можно предложить упражнение «Найди пару»: предлагается передвинуть слова-термины к соответствующим  рисункам.

Таким образом, интерактивная  доска еще позволяет формировать  коммуникативные умения и навыки, создает условия для психологического контакта участников образовательного процесса. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором мультимедийных и интерактивных возможностей [18, с.10].

На уроках информатики  в начальных классах используются такие программы как: WordPad, Paint, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, блокнот, калькулятор и др. Работа с текстовыми процессорами Microsoft Word и WordPad включает создание бланков различных деловых документов, обретение навыков компьютерной верстки и макетирования. Разработка презентаций в Power Point, представляющих обычно демонстрацию слайдов по какой-либо теме, объединяет полученные знания и навыки, включая разработку диаграмм и организационных диаграмм, обработку и использование информации, вставку изображений, применение анимации. Работа в программе Paint развивает у учащихся познавательный интерес, творческую активность, навыки работы на компьютере. Особой популярностью школьников обычно пользуется работа в Интернете. Развитие навыков и умений поиска информации в Интернете, как для практических, так и образовательных и общекультурных целей, а также умения работать с электронной почтой являются одними из основных для современного человека [7;12;13;14].

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации  
    явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с со- 
    держанием материала;
  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в  
    наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Принцип наглядности обучения при использовании компьютерных информационных технологий приобретает следующие особенности:

1.       компьютерная обработка существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее (особенно при использовании интерактивных технологий);

2.       в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции». Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Благодаря мультимедийным и  интерактивным возможностям компьютера и демонстрационного оборудования можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти  модели в динамике, то есть в движении.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности  обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми  признано, то второе преимущество, заключающееся  в возможности наглядно-образного  представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств  изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в  должной мере осознано. Но именно в  нем скрывается большой резерв повышения  эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса.  

Информация о работе Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах