Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

4.Практическая работа.

Задание 1 (демонстрация с помощью проектора):

Нарисуем квадрат со стороной 40 шагов:

  1. Вместо слова «программа»  пишем  ее звание «Квадрат».
  2. Программа записывается строго в фигурных скобках.
  3. После каждой команды ставиться точка с запятой.
  4. Чтобы Черепаха появилась на экране, даем ей команду покажись.
  5. Чтобы Черепаха начала рисовать необходимо дать ей команду опусти_перо.
  6. Чтобы Черепаха продвинулась на 40 шагов вперед, даем ей команду вперед ( 40 ).
  7. Как вы знаете, все углы квадрата равны 90 градусов, поэтому черепаха разворачивается строго на 90 градусов вправо.
  8. Черепаха нарисовала одну сторону квадрата, аналогично рисуем остальные три стороны.

Программа выглядит так:

Квадрат

{

Покажись;

опусти_перо;

вперед  (40);

вправо (90);

вперед  (40);

вправо  (90);

вперед  (40);

вправо  (90);

вперед  (40);

вправо  (90);

}

 


Садимся за компьютеры, запускаем  программу «Исполнители» и рисуем квадрат.

Задание 2: написать программу, при которой черепаха рисует следующие фигуры:

Задание 3: составить программу, при которой черепаха напишет  ваше имя.

15

5.Повторение

На сегодняшнем уроке  мы познакомились с графическим  исполнителем «Черепаха».

Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Что понимается под словом «исполнитель»?
  2. Что понимается под аббревиатурой ГРИС и СКИ?
  3. Приведите примеры учебных исполнителей?
  4. Что является средой учебного исполнителя?
  5. Что определяет состояние учебного исполнителя?
  6. Что умеет делать «Черепаха», и как она это делает?
  7. Назовите СКИ  «Черепахи»
  8. Какое исходное положение у «Черепахи»?
  9. Что входит в окно программы «Исполнители», назовите активные кнопки?
  10. Где можно найти команды «Черепахи»?

3

5.Домашнее задание

Выучить теоретический  материал, подготовиться к опросу по теме «Исполнители алгоритмов»

Спасибо за урок, до свидания!

2


 

 

Урок 3,4(подготовительный этап создания проекта, продолжение знакомства с командами Черепахи)

Тема: циклические алгоритмы, вложенные циклы.

Задачи:

Образовательная:

  • Актуализация знаний по теме «исполнители алгоритмов», с целью подготовки к самостоятельной работе.
  • Знакомство с понятиями: цикл, команда – оператор, вложенный цикл.
  • Работа с программой «Черепаха»,знакомство со способами закрашивания  рисунков, использованием цикл и вложенный цикл при рисовании фигур.

Воспитательная:

  • Умение работать на уроке,  умение слушать учителя и выполнять задания.
  • Наработать умение работы за компьютером.
  • Умение слушать ответы и рассуждения одноклассников.
  • Умение работать индивидуально.

Развивающая:

  • Развить умение формулировать определения, правильно отвечать на поставленные вопросы.
  • Выработать умение анализировать ситуацию, сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Развитие, памяти, мышления, речи, сообразительности.
  • Развитие  активности на уроке.

Оборудование:

  • Проектор;
  • Ноутбук.

 

№  этапа

Содержание

t

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем  знакомство с «Черепахой». Прежде, чем перейти  к новой теме давайте вспомним ранее изученный материал по теме «исполнители алгоритмов»

 

2.Опрос

Ответьте на вопросы:

  • Что понимается под словом «исполнитель»?
  • Что понимается под аббревиатурой ГРИС и СКИ?
  • Приведите примеры учебных исполнителей?
  • Что является средой учебного исполнителя?
  • Что определяет состояние учебного исполнителя?
  • Что умеет делать «Черепаха», и как она это делает?
  • Назовите СКИ  «Черепахи»
  • Какое исходное положение у «Черепахи»?
  • Что входит в окно программы «Исполнители», назовите активные кнопки?
  • Где можно найти команды «Черепахи»?
  • Какую команду надо дать, чтобы «Черепаха» начала рисовать; развернулась; переместилась без следа?
 

3.Самостоятельная  работа

Сейчас я попрошу  сесть за компьютеры и выполнить  самостоятельную работу на отметку.

Задание: написать программу, при которой «Черепаха» рисует звезду.

Выставление отметок.

 

4.Новая тема

Продолжаем изучение «Черепахи».

Давайте вспомним программу  «Квадрат», с которой мы познакомились  на прошлом уроке.

При составлении программы  рисования квадрата можно заметить, что в ней несколько раз  повторяется последовательность команд:

вперед  (40);

вправо  (90);

Хотелось бы сказать  Черепахе, чтобы она сделала эти  команды ровно 4 раза. При этом будет  нарисован квадрат и Черепаха вернется в исходное положение.

В данном случае эти команды  надо повторить только 4 раза и можно  легко 4 раза написать одинаковые команды. Но представьте, что надо сделать одинаковые операции 100 или 200 раз.

 В программировании  в таких случаях используется  специальная команда (оператор), которая говорит исполнителю,  что какую-то часть программы  надо сделать несколько раз.

Запишем новую тему урока: циклические алгоритмы, вложенные циклы.

Цикл – это многократное использование последовательности команд.

А с какими видами циклов вы уже знакомы?

  • Цикл с условием  (цикл, выполнение которого повторяется, пока истинно условие).
  • Цикл со счетчиком  (повторное выполнение тела цикла, пока условный параметр (счетчик) пробегает множество всех значений от начального (in)до конечного (ik)).

 

Давайте снова обратимся  к «Черепахе», которая рисует квадрат  с помощью оператора цикла:

Квадрат

 { 

покажссь ;

опусти_перо ;

повтори (4)

{

вперед  (40);

вправо  (90);

}

}

/ *название программы  */

/ *начало программы  */

 / *тело программы */

 

/*заголовок цикла */

/*начало цикла * /

/ *тело цикла */

 

/ *конец цикла*./

/ *конец программы*/


Как вы видите,  в программе  появились новые команды.

Команда «повтори» является заголовком цикла, она взывает цикл, который записывается строго в фигурных скобках .

Команду «повтори» вы можете  найти во вкладе «шаблоны» - операторы – повтори () {}.

В круглых скобках  вы записываете число одинаковых команд (повторений).В данном случае оно равно 4.

Далее записывается цикл в фигурных скобках.

Началом цикла является фигурная скобка, которая его открывает.

Концом цикла является фигурная скобка, которая его закрывает.

В теле цикла находятся  команды, которые необходимы для  рисования квадрата:

 вперед  (40);

вправо  (90);

Теперь я покажу вам  как выполнить эту программу (с  использованием ноутбука и проектора  показываю выполнение программы).

Можно сделать вывод, что с помощью цикла мы сумели сократить программу.

Давайте  рассмотрим более  сложную задачу, когда требуется  нарисовать цепочку из пяти одинаковых квадратов, разделенных интервалом в 10 шагов:

Как вы думаете, как мы можем это сделать?

Здесь явно необходимо использовать цикл, поскольку мы видим одинаковые элементы в рисунке, и хочется сказать исполнителю что-то вроде «Сделай 5 раз две операции:

  • нарисуй квадрат и затем …
  • переместись к левому нижнему углу следующего».

С другой стороны, сам  квадрат рисуется с помощью цикла. Поэтому один цикл будет расположен внутри другого.

Вложенный цикл — это цикл, расположенный внутри другого цикла

Задание: давайте сядем за компьютер и нарисуем квадрат с использованием  цикла, а затем пять квадратов с использованием вложенного цикла.

Вы заметили, что «Черепаха»  рисует все время только  черной линией?

Давайте попробуем изменить цвет линии и закрасить рисунок.

Для изменения цвета  линии используется команда:

цвет (n) ;

Для закрашивания фигуры используется команда:

закрась (n)  ;

Где n – цвет краски.

При этом необходимо выполнить следующие условия:

  1. Область должна быть замкнуты, то есть в границе не может быть разрывов, иначе краска «вытекает».
  2. В момент закраски Черепаха должна находиться внутри этой области, перо должно быть опущено.
  3. Черепаха не должна находиться в точке, которая имеет тот же цвет, что и граница.

Цвет линии может  иметь значения от 0 до 15, таким образом  можно использовать всего 16 цветов:

Пришло время перейти к выполнению практической работы, садитесь за компьютеры.

 

5.Практическая  работа

Задание 1:написать программу, при которой «Черепаха» рисует квадрат  синим цветом, а затем закрашивает  его желтым цветом с использованием цикла.

Дополнительно: написать программу, при которой «Черепаха» рисует звезду красным цветом, а затем закрашивает его желтым цветом с использованием цикла.

Задание 2 (на отметку): написать программу, при которой «Черепаха» рисует 5  квадратов желтым  цветом, а затем закрашивает их светло-фиолетовым цветом с использованием вложенного цикла на зеленом фоне со смещением .

Проверка, выставление  отметок.

Подведение итога урока.

 

6.Домашнее задание

Подготовиться к выполнению проекта по теме «Исполнители алгоритмов». Знать как использовать цикл и вложенный цикл при написании программы. Уметь написать программу для следующих фигур:

 

Спасибо за внимание, до свидания!

 

 

 

Урок 5,6(аналитико – практический и заключительный этапы создания проекта)

Тема: проект «Ночное путешествие».

Задачи:

Образовательная:

  • Актуализация знаний по теме «исполнители алгоритмов»
  • Работа с программой «Черепаха»,на практике. Закрепление навыков по написанию программы.
  • Наработать умения защиты учебного  проекта.

Воспитательная:

  • Умение работать на уроке,  умение слушать учителя и выполнять задания.
  • Наработать умение работы за компьютером.
  • Умение слушать ответы и рассуждения одноклассников.
  • Умение работать индивидуально.

Развивающая:

  • Выработать умение анализировать ситуацию, сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Развитие, памяти, мышления, речи, сообразительности.
  • Развитие высокой продуктивности на уроке.

Оборудование:

  • Проектор;
  • Ноутбук.

 

№ этапа

Содержание

t

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня мы применим все свои знания по теме «Исполнители алгоритмов» на практике. Результатом этого будет защита проекта « ночное путешествие ». На первом уроке мы будем реализовывать проект, а на втором проводить защиту.

 

2.Реализация проекта

При  изучения темы «  Исполнители алгоритмов » мы завершили  подготовительный и аналитико – практический этап выполнения проекта. Пришло время перейти к заключительному этапу на котором вы продемонстрируете:

  1. Отчета о проделанной работе при работе с учебным исполнителем «Черепаха»
  2. Защиту полученных результатов и выводов .
  3. Оценку и анализ результатов, полученных в ходе работы.

Приступаем к реализации проекта.

Задание: написать программу, при которой «Черепаха» рисует ночное путешествие:

 

3.Защита проекта

Этот этап является самым  важным, так как позволяет подвести итоги, давайте обсудим вместе  сильные и слабые стороны каждой работы, что хотелось, что удалось, а что осталось нереализованным, что помешало исполнению планов, объективные и субъективные причины, что надо учесть в следующих проектах, предложения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту.

 

4.Подведение итогов

Оценивание результатов  проекта школьниками и учителем.

 

 

 

Приложение 5

Учебно  – методические материалы и примеры  проектов в электронном виде (CD - приложение)


Информация о работе Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит