Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Создание творческого мультимедийного проекта учащимися позволяет формировать у обучающихся необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. Применение мультимедиа-проекта в учебном процессе играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся. Основная работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках информатики. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Тема исследовательской работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта. 

Необходимость применения проектной методики в самостоятельной работе современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, так как сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития [17, c. 66].

Метод проектов очень перспективен для организации самостоятельной работы студентов. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Общая идея организации проектной деятельности следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление проектов требует от обучающегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Домашняя учебная работа так же является самостоятельной деятельностью, дополняющей урок. Её особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. В конце урока предлагаю ученикам предлагается бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, дается предупреждение о возможных затруднениях, рекомендации по их преодолению, сообщаются требования к оформлению домашней работы [27, c.24].

Итак, оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает учителю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

 

 

Выводы по первой главе

 

Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся даётся в работе Б.П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий». При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Систематическая самостоятельная работа учащихся, их активность в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.

Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает учителю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

 

 

  II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся

 

Эмпирическое исследование самостоятельной деятельности учащихся проходило на базе МОУ СОШ №8 г.Новосибирска, в исследовании приняли участие 20 школьников 9 «А» класса, в возрасте 15-16 лет.

Анализ литературных источников позволил выделить критерии изучения самостоятельной деятельности:

1. способность сознательно  управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями;

2. мотивация учения и эмоционального отношения к учению;

3. чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру  объекта; направленность на творчество.

Согласно выделенным критериям были отобраны методики диагностики:

1. Диагностика волевого самоконтороля (Е.В. Эйдман, А.Г. Зверков)

Цель: изучение волевого самоконтроля учащихся

Инструкция. Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

Обработка результатов. При подсчёте суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу), несовпадение с ключом игнорируется и не влияет на суммарный балл. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13.

Полный текст методики представлен в приложении Б.

2. Метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера, модификация опросника А.Д. Андреевой

Цель: изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

Инструкция: Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете на уроке.

Обработка результатов. Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (–Т) + (–Г), где

ПА - балл по шкале познавательной активности;

МД - балл по шкале мотивации достижения;

Т - балл по шкале тревожности;

Г - балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Полный текст методики представлен в приложении Б.

3. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем

Цель: изучить уровень сформированности у учащихся творческой активности.

Инструкция. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Обработка результатов. Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

Полный текст методики представлен в приложении В.

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся

 

Изучение волевого самоконтроля учащихся дало обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Результаты диагностики волевого самоконтороля представлены в виде таблицы 2.1.

Таблица 2.1 – Уровень волевого самоконтроля

Уровни

Общий индекс ВСК

Шкала настойчивость

Шкала самообладание

Баллы

Кол-во человек

Баллы

Кол-во человек

Баллы

Кол-во человек

Высокие баллы

13-24

4

9-16

9

7-13

6

Низкие баллы

0-12

16

0-8

11

0-6

14


 

Наглядно результаты диагностики уровня волевого самоконтороля, в процентном соотношении отображены в диаграмме, на рисунке 1.

Рисунок 1 Уровни волевого самоконтроля

Как показывает диаграмма (рис.1) в группе испытуемых преобладает процент респондентов с низкими баллами по всем шкалам: общий индекс ВСК у 80% на низком уровне, у 20% на высоком уровне; самообладание у 55% на низком уровне, у 45% - на высоком; настойчивость у 70% на низком уровне, у 30% - на высоком.

Метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению помог в изучении уровней актуальных состояний, таких как: познавательная активность, тревожность и гнев. Результаты диагностики занесены в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 – Уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Уровень

Суммарный балл

I уровень

45 — 60

II уровень

29 — 44

III уровень

13 — 28

IV уровень

(–2) — (+12)

V уровень

(–3) — (–60)

Количество человек

4

5

4

5

2

Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике