Методика обучения школьников приемам работы в Photoshop

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является описание методики формирования начальных знаний, умений и навыков работы с программой Adobe Photoshop, которые позволят учащемуся успешно продолжить самостоятельное изучение данной программы. Исходя из цели выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи:
1. Определить круг вопросов, рассматриваемых в ходе написания выпускной квалификационной работы; 2. Описать методику изучения палитр и инструментов, наиболее часто используемых при обработке изображения в Adobe Photoshop; 3. Описать варианты заданий для формирования навыков использования полученных знаний на практике.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение Adobe Photoshop в школьном курсе информатики. Методика изучения интерфейса программы 5
1.1. Мотивация изучения программы Adobe Photoshop 5
1.2. Изучение программы Adobe Photoshop в школьном курсе информатики 6
1.3. Запуск программы 11
1.4. Методика изучения интерфейса программы 12
Глава 2. Методика изучения инструментов и формирования навыков работы в Adobe Photoshop 23
2.1. Методика изучений и формирования навыков работы с инструментом «Выделение» 24
2.1.1. Методика изучения прямоугольного и кругового выделения 24
2.1.2. Методика изучения способов выделения произвольных областей 27
2.2. Методика изучения способов перемещения фрагментов изображений. Формирование навыков компоновки одного изображения из нескольких 31
2.3. Методика изучения способов рисовании и заполнения изображений в Adobe Photoshop. Формирование навыков использования инструментов «Кисть», «Карандаш», «Заливка», «Градиент» 33
2.4. Методика изучения инструментов изменения яркости изображения: «Уклонение», «Выжигание», «Губка» 36
2.5. Методика изучения инструментов «Клонирование», «Текст» 36
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложения……………………………………………………………………………….……..42

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 5.26 Мб (Скачать файл)

1.3. Запуск программы

Следующим этапом изучения работы с данной программой является рассмотрение способов запуска данной программы и ее интерфейса.

При рассмотрении способов запуска программы можно предложить учащимся самостоятельно перечислить известные им способы запуска программ, а потом запустить программу всеми известными им способами. Такой прием может быть использован потому, что учащиеся ранее уже работали с различными программами, и значит, запускали эти программы, А так как запуск программ выполняется аналогичным способом, то учащиеся могут без помощи учителя сформулировать способы запуска известных им программ и программы Adobe Photoshop. Таким образом, способ запуска программы вводится конкретно - индуктивным способом.

После запуска программы  следует обратить внимание учащихся на то, что при открытии такого графического редактора, как Paint сразу создается холст, здесь появляется новый документ, на котором можно рисовать, используя различные инструменты. А в Adobe Photoshop новый холст для рисования не появляется. При рассмотрении этого различия между программами можно использовать проблемную постановку вопроса: «Исходя из первого этапа урока, на котором было рассмотрено назначение каждого из графических редакторов, объяснить, почему при запуске Adobe Photoshop не создается новый холст для рисования?»

Для того чтобы ответить на данный вопрос, учащиеся должны знать  разницу между назначением каждой из программ, и ответить, что Adobe Photoshop предназначен не для создания изображения, а для обработки уже существующего изображения (сканированного или созданного ранее в каком-либо другом графическом редакторе), поэтому в Adobe Photoshop обычно нужно не создавать изображение, а открывать уже существующее изображение и редактировать его, и поэтому холст не создается.

1.4. Методика изучения интерфейса программы

Следующим шагом изучения данной программы является рассмотрение интерфейса запущенной программы. Интерфейс  программы рассмотрим на примере конкретного изображения.

Сначала запустим Adobe Photoshop и откроем в нем какое-нибудь изображение. Рассмотрение открывшегося изображения следует начать непосредственно с объяснения назначения некоторых элементов интерфейса, в том числе пунктов меню и палитр, которые будут использоваться учащимися в дальнейшем.

Следует обратить внимание учащихся на то, что большинство  элементов интерфейса стандартные: строка заголовка, полоса состояния  и меню другие

Строка заголовка показывает название и значок программы, в данном случае Adobe Photoshop. Системные кнопки управления в правой части строки используются для свертывания/развёртывания, изменения размеров и закрытия окна.

Системное меню открывается  при щелчке на значке программы. Оно  включает команды для работы с окном, которые позволяют восстанавливать, перемещать, закрывать его и изменять размеры.

Полоса состояния (вдоль  нижней границы окна) предназначена  для отображения информации об открытом документе, рабочих дисках, активном инструменте и прочее [3; 4; 7].

При рассмотрении выше перечисленных  элементов интерфейса, нужно

учитывать, что с назначением подобных меню и окон учащиеся уже

сталкивались, поэтому  им можно предложить самостоятельно ответить на вопросы о назначении общих для многих программ элементов интерфейса. То есть, учащиеся самостоятельно могут объяснить назначение многих из них, и не следует делать это за них.

Программа Adobe Photoshop, также как и другие графические редакторы, имеет меню, которое содержит группы команд управления изображением и документом, объединённые по близости выполняемых функций. Команды главного меню, в свою очередь, могут включать подменю, образуя разветвлённую, довольно сложную, структуру. Рассмотрим методику изучения пунктов меню, связанных с отображением имеющихся окон.

Меню «Окно» содержит следующие пункты (палитры): документы, рабочая область, инструменты, опции, браузер файлов, навигатор, информация, цвет, экземпляры, стили, история, действия, настройка инструмента, слои, каналы, пути, кисти, символ, параграф, панель статуса.

Рассмотрим назначение каждого из пунктов меню «Окно» на конкретном примере. Для этого откроем любое изображение.

Палитра «Навигатор»

При открытии изображения  в палитре «Навигатор» появляется его уменьшенная копия целиком. Передвигая треугольник, расположенный под уменьшенным изображением, можно изменять его масштаб.

Нужно обратить внимание детей на то, что в данной палитре  меняется не размер изображения, а только его масштаб (к ошибочной мысли  о том, что при помощи палитры  «Навигатор» можно изменять размер изображения приводит тот факт, что при изменении масштаба меняется и визуальный размер изображения в окне, это и наталкивает учащихся на ошибочную мысль об изменении размера изображения). Для того, чтобы пояснить разницу между изменением масштаба и изменением размера изображения, можно воспользоваться следующей аналогией: сравним изображение в программе с изображением на листе бумаги. Тогда увеличение масштаба можно сравнить с приближением листа бумаги к глазам человека (при этом изображение выглядит крупнее, но размер листа бумаги от этого - не меняется), а уменьшение масштаба можно сравнить с удалением листа бумаги от глаз (при этом изображение - выглядит мельче, но размер листа бумаги от этого - не меняется).

Нужно также отметить, что для изменения масштаба изображения служит и поле ввода, которое расположено слева от треугольника. Чтобы изменить масштаб, используя поле ввода, нужно записать в него показатель того масштаба, который определяет пользователь самостоятельно [4; 16; 18].

После изучения палитры «Навигатор» учащиеся должны знать:

- способ открытия данной палитры;

- назначение и функции палитры «Навигатор»;

- каким образом можно изменять масштаб изображения в палитре «Навигатор»;

уметь:

  • открывать палитру через меню «Окно»;
  • изменять масштаб, как с помощью «руки», так и с помощью поля ввода;
  • закрывать палитру.

Палитра «Опции»

Назначение палитры «Опции» заключается в возможности изменения настроек выбранных на палитре инструментов. Для демонстрации использования палитры «Опции» можно открыть рисунок и показать использование данной палитры при стирании рисунка ластиком: стирать, изменяя размер и матовость (прозрачность) ластика. Аналогичным образом можно рассмотреть изменение опций других инструментов: кисти, градиента, заливки и т.д., после чего еще раз кратко повторяется назначение палитры «Опции» [5; 18].

После изучения палитры  «Опции» учащиеся должны знать:

  • способ открытия палитры «Опции»;
  • нахождение палитры в окне программы;
  • ее назначение;

уметь:

- изменять при помощи палитры «Опции» характеристики выбранных 
инструментов.

Окно «Браузер фалов»

Назначение окна «Браузер файлов» можно продемонстрировать, сравнивая способы открытия изображений, расположенных в разных папках при помощи меню «Файл» и при помощи окна «Браузер файлов». Продемонстрировав способы открытия изображений в окне «Браузер файлов», можно задать учащимся следующий вопрос: «При работе, с какой программой совершаются аналогичные действия, как и при работе в окне «Браузер файлов»?». Естественно, что учащиеся сравнят работу в окне «Браузер файлов» с работой в окне «Проводника», Поэтому нужно провести аналогию между работой в проводнике и работой в окне «Браузер файлов», чтобы перенести известные учащимся приемы работы в «Проводнике» на окно «Браузер файлов».

Сравнение Проводника и окна «Браузер файлов» нужно проводить по следующим критериям:

    1. Наличие системы навигации по дискам, файлам и папкам (дерево каталогов);
    2. Наличие окна для просмотра содержимого дисков, файлов, папок;
    3. Внешний вид.

После изучения окна «Браузер файлов» учащиеся должны знать:

  • назначение окна;
  • принцип работы в данном окне;

уметь:

  • пользоваться окном для открытия документов, файлов.

Палитра «История»

Назначение палитры «История» может быть продемонстрировано непосредственно при открытии любого изображения. Так как в данной палитре отображаются действия, совершённые пользователем в данный момент при работе с изображением, то первым таким действием будет - действие «Открыть».

Эта палитра не исключает  возможности удаления как некоторых совершённых действий, так и целой их последовательности. Этому способствует тот факт, что каждое изменение в изображении, совершённое средствами программы, записывается в данную палитру [4; 5; 18].

Для усвоения назначения палитры «История» и усвоения приемов работы с ней нужно  продемонстрировать учащимся использование  этой палитры на примере удаления двух-трёх команд, совершённых пользователем при обработке изображения. После чего удалять из палитры выполненные команды и сравнивать изображение до удаления команды и после удаления команды.

После изучения палитры  «История» учащиеся должны знать:

  • способ открытия палитры «История»;
  • назначение палитры «История»;

уметь:

- изменять изображение с помощью изменения порядка следования 
команд в палитре «История»;

- удалять команды из палитры «История».

Для усвоения назначения палитры «История» и усвоения принципов

работы с ней нужно  продемонстрировать учащимся использование этой палитры и после этого дать задание восстановить изменённое изображение к первоначальному виду.

Палитра «Слои»

Палитра «Слой», Каждая строка в данной палитре представляет слой изображения. Слой это компьютерная метафора материального объекта - вроде прозрачной кальки (или плёнки). Компьютерная «калька» (слой) абсолютно прозрачна: даже десяток слоев не исказит изображение. Наоборот, чем из большего количества слоёв состоит изображение, тем выше его качество.

Палитра «Слои» отображает все используемые слои. Слои можно менять местами. Демонстрацией при рассмотрении этого пункта меню может послужить пример, состоящий в следующем: даны два изображения - изображение неба и изображение природы. Показать учащимся, как, совместив два изображения, можно получить третье, содержащее в себе небо, взятое из первого изображения, и изображение природы (предварительно на нём убрано небо)- со второго изображения. Показ должен сопровождаться подробными словесными комментариями выполняемых действий. После знакомства с работой в палитре «Слои» нужно устно сформулировать продемонстрированный алгоритм. При формулировке алгоритма задаются следующие вопросы:

  • что мы выполнили в начале?
  • какой шаг будет следующим?
  • в чем заключается назначение следующего шага?

После рассмотрения алгоритма редактирования изображения с использованием палитры «Слои» нужно закрепить изученный алгоритм. Для этого выполняется практическая работа. Для практической работы по отработке навыков по перемещению (перетаскиванию) слоёв и использованию инструмента «Перемещение» учащимся могут быть предложены задания следующего вида: составить изображение по имеющимся элементам.

1. Составить изображение пирамиды по имеющимся составным частям 
(основание, вершина и промежуточные части);

2. Составить изображение кораблика по имеющимся составным частям 
(волны, парус, флаг, корпус корабля);

3. Составить изображение грибка по имеющимся составным частям 
(трава, ножка, шляпка);

4. Составить изображение человеческого лица по имеющимся составным 
частям (голова, глаза, нос, рот, брови).

После выполнения практической работы учащимся можно предложить самостоятельно придумать примеры заданий по работе со слоями.

После изучения палитры  «Слои» учащиеся должны знать:

  • способ открытия палитры «Слои»;
  • интерфейс палитры «Слои» и назначение каждого из ее пунктов;

уметь:

  • создавать новые слои;
  • удалять слои;
  • менять слои местами;
  • делать слои невидимыми;
  • соединять их между собой (склеивать).

После изучения палитры  «Слои» целесообразно рассмотреть  палитру «Канал», так как работа в данной палитре схожа с работой в палитре «Слои».

Информация о работе Методика обучения школьников приемам работы в Photoshop