Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7
Понятие и классификация методов обучения………………………….7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28
2.2. Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1,014.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО  «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»

 

 

 

 

Чечёнкова Елена Анатольевна

Студентка группы 4И1

Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

 

Специальность 050202 «Информатика»

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Колоколова Е.В.,

преподаватель

 

 

 

 

 

 

Вольск, 2013

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7

    1. Понятие и классификация методов обучения………………………….7
    2. Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16

Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28

2.1. Использование мультимедийных  средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28

2.2.  Описание педагогического  опыта по использованию наглядных  методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………….49

Список литературы……………………………………………………………51

Приложения……………………………………………………………………54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В сложном и  динамичном  образовательном  процессе  педагогу приходится  решать  бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального  управления,  поскольку обращены к всестороннему  развитию личности.  Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным  и  вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы   принимать безошибочные, научно обоснованные решения,  педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. 

Изучением и применением методов  наглядности занимались Жан-Жак  Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования  невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, инновационные   технологии.   Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения компьютера, как одного из средств наглядности. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Более удачным термином для технологий обучения,    использующих компьютер, является компьютерная технология.

Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования  ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним  уровнем развития образования. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества.

Сегодня необходимо, чтобы  каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и  провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась  возможность сделать урок более  ярким и увлекательным.

С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:

  • сделать учебную деятельность детей более содержательной;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
  • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
  • повысить качество обучения, желания учиться;
  • сделать урок наглядным, динамичным.

Но к сожалению, компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

В связи с актуальностью  проблемы была выбрана тема выпускной  квалификационной работы «Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах».

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах.

Цель работы: описание педагогического опыта по использованию наглядных методов (на примере ИКТ) в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность понятия методов обучения и их классификацию;
  2. раскрыть специфику использования наглядных методов обучения в начальных классах;
  3. представить возможности использования мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ в начальной школе;
  4. описать педагогический опыт по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный».

Структура выпускной  квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы наглядности в процессе обучения

    1. Понятие и классификация методов обучения

 

Понятие «методы обучения» рассматривается в исследованиях  авторов с различных точек зрения. Термин «метод»  определяется в Большой  советской энциклопедии как способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания явлений природы и общественной жизни [5, c.313].

В педагогической практике под методом  принято понимать:

«Систему последовательных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущих к усвоению им содержания образования, т.е. достижения цели» (И.Я. Лернер).

 «Способ руководства  учителем познавательной деятельностью  учащихся» (Т.А. Ильина).

«Способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение, развиваются способности» (Н.И.Болдырев) [3, с.168].

Как видим, метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

  • способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
  • специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения - это  способы совместной деятельности учителя  и учащихся, направленные на решение  задач обучения, т.е. дидактических  задач. Такое определение метода отражает  существенные характеристики обучения.

В.В. Краевский  относит метод  к логической форме норматива  и определяет его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане  и направленной на передачу обучающимся  и усвоение ими определенной части  содержания образования» [39, с.79].

Эта формулировка опирается  на понимание моделирования как  органической части процесса формирования теоретического знания, в котором  первостепенную роль играют модельные  представления. Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод - это общее теоретическое представление  о единой деятельности учителя и  учащихся, направленной на решение  задач обучения, т.е. дидактических  задач. Рассматриваемый с этой точки  зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий  средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной  в виде некоторых элементов его  содержания.

Методы, по определению  С.А. Смирнова, - это то средство, с  помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Однако, несмотря на различные определения метода обучения, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности [25, с.178].

И.Ф.Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он дает следующее определение: «…под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». При этом автор ставит деятельность учителя на первое место. По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся [39, с. 194].

Выделяя взаимосвязь способов обучающей деятельности учителя и способов учебной деятельности учащихся, Ю. К. Бабанский дал следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [4,c.85].

Широкое распространение  получило определение, в котором  не просто выделяется взаимосвязь деятельности учителя и учащегося, а подчеркиваются равноправие и равнозначность обеих сторон в организованной деятельности.  Н.В. Савин определяет методы обучения как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения» [31, с.124].

Следующая группа авторов считает, что и обучающая деятельность учителя по организации и обеспечению учебной деятельности учащихся, и сама совместная деятельность учителя и учеников являются только средствами в обучении. Главная задача учителя состоит в том, чтобы включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность. Именно поэтому Т.А.Ильина рассматривает метод обучения как «способ организации познавательной деятельности учащихся» [11, с. 131].


Таким образом, методы обучения - это способы организации  учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Широкое распространение  в дидактике получило также понятий - «прием обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Информация о работе Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах