Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65
Таким образом, переходим к планированию содержания учебного проекта и этапам его проведения.
Таблица 5
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения[27]
Название этапа |
Содержание |
Конкретизация |
Подготовительный |
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально |
Исполнители алгоритмов. |
Выбор возрастной категории учащихся. |
Учащиеся 9 классов. | |
Формулирование |
Каковы возможности использования учебного исполнителя Черепаха? | |
Формулирование вопросов учебной темы. |
Какие существуют учебные исполнители? Что включается в понятие исполнитель? Каковы команды управлением учебным исполнителем Черепаха? Каковы этапы создания программы для Черепахи? | |
Формулирование |
Каковы сферы применения создаваемой программы? | |
Формулирование дидактических целей проекта. |
Развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формирование мышления, навыков индивидуальной работы. | |
Формулирование методических задач |
Освоить представление об учебном исполнителе Черепаха, освоить понятие "исполнитель", научить проводить анализ проделанной работы, научить управлять черепахой для оформления программы. | |
Формулирование проблемы |
Каковы условия создания программ для учебного исполнителя Черепаха? | |
Выдвижение гипотез решения проблем. |
При изучении и закреплении темы «Алгоритмизации » в основной школе. Применение данной темы в повседневной жизни (алгоритм перехода улицы, приготовления блюд, основных правил гигиены и т. д.) | |
Определение творческого названия проекта |
Ночное путешествие | |
Формирование групп
для проведения исследований и определение
формы представления |
Учащиеся выполняют работу в парах, выбирают электронную форму представления с помощью метода демонстрации на проекторе. | |
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально. |
Ученики обдумывают индивидуальный план работы, прибегая к помощи учителя. | |
Аналитико-практический |
Обсуждение со школьниками возможных источников информации. |
Цель: задать направление поиска информации. Ученики могут использовать как бумажные источники, так и интернет. Но необходимо задействовать в первую очередь собственную фантазию. |
Индивидуальная работа. |
Консультирование, помощь, организация деятельности учащихся, развитие сообразительности и инициативности. | |
Заключительный |
Презентация отчета о проделанной работе. |
Форма презентации демонстрация. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Учитель консультирует и помогает. |
Оценивание результатов
проекта школьниками и |
Рефлексия. Оценивание работы каждого участника. |
Описание этапов выполнения проекта с использованием графического исполнителя Черепаха
В ходе продумывания темы проекта мы учитывали требования к с изучению раздела Исполнители алгоритмов в 9-х класса, определенные программой. Проведена подготовительная работа перед началом создания проекта. Учащиеся с помощью учителя сформулировали основополагающий вопрос - каковы возможности использования учебного исполнителя Черепаха?
Содержательный вопрос - каковы сферы применения создаваемой программы? Вопросы учебной темы - какие существуют учебные исполнители, что включается в понятие исполнитель, каковы особенности работы учебным исполнителем Черепаха, каковы этапы создания программы для Черепахи?
Постановка дидактических целей проекта направлена на развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формулирование методических задач способствовало освоению представления об дополнительных возможностях текстового процессора, проведению анализ проделанной работе с встроенными шаблонами. Учащиеся учились кратко излагать свои мысли. В ходе определения творческого названия проекта учащиеся проявляли оригинальность и сообразительность. При обсуждении плана работы, учащиеся подготавливались на дальнейшую индивидуальную работу, прибегая к помощи учителя.
В ходе аналитико-
На заключительном этапе учащиеся защитили собственные проекты с помощью презентации доклада и демонстрации. Учитель мотивировал учащихся систематизировать полученные данные. Во время защиты полученных результатов у учащихся сформировалось обобщение и систематизация имеющихся знаний по вопросам использования текстового редактора. Это прослеживалось во время ответов на вопросы присутствующих после выступления. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем основывалось с помощью рефлексии.
Примеры проектов [Приложение 5].
Целью опытно-практической работы являлась реализация проектной деятельности на уроках информатики по темам «Работа с текстовым редактором MS Word», «Работа с MS Publisher», «Исполнители алгоритмов» в курсе информатике основной школы.
В связи с поставленной целью были подобраны классы, в которых осуществлялось преподавание данной темы.
Наибольшее количество часов на изучение темы «Работа с текстовым редактором MS Word» в базовом курсе отводится в восьмых классах по авторской программе И.Г. Семакина, темы «Исполнители алгоритмов» в девятых классах по авторской программе И.Г. Семакина, тема «Работа с MS Publisher» берется на дополнительное изучение на внеклассных занятиях.
База проведения опытно-практической работы: МОУ СОШ №7 г. Углича, 8,9 классы. Учитель информатики – Стрельцова С.В.
В процессе опытно-практической работы, опираясь на авторскую программу курса, были выбраны темы, входящие в раздел «Работа с текстовым редактором MS Word»: на основе которых происходила реализация проектной деятельности:
Темы, входящие в раздел «Исполнители алгоритмов»:
Темы, входящие в раздел «Работа с MS Publisher»:
На основе данных тем происходила реализация проектной деятельности.
При реализации тем в базовом курсе на восьмых классах использовались следующие учебно - методические материалы:
На уроках использовались технические средства: ПК, проектор; программное обеспечение: MS Word, MS PowerPoint, MS Publishe,программа Исполнители. Занятия строились с учетом возрастных особенностей учащихся, применялись различные методы обучения.
Занятия проходили
в доброжелательной рабочей обстановке,
использование различных
После изучения и отработки умений по каждой из тем осуществлялся контроль в форме письменных самостоятельных работ, практических работ. Проверка и оценка (отметочная пятибалльная система) позволили подвести итоги контрольных работ, определить качество знаний учащихся.
По анализу результатов выполнения проектов можно сделать вывод, что «отличному» и «хорошему» уровню соответствовали работы «Поздравительная публикация» и «Ночное путешествие» Данные проекты в большей степени соответствовали критериям оценивания, и поставленным задачам перед началом выполнения проекта.
В процессе создания проекта «Волшебный конверт» у учащихся возникли затруднения при работе с текстовым редактором MS Word, что привело к «слабому» уровню выполнения проекта, но часть учащихся продемонстрировали «хороший» и «отличный» уровень.
Проведен анализ и
интерпретация результатов
Работа с текстовым редактором MS Word:
Таким образом, переходим к наглядному представлению типов ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word»
Таблица 6
Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8а класс)
№ ошибки |
Количество учащихся |
В % |
1 |
3 |
18.75% |
2 |
1 |
6.25% |
3 |
4 |
25% |
4 |
2 |
12.5% |
5 |
6 |
37.5% |
Диаграмма 1
Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8а класс)
Таблица 7
Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8б класс)
№ ошибки |
Количество учащихся |
В % |
1 |
2 |
12.5% |
2 |
2 |
12.5% |
3 |
4 |
25% |
4 |
1 |
6.25% |
5 |
7 |
43.75% |
Диаграмма 2
Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8б класс)
Таблица 8
Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8в класс)
№ ошибки |
Количество учащихся |
В % |
1 |
0 |
0% |
2 |
1 |
6.25% |
3 |
2 |
12.5% |
4 |
8 |
50% |
5 |
5 |
31.25% |
Диаграмма 3
Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8в класс)
Анализ ошибок показал, что наиболее проблемными областями для учащихся 8-х классов при создании проекта в среде текстового редактора MS Word являлись: затруднение при работе с буфером обмена и сложности в оформлении проекта. Таким образом, в дальнейшем следует уделить большее внимание при консультировании учащихся по вопросам, связанных с дизайнерским оформлением проекта и работой с буфером обмена в среде текстового редактора MS Word.
Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов»: