Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Непременным условием эффективной  организации проектной деятельности учащихся является наличие медиатеки  или специально отведенного пространства в школе, где учащиеся будут иметь свободный доступ к информации (в том числе, в электронном виде), а так же для общения в рамках совместной работы над проектом[7].

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание учебных проектов по информатике должно соответствовать Стандартам общего образования, но, за счет интеграции с другими общеобразовательными предметами, содержание проектов включает информацию из различных областей знания, что делает работу над проектом более практико-ориентированным, чем выполнение заданий из учебников. Результаты обучения информатике в процессе применения технологий проектного обучения информатике свидетельствуют об эффективном достижении целей применения этих технологий в процессе изучения информатики в школе. Технологии проектного обучения информатике значительно более трудоемки по сравнению с традиционными технологиями обучения (и для ученика и для учителя), требуют специальной подготовки учителей и хорошего материально-технического обеспечения в школе, но главное, они ориентированы не столько на присвоение новых учебных знаний, сколько на формирование социально значимых качеств. Поэтому технологии проектного обучения рекомендуется применять наряду с традиционными технологиями обучения в их гармоничном взаимодействии.

 

1.4. Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта

Выполнение проекта  определяется умениями и навыка продемонстрированными учащимися во время работы и защиты, качеством созданных ими программных продуктов. А как увидеть, взвесить и оценить внутренний результат, тот опыт деятельности, который стал бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, компетентности и ценности. Необходимо учитывать уровни реализации требований к содержанию  и организации учебных проектов [Приложение 1]

Самое решающее звено  данной деятельности — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу[2].

Учебный проект с точки  зрения обучающегося — это возможность  максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей[1].

В целях обучения информатике  в общеобразовательной школе заявлено приобретение опыта проектной деятельности. В начальной школе программой по информатике предусмотрено выполнение учащимися проектов. При организации проектной деятельности со школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка. Поэтому первые творческие работы лучше предложить выполнить ученику самостоятельно, выбирая с помощью учителя интересующую его тему. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом[11]:

  1. осваивает модели учебной деятельности,
  2. приобретает конкретные технические навыки в использовании компьютера, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
  3. получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
  4. развивает навыки общения.

Весь курс обучения информатике  и в  основной школе можно представить  в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Все проекты должны предполагать компьютерную технологию реализации[8].

В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс  в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной работы.

Такой опыт организации  учебного процесса в основной школе  позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность[15].

При активном использовании  информационных технологий  в основной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются  компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать  устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

Кроме тематических проектов, программой курса информатики  для  основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных  областей: история, филология, математика, искусство. Для успешной реализации межпредметных проектов, учителю информатики рекомендуется  организовать совместную деятельность учащихся с  учителем  соответствующей предметной области.  Выполненные в результате проектной деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по соответствующему предмету[12].

В основной школе также  предполагается  проведение практических работ, ориентированных на получение  целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики учащиеся приобретают опыт комплексного использования  теоретических знаний в реализации проектов, связанных с учебной и практической деятельностью[6].

Презентацию результатов  проектирования целесообразно проводить на уроках обобщения. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся.  Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками  в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися[27].

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть техническое и учебно-методическое оснащение, информационное (библиотека, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение.

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что  самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать[15]:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

Можно сделать вывод, что в основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 8-9 классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует  лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Проектная деятельность подразумевает продуктивную деятельность учащихся, она способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности». В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.  
Выводы по главе

В первой главе рассматриваются психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе. Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. В настоящее время  метод проектов активно внедряется  учителями информатики в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения.

Результат создаваемых проектов определяется умениями и навыка продемонстрированными учащимися во время работы и защиты, качеством созданных ими программных продуктов. А как увидеть, взвесить и оценить внутренний результат, тот опыт деятельности, который стал бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, компетентности и ценности. Проектную деятельность рекомендуется применять наряду с традиционными технологиями обучения в их гармоничном взаимодействии.

 

Глава 2. Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики

2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы

С целью проверки возможности и эффективности реализации проектной деятельности в период педагогической практики нами были разработаны и апробированы следующие учебные проекты: «Ночное путешествие» (тема «Исполнители алгоритмов»), «Волшебный конверт» (тема «Возможности текстового редактора MS Word»), «Поздравительная публикация» (тема «MS Publisher»)

Целью опытно – практической работы является: разработать учебно - методические материалы по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием шаблонов текстового редактора MS Word и учебного исполнителя Черепаха.

Задачи проекта :

  • контроль знаний, умений и навыков по созданию проектов в среде программ MS Word, MS Publisher и программы Исполнители;
  • показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • продемонстрировать возможности использования и технологии работы с новыми устройствами: проектором, ноутбуком.
  • развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
  • развивать коммуникационные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
  • уметь слушать и уважать мнение товарища;
  • анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

Планирование  опытно – практической работы включает в себя три этапа.

Подготовительный:

  1. Продумывание учителем темы проекта.
  2. Выбор возрастной категории учащихся.
  3. Формулирование основополагающего вопроса.
  4. Формулирование вопросов учебной темы.
  5. Формулирование содержательного вопроса для исследований учащихся.
  6. Формулирование дидактических целей проекта.
  7. Формулирование методических задач.
  8. Формулирование проблемы.
  9. Выдвижение гипотез решения проблем.
  10. Определение творческого названия проекта.
  11. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
  12. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально.

Аналитико-практический:

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
  2. Работа над проектом.

Заключительный:

  1. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
  2. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Информация о работе Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит