Мультимедийные технологии в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Технология мультимедиа - инструмент, позволяющий создавать сложные информационные объекты, программные системы для определенной предметной области на основе разнообразных форм представления информации.
Обучающие мультимедийные программы способствуют структурированию содержательной части учебного материала, а так же предоставлению самостоятельного выбора и прохождения обучаемым вариантов обучения.
В работе рассматривается использование мультимедийных технологий в образовательном учреждении среднего профессионального учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Мультимедийные технологии. К.Р..doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие средств новых информационных технологий и расширение масштабов их внедрения в образовательный процесс является одним из перспективных направлений информатизации образования. Под современными информационными технологиями следует понимать информационные технологии с «дружественным» интерфейсом работы, использующие персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Всеми этими свойствами обладают мультимедиа технологии, постепенно внедряющиеся в образовательное пространство России. Мультимедиа технологии обеспечивают работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимися видео.

 

Новому поколению студентов, выросшему на ТВ, компьютерах и  мобильных телефонах, для получения профессиональных знаний недостаточно простого учебника, доски и мела. У них гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции, поэтому преподавателю приходится пересматривать методику преподавания. Изучение информационных технологий и их использование сегодня является неотъемлемой частью работы по созданию методического обеспечения того или иного предмета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
 
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения среднего профессионального образования предусматривает компетентностный подход к образованию, что в свою очередь проявляется в требованиях к результатам освоения образовательной программы, которые представляют собой перечень общих и профессиональных компетенций. В ФГОС указан ряд компетенций, объединенных в такую ключевую компетентность, как информационная. Эта компетентность предполагает способность обучающихся осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития, готовность анализировать, систематизировать, обобщать и формулировать полученную информацию, а так же собственный опыт учебной, исследовательской и профессиональной деятельности, умение подготовить документацию, компьютерную грамотность, владение новыми информационно-коммуникационными технологиями, умение работать со специализированным программным обеспечением профессиональной деятельности. 

 

Обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, в частности информационной и коммуникативной, могут мультимедиа технологии, которые сочетают в себе мощные распределенные образовательные ресурсы.

 

Появление широкого спектра мультимедийного  и интерактивного обеспечения образовательного процесса, расширение компьютерной и информационной базы учебного заведения, создает условия для развития и применения информационно-коммуникационных технологий как средств обучения. К таким средствам относятся электронные учебники и презентации, электронные учебно-методические комплексы, разнообразные мультимедийные материалы, используемые для разработки интерактивных уроков. Больший упор делается на разработку и использование различных тренажеров и самоучителей, а с развитием телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами для личностно-ориентированного обучения становятся мультимедийные образовательные ресурсы Интернет и мультимедийные гипертекстовые электронные учебники. Таким образом, мультимедиа-технологии в настоящее время — это одно из важнейших направлений информатизации образовательного процесса. 

Технология мультимедиа - инструмент, позволяющий создавать сложные  информационные объекты, программные  системы для определенной предметной области на основе разнообразных форм представления информации.

 

Обучающие мультимедийные программы  способствуют структурированию содержательной части учебного материала, а так  же предоставлению самостоятельного выбора и прохождения обучаемым вариантов  обучения.

 

Мультимедийные средства могут применяться в самых  различных стилях обучения и позволяют  наиболее эффективно получать информацию людям с различными психолого-возрастными  особенностями восприятия: некоторые  обучающиеся предпочитают учиться  посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видеофильмов.

 

Современная система  образования основывается на реализации новых форм организации обучения, в числе которых можно выделить дистанционное обучение, которое  является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств электронных коммуникаций. И использование мультимедийных средств в открытом образовании позволяет обучающимся работать над учебными материалами по-разному. В этом случае обучающийся имеет возможность решить, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности мультимедиа приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, обучающиеся из пассивных становятся активными участниками образовательного процесса. 

 

Учебные разработки мультимедиа  ресурсов и другой мультимедийной продукции  самими обучаемыми могут оформляться  в специальные проекты.

 

Разработка и использование  в учебном процессе мультимедийных приложений преследует следующие цели:

    • расширение комплекта программно-методического сопровождения образовательной программы различных специальностей, подготавливаемых в образовательном учреждении, на основе современных технологий обучения;
    • разработка технологий, обеспечивающих условия и гарантирующих саморазвитие студента в мультимедийной образовательной среде как открытой и информационной, специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
    • формирование у студентов технологических умений работы с современными телекоммуникационными средами, формирование интеллектуальных информационных умений.

 
И в соответствии с этим можно  выделить такие задачи внедрения  мультимедийных средств, как:

  • выявление механизма самопрезентации обучающегося и сознательного самоизменения педагога в мультимедийной образовательной среде как открытой и информационной;
  • определение уровней информационной компетенции обучающихся;
  • повышение эффективности учебного процесса; 
  • развитие личностных качеств обучающихся (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
  • развитие коммуникативных и социальных способностей обучающихся за счет работы в группах при разработке мультимедийных проектов;
  • привить обучающимся навыки работы с современными технологиями, что способствует их адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач;
  • усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения обучающихся на основе мультимедийной информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам; 
  • обеспечение в ходе использования мультимедийной информации этапности обучения с варьированием целей каждого этапа, начиная от формирования общих представлений о мультимедиа технологиях и телекоммуникациях и заканчивая формированием умений обучающегося самостоятельно представлять ту или иную мультимедийную информацию, формированием общей информационной культуры; 
  • использование мультимедийных средств, повышающих наглядность и отвечающих эргономическим требованиям в образовательном процессе; 
  • предоставление обучающимся новых возможностей для глубокого понимания содержания учебных курсов и их взаимосвязей, тренинга навыков и умений, запоминания и самоконтроля знаний; 
  • компенсация недостаточности времени, уделяемого педагогом индивидуальной работе с обучающимися; 
  • обеспечение самоконтроля в режиме ограниченного времени; 
  • обеспечение мобильности и тиражируемости информационного материала, используемого в учебном процессе.

 

Таким образом, мультимедийные средства обучения являются перспективным и  высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю  массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКУМА

 

Современное общество ставит перед  средним профессиональным образованием задачу подготовки компетентного специалиста, для работы в развивающем обществе. Знания же выступают как средство развития личности студента. 

 

Использование мультимедиа  технологии в образовательном процессе техникума является ключевых моментов информатизации образования, так как мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений информационных технологий, использующих в учебном процессе.

 

Использование информационных технологий на учебных занятиях дают возможность усвоения учебного материала студентами техникума. Распространение глобальной компьютерной сети Internet, информатизация общества и компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни студентов, которые зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем любая литература по предмету, поэтому использование мультимедиа технологий в образовательном процессе становится актуальным. 

 

Интерактивность является составляющей мультимедиа, при этом студенты слышат, видят информацию и выполняют определенные действия, а это увеличивает запоминание новой информации, таким образом происходит развитие профессиональных способностей студентов. Интерактивность открывает перед обучающимися огромные познавательные способности и навыки работы с информацией, что определяет цель использования мультимедиа в образовательном процессе. 

Компьютеризированное  обучение мультимедиа технологии дополняет  деятельность преподавателя, развивая профессиональные творческие навыки у студентов, позволяя работать им самостоятельно. 

 

При использовании мультимедиа  на учебном занятии учебный материал становится более восприимчивым, повышается динамичность учебного занятия, открывается  возможность представления информации как текстовой, графической, так и видео действия, то есть преподаватель может представить информацию студентам любой отрасли и предметной области.  
Информацию на экране или интерактивной доске воспроизводится при помощи видеопроектора. При помощи информационных технологий и технических средств информации переносится из различного физическое представление в цифровую и обеспечить возможность создания, хранения и использования этой информации. 

 

В образовательном процессе преподаватели используют изображения схем, таблиц, рисунков в электронном представлении информации и электронные учебники по дисциплинам, которые составляю самостоятельно. 

 

Использование электронных  учебников на учебных занятиях и  во внеурочное время, при выполнении самостоятельных работ студентами позволяет:  
• достигать оптимальной работы студентов;

• студенты управляют  работой учебника и обучаются, 

• представить информацию в компактном виде для изучения, хранения и обработки.  

В техникуме нет разработанных учебных компьютерных программ и электронных учебников и пособий, поэтому задача преподавателя представить учебный материал дисциплины в электронном виде. 

Использования электронных  учебных пособий и учебников  в учебном процессе позволяет  студентам работать не только на учебных  занятиях, но и для получения дополнительных знаний самостоятельно.  

 

При получении знаний по специальности основополагающими  являются специальные дисциплины в техникуме от того, какими знаниями овладеет студент, будет зависеть его специализация. Поэтому необходимо повышать мотивацию студентов к учебной деятельности, через применение интерактивных технологий. Программные продукты, электронные учебники, книги и пособия, а так же собственные разработки приложений позволяют преподавателю повысить эффективность обучения, осуществлять быстрый поиск и получении информации из представленного материала. 

 

Мультимедиа технологии улучшают процесс обучения, позволяют  сделать обучение более эффективным, вовлекая студента в процесс восприятия учебного материала. 

 

Мультимедиа технологии - это одно из наиболее перспективных направлений учебного процесса, позволяющий эффективно предоставить материал для обучения. 

 

Перспектива успешного  использования современных информационных технологий в образовании будет  тогда, когда будут в совершенстве программное и методическое обеспечения, наличие необходимых технических средств и также компьютерная компетентность преподавателя.

 

 Использование мультимедиа  и телекоммуникационных технологий  открывают принципиально новые  технологии в системе образования. При организации обучения студентов в техникуме используются следующие элементы учебных занятий: 

  1. занятия с применением мультимедиа презентаций (проводятся в лекционных аудиториях, в компьютерных лабораториях, оборудованных мультимедиа средствами);
  2. на практических и лабораторных занятиях;
  3. на занятиях учебной практики, где идет решение задач, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности; 

Информация о работе Мультимедийные технологии в образовательном учреждении