Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Угличский педагогический колледж

 

 

Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнители

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Исполнитель:

Лапшина Нина Николаевна

Специальность: Информатика, 56 группа

 

 Научный руководитель:

Воронина Татьяна Михайловна,

преподаватель математических дисциплин

 

 

Углич

2010

 

Содержание 
Введение

На современном этапе  развития общества, характеризующемся  изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

 Актуальная задача  современной науки - поиск новых  средств и методов формирования  творческой личности, способной  к самостоятельному поведению  и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Одним из подходов, усиливающих  развивающий эффект образовательных  программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую  можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Она способствует развитию таких качеств у учащихся, как  заинтересованность, самостоятельность, результативность, креативность, любознательность и предприимчивость. Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнители актуально и целесообразно.

Тема выпускной квалификационной работы: Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнители

В научной литературе вопросы использования проектной  деятельности  рассматриваются следующим  образом.

Сторонники метода проектов (В.Н. Шульгин, М. В. Крупенина) провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

Исследованы основные компоненты проектной деятельности (А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон); психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения (А.Г. Лидерс., И. М. Желдак). Разработаны педагогические технологии обучения и идея творческого подхода в условиях реализации проектной деятельности (С.В.Ананичева, Л.А. Левицкова). Рассмотрены новые информационные технологии в системе образования (Е.С. Полат, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Н.М.Таланчук) и культура рефлексии организации проектной деятельности (О.Л.Гусева, Е.В. Гусев, Н.Н.Миронова).

При использовании метода проектов у учащихся появляются широкие возможности для самореализации - создание собственного проекта в предметных областях, которые им интересны; учащийся получает личностно - значимый результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Стимулируется интерес учащихся к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Процесс обучения становится менее трудоемким, более интересным и полезным (известно, что если человек что-то делает с удовольствием, то он меньше устает).

В процессе выполнения заданий проекта можно выделить несколько этапов: подготовительный, аналитико-практический, заключительный.

Проектная деятельность - совместная или самостоятельная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность способствует развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни.

К педагогическим целям проектной деятельности относится овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанной с решением различных вопросов. В проектах разобраны примеры, в которых рассмотрены вопросы для критического мышления, приведены многочисленные задания. Каждое задание предполагает совместную работу учащихся индивидуально, в парах и в группе.

 Проектная деятельность  позволяет развить компьютерные  навыки благодаря использованию  информационных и коммуникационных  технологий для доступа, анализа  и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения  различных задач.

Проектная деятельность ориентирована на формирование творческого  мышления, а также на выработку  определенных навыков работы с информацией.

Обучение на основе проектов основывается на активном участии учеников в создании проектов, обеспечивающих их развитие и позволяющих им систематизировать и применить приобретенные знания, умения и навыки.

Исходя из вышесказанного вытекает проблема нашего исследования - каковы учебно - методические материалы, позволяющие организовать проектную деятельность в базовом курсе информатики в среде программ Microsoft Office и Исполнители.

 Объект исследования - процесс изучения тем возможности текстового редактора MS Word и Исполнители алгоритмов уроках информатики.

Предмет исследования - реализация проектов при изучении тем: возможности текстового редактора MS Word и Исполнители алгоритмов.

Цель исследования – апробация разработанных учебных материалов  по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием учебного исполнителя Черепаха и программ MS Office.

Основные  задачи исследования:

  1. Изучить теоретические и психолого-педагогические основы проектной деятельности  на уроках информатики;
  2. Рассмотреть этапы и условия реализации проектной деятельности с использованием MS Word, MS Publisher и программы Исполнители.
  3. Осуществить планирование и реализацию проектов в процессе  изучения тем: возможности текстового редактора MS Word и Исполнители алгоритмов.
  4. Разработать учебно - методические материалы по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием учебного исполнителя Черепаха и программ MS Office
  5. Проанализировать результаты апробации использования проектной деятельности при изучении рассматриваемых тем с использованием шаблонов, публикаций и учебного исполнителя Черепаха.

Используемые методы исследования: теоретические( анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической и теоретической литературы по изучаемой проблеме); эмпирические( наблюдение, абстрагирование, обработка полученных результатов).

Теоретико-методологическая база исследования:

В исследовании используется научная психолого-педагогическая литература авторов: И.П. Подласый, А.Г. Лидерс., И. М. Желдак; теории личностно-ориентированного и деятельностного подхода в системе обучения (Е.С. Полат, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова, Н.М. Таланчук); психологические теории деятельности и учения как деятельности, методические пособия авторов: М.П. Лапчик, И.Г. Семакин.

Методическая  база исследования: МОУ СОШ №7 г. Углич. Исследование проводилось в 8-х и 9-х классах.

Теоретическая значимость заключается в обосновании проблемы, определении и систематизации основных положений по использованию проектной деятельности, раскрытии психолого-педагогических основ её применения.

Практическая  значимость заключается в том, что проведен анализ и интерпретация результатов выполнения проектов и выявлены наиболее распространенные типы ошибок при изучении тем: «Возможности текстового редактора MS Word», «Исполнители алгоритмов» и «Использование приложения MS Publisher». Проведена апробация разработанных учебных материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики, разработаны конспекты уроков для курса информатики основной школы в помощь учителю и студентам при подготовке к урокам и учащимся в освоении материала по темам: «Возможности текстового редактора MS Word» и «Исполнители алгоритмов».

Данная выпускная квалификационная работа  включает в себя введение, две главы (психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе и опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики), заключение, библиографический список, и приложение.

Во введении определена актуальность и проблема исследования. Выявлены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, выделены теоретические и эмпирические методы исследования, обозначены теоретическая и практическая значимость. Описана теоретико - методологическая база.

В первой главе изложены теоретические основы исследования, раскрывающие сущность использования проектной деятельности в курсе информатики основной школы. Раскрыты основные методические подходы к изучению вопроса.

Во второй главе представлен анализ современного состояния проблемы исследования, описан опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики по темам «Возможности текстового редактора Word», «Исполнители алгоритмов» и «Работа с приложением MS Publisher».

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.

В приложении размещен электронный вариант ЭУМК, приводится ряд материалов опытно-экспериментальной и опытно-практической работ.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе

1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых  для жизни в новых условиях открытого общества[1].

Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательного планирования междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни.

 Преподаватели работают с детьми различных психологических типов, с разным уровнем знаний и способностей. Обучение на основе проектов предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всеми учениками. Такое обучение основывается на положениях конструктивизма. Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации проектной деятельности[18].

Подростковый возраст (период от 11 до 15 лет) соответствует началу перехода от детства к юности и совпадает с обучением детей в основной школе.

Психологические особенности  подросткового возраста можно рассматривать, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между  ребенком и взрослым, на психологическом  подростковый возраст характеризуется  формированием самосознания.

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую  возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка  предполагает сотрудничество ребенка  и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество рационально осуществлять с применением проектной деятельности[13].

По мнению А.Г. Лидерс, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание[8].

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями  в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться  на них в своем поведении.

Новообразования не возникают  сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение проектной деятельности[11].

В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного  развития. Неудачи в общении ведут  к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности[10].

Информация о работе Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит