Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Таким образом, переходим к планированию содержания учебного проекта и этапам его проведения.

  

Таблица 5

Планирование  содержания учебного проекта и этапов его проведения[27]

Название этапа

Содержание

Конкретизация

Подготовительный

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально

Исполнители алгоритмов.

 

Выбор возрастной категории  учащихся.

Учащиеся 9 классов.

 

Формулирование основополагающего  вопроса.

Каковы возможности  использования учебного исполнителя  Черепаха?

 

Формулирование вопросов учебной темы.

Какие существуют учебные исполнители? Что включается в понятие исполнитель? Каковы команды управлением учебным исполнителем Черепаха? Каковы этапы создания программы для Черепахи?

 

Формулирование содержательного  вопроса для исследований учащихся.

Каковы сферы применения создаваемой программы?

 

Формулирование дидактических  целей проекта.

Развитие самостоятельной  познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть  проблему и наметить пути ее решения. Формирование мышления, навыков  индивидуальной работы.

 

Формулирование методических задач

Освоить представление  об учебном исполнителе Черепаха, освоить понятие "исполнитель", научить проводить анализ проделанной работы, научить управлять черепахой для оформления программы.

 

Формулирование проблемы

Каковы условия создания программ для учебного исполнителя Черепаха?

 

Выдвижение гипотез  решения проблем.

При изучении и закреплении темы «Алгоритмизации » в основной школе. Применение данной темы в повседневной жизни (алгоритм  перехода улицы, приготовления блюд, основных правил гигиены и т. д.)

 

Определение творческого  названия проекта

Ночное путешествие

 

Формирование групп  для проведения исследований и определение  формы представления результатов.

Учащиеся выполняют  работу в парах, выбирают электронную форму представления с помощью метода демонстрации на проекторе.

 

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально.

Ученики обдумывают индивидуальный план работы, прибегая к помощи учителя.

Аналитико-практический

Обсуждение со школьниками  возможных источников информации.

Цель: задать направление  поиска информации. Ученики могут  использовать как бумажные источники, так и интернет. Но необходимо задействовать  в первую очередь собственную  фантазию.

 

Индивидуальная  работа.

Консультирование, помощь, организация деятельности учащихся, развитие сообразительности и инициативности.

Заключительный

Презентация отчета о проделанной работе.

Форма презентации демонстрация. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Учитель  консультирует и помогает.

 

Оценивание результатов  проекта школьниками и учителем.

Рефлексия. Оценивание работы каждого участника.


 

 

Описание этапов выполнения проекта с использованием графического исполнителя Черепаха

В ходе продумывания темы проекта мы  учитывали требования к  с изучению раздела Исполнители алгоритмов в 9-х класса, определенные программой. Проведена подготовительная работа перед началом создания проекта. Учащиеся с помощью учителя сформулировали основополагающий вопрос - каковы возможности использования учебного исполнителя Черепаха?

Содержательный вопрос - каковы сферы применения создаваемой программы? Вопросы учебной темы - какие существуют учебные исполнители, что включается в понятие исполнитель, каковы особенности работы учебным исполнителем Черепаха, каковы этапы создания программы для Черепахи?

Постановка дидактических целей проекта направлена на развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формулирование методических задач способствовало освоению представления об дополнительных возможностях текстового процессора, проведению анализ проделанной работе с встроенными шаблонами. Учащиеся учились кратко излагать свои мысли. В ходе определения творческого названия проекта учащиеся проявляли оригинальность и сообразительность. При обсуждении плана работы, учащиеся подготавливались на дальнейшую индивидуальную работу, прибегая к помощи учителя.

 В ходе аналитико-практического этапа каждая пара выбрала  свою тему проекта, из предложенных учителем. Активно использовались интернет ресурсы, с бумажными источниками работала лишь незначительная часть. Задействовалась так же и собственная фантазия, которая выявилась в ходе индивидуальной  работы. Данный этап, основанный на консультировании  и помощь организации деятельности учащихся, способствовал  развитию сообразительности и инициативности при приобретении навыков в проектной деятельности.

На заключительном этапе учащиеся защитили собственные проекты с помощью презентации доклада и демонстрации. Учитель мотивировал учащихся систематизировать полученные данные. Во время защиты  полученных результатов у учащихся сформировалось обобщение и систематизация имеющихся знаний по вопросам использования текстового редактора. Это прослеживалось во время ответов на вопросы присутствующих после выступления. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем основывалось с помощью рефлексии.

Примеры проектов [Приложение 5].

 

 

    1. Результаты опытно – практической работы

Целью опытно-практической работы являлась реализация проектной деятельности на уроках информатики по темам «Работа с текстовым редактором MS Word», «Работа с MS Publisher», «Исполнители алгоритмов» в курсе информатике основной школы.

В связи с поставленной целью были подобраны классы, в которых осуществлялось преподавание данной темы.

Наибольшее количество часов на изучение темы «Работа с текстовым редактором MS Word» в базовом курсе отводится в восьмых классах по авторской программе И.Г. Семакина, темы «Исполнители алгоритмов» в девятых классах по авторской программе И.Г. Семакина, тема «Работа с MS Publisher» берется на дополнительное изучение на внеклассных занятиях.

База проведения опытно-практической работы: МОУ СОШ №7 г. Углича, 8,9 классы. Учитель информатики – Стрельцова С.В.

В процессе опытно-практической работы, опираясь на авторскую программу  курса, были выбраны темы, входящие в раздел «Работа с текстовым редактором MS Word»: на основе которых происходила реализация проектной деятельности:

  • Режим ввода – редактирования текста
  • Шрифты и начертания
  • Форматирование текста, работа с фрагментами текста
  • Работа со стилями и шаблонами
  • Включение в текстовый документ графических объектов

Темы, входящие в раздел «Исполнители алгоритмов»:

  • Основные алгоритмические структуры
  • Понятие исполнителя и графического исполнителя (ГРИС)
  • Назначение и возможности графического исполнителя Черепаха
  • Система команд графического исполнителя Черепаха
  • Управление графическим исполнителем Черепаха
  • Понятие цикла и вложенного цикла для графического исполнителя Черепаха

Темы, входящие в раздел «Работа с MS Publisher»:

  • Назначение программы MS Publisher
  • Популярные типы публикаций
  • Поздравительный буклет

На основе данных тем  происходила реализация проектной деятельности.

При реализации тем в базовом курсе на восьмых классах использовались следующие учебно - методические материалы:

    1. Поурочные и методические материалы: конспекты уроков; практические работы [Приложение 4]
    2. Наглядные материалы: электронные презентации, созданные в программе MS PowerPoint [Приложение 5]

На уроках использовались технические средства: ПК, проектор; программное обеспечение: MS Word, MS PowerPoint, MS Publishe,программа Исполнители. Занятия строились с учетом возрастных особенностей учащихся, применялись различные методы обучения.

Занятия проходили  в доброжелательной рабочей обстановке, использование различных средств  и методов обучения, смена деятельности позволили заинтересовать школьников, повысить мотивацию к обучению тем «Работа с текстовым редактором MS Word», «Работа с MS Publisher», и «Исполнители алгоритмов»

После изучения и отработки  умений по каждой из тем осуществлялся  контроль в форме письменных самостоятельных работ, практических работ. Проверка и оценка (отметочная пятибалльная система) позволили подвести итоги контрольных работ, определить качество знаний учащихся.

По анализу результатов  выполнения проектов можно сделать  вывод, что «отличному» и «хорошему» уровню соответствовали работы «Поздравительная публикация» и «Ночное путешествие» Данные проекты в большей степени соответствовали критериям оценивания, и поставленным задачам  перед началом выполнения проекта.

В процессе создания проекта  «Волшебный конверт» у учащихся возникли затруднения при работе с текстовым редактором MS Word, что привело к «слабому» уровню выполнения проекта, но часть учащихся продемонстрировали «хороший» и «отличный» уровень.

Проведен анализ и  интерпретация результатов выполнения проектов и выявлены наиболее распространенные типы ошибок при изучении тем:

Работа  с текстовым редактором MS Word:

    1. Некорректный ввод – редактирование текста
    2. Нерациональное использование параметров формата (длина строк, межстрочное расстояние, выравнивание текста, размеры полей)
    3. Отсутствие последовательности команд при работе с буфером обмена
    4. Неэстетичное оформление документа
    5. Затруднение при работе с командой ВСТАВИТЬ РИСУНОК и его положения относительно текста.

Таким образом, переходим  к наглядному представлению типов ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word»

 

Таблица 6

Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым  редактором MS Word» (8а класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

3

18.75%

2

1

6.25%

3

4

25%

4

2

12.5%

5

6

37.5%


 

Диаграмма 1

Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым  редактором MS Word» (8а класс)

 

Таблица 7

Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым  редактором MS Word» (8б класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

2

12.5%

2

2

12.5%

3

4

25%

4

1

6.25%

5

7

43.75%


 

Диаграмма 2

Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8б класс)

 

 

Таблица 8

Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым  редактором MS Word» (8в класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

0

0%

2

1

6.25%

3

2

12.5%

4

8

50%

5

5

31.25%


 

Диаграмма 3

Типы ошибок при изучении темы «Работа с текстовым редактором MS Word» (8в класс)

Анализ ошибок показал, что наиболее проблемными областями  для учащихся 8-х классов при  создании проекта в среде текстового редактора MS Word являлись: затруднение при работе с буфером обмена и сложности в оформлении проекта. Таким образом, в дальнейшем следует уделить большее внимание при консультировании учащихся по вопросам, связанных с дизайнерским оформлением проекта и работой с буфером обмена в среде текстового редактора MS Word.

 

Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов»:

  1. Некорректное составление  циклического и разветвляющегося алгоритмов
  2. Нерациональное использование команд графического исполнителя Черепаха
  3. Ошибки в управлении графическим исполнителем Черепаха
  4. Ошибки в структуре программ с использованием цикла и вложенного цикла для графического исполнителя Черепаха

Информация о работе Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит