Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

По результатам исследования группа испытуемых была разделена на 3 группы:

1 группа – 5 учеников с высоким  уровнем самостоятельной деятельности  характеризуются: эмоциональной зрелостью, активностью, независимостью, самостоятельностью; их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга, хорошая рефлексия; стремятся к завершению начатого дела; Высокий балл по шкале «самообладание» набирали 6 человек - это люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях; выражена продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению; высокий уровень творческой активности.

2 группа – 6 респондентов  со средним уровнем  самостоятельной  деятельности характеризуются: повышенной  лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, сниженный фон активности и  работоспособности; им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном; у них выражено позитивное отношение к учению, повышенная эмоциональность 
на уроке, повышенная чувствительность к оценочному аспекту обучения; средний уровень творческой активности.

3 группа – 9 испытуемых  с низким уровнем самостоятельной деятельности характеризуются: повышенной лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, сниженный фон активности и работоспособности; им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном; у них выражено резко отрицательное отношение к школе и учению, чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей, школьная тревожность; низкий уровень творческой активности.

Наше исследование показало, что в группе испытуемых преобладает процент респондентов с низким уровнем самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому возникла необходимость в разработке содержания работы по организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.

Чтобы организовать обучение информатике необходимо учитывать наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Общие формы обучения информатике делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.

 

 

 

 

 

 

III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

 

3.1 Содержание школьного курса информатики

 

Говоря о содержании курса информатики в школе, следует иметь в виду требования к содержанию образования, которые изложены в Законе РФ «Об образовании». В содержании образования всегда выделяют три компоненты: воспитание, обучение и развитие. Обучение занимает центральное положение. Содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом - как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. На отбор содержания курса информатики влияют две группы основных факторов, которые находятся между собой в диалектическом противоречии [14, c. 35]:

1. Научность и практичность. Это означает, что содержание курса должно идти от науки информатики и соответствовать современному уровню её развития. Изучение информатики должно давать такой уровень фундаментальных познаний, который действительно может обеспечить подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах.

2. Доступность и общеобразовательность. Включаемый материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Курс также должен содержать все наиболее значимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики.

Современное информационное общество выдвигает перед школой задачу формирования у подрастающего поколения информатической компетентности. Понятие информатической компетентности достаточно широко и включает в себя несколько составляющих: мотивационную, социальную когнитивную, технологическую и др. Когнитивная составляющая курса информатики направлена на развитие у детей внимания, воображения, памяти, речи, мышления, познавательных способностей [14, c. 37].

Примерная программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах [14, c. 38]. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта [14, c. 40].

Цели изучения информатики в основной школе

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.  
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты [14, c. 50]:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в  VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий [24, c. 33].

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана. Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

Итак, содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом - как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой - быть элементарным и доступным для изучения. Примерная программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 

 

3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика»

 

Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Подготовка состоит из двух этапов - планирование системы уроков по теме и планирования каждого конкретного урока.

Планирование системы уроков по теме или тематическое планирование должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта. Это позволит увидеть структуру предмета, место темы и предстоящего урока. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года.

Нами был разработан перспективно-тематический план в виде таблицы 3.1  для дальнейшей организации самостоятельной деятельности учащихся в курсе «Информатика» [6, 10, 23, 26].

Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике