Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7
Понятие и классификация методов обучения………………………….7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28
2.2. Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1,014.57 Кб (Скачать файл)

В основе формирования и  развития творческого потенциала своих  учащихся мы видим использование  разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Например, на практике мы проводили  интеллектуальную игру по информатике «Инфобой» (Приложение 4). Целями данной игры были: Обобщение и систематизация знаний по предмету информатика; создание условий для повышения познавательного интереса к предмету; развитие аналитико-синтезирующего мышления; формирование умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер; воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

А также проводилась игра «Кодировщики», целями которой были: проверка пройденного материала, закрепление полученных знаний;  научить ребят работать в группе и индивидуально, принимать решения в нестандартной ситуации; развивать внимание и находчивость, творческие способности, логическое мышление расширять свой кругозор; повышать интерес к предмету, помогать наладить межличностные связи между  учениками и учителями (Приложение 3).

Исходя из вышеперечисленного, можем сказать, что наглядные  методы обучения - это способы обучения с помощью демонстраций или иллюстраций  с целью воздействия на зрительный, слуховой анализаторы для эффективного восприятия материала в процессе познания.

Важность применения принципа наглядности в процессе обучения мы доказываем следующими показателями сформированности познавательной активности:

- сосредоточенность, концентрация  внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса  любой учитель распознает по  «внимательной тишине»);

- ребенок по собственной  инициативе обращается к той  или иной области знаний; стремится  узнать больше, участвовать в  дискуссии;

- положительные эмоциональные  переживания при преодолении  затруднений в деятельности;

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Это можно объяснить влиянием ярких образов, оставляющих глубокие впечатления, на младших школьников, об особенностях восприятия которых в данном возрасте мы уже упоминали ранее.

Подводя итоги, можно сказать, что практически любой учитель  информатики при желании может  использовать мультимедийные пособия  или создать свои электронные  презентации (именно по той теме, которая  необходима на уроке), а также создавать  тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Использование ИКТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учебе. Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

 

 

Заключение

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Методы обучения включают в себя деятельность учителя и учащихся, т.е. деятельность преподавания и учения. Хотя функции учителя и учащихся в процессе обучения обозначены отдельно, но протекают эти деятельности во взаимосвязи, в тесном единстве, т.к. преподавание не может осуществляться без учения, а учение не обходится без преподавания. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы обеспечивают объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у младших школьников всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Требование обеспечения наглядности в случае использования электронного учебного материала могут и должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, обеспечивающие воздействие на зрение, слух, осязание и даже обоняние, по-видимому, целесообразнее будет говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения, то есть чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания. Использование интерактивного оборудования и новых обучающих систем позволяет ввести принципиально новый формат учебного занятия. Компьютерная поддержка особенно уроков информатики в начальной школе позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учет знаний  учащихся.

Подводя итоги, можно сказать, что практически любой учитель  информатики при желании может  использовать мультимедийные пособия  или создать свои электронные  презентации (именно по той теме, которая  необходима на уроке), а также создавать  тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Использование ИКТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учебе. Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексюк А. Н.. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. — М., 1979. — 67 с.
  2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. — М.: Просвещение, 1998. — 176 с.
  3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /Под ред. Абдуллиной О.А.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 512 с.
  4. Бабанский Ю. К.. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. — 112 с.
  5. Большая советская энциклопедия. – М., 1954.
  6. Босова  Л.Л., Босова А. Ю. Комплект  плакатов по информатике в 5 – 7 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  7. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое  пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  8. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957.
  9. Головин С.Ю. Психология. М.: Просвещение, 2001. — 463 с.
  10. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб.пособие для студ.  
    педвузов. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
  11. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М., 1984. -  270 с.
  12. Информатика и <span class="List_0020Parag

Информация о работе Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах