Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71
Таблица 3.1 – Перспективно – тематический план изучения информатики в 9-м классе
№ темы |
Наименование раздела |
Количество часов |
№ урока |
Наглядные пособия |
1 |
Информация и информационные процессы |
4 |
1-4 |
|
1.1 |
Информация. Информационные процессы |
1 |
1 |
Настенные плакаты №1,2 |
1.2 |
Свойства информации |
1 |
2 |
Настенный плакат № 5 |
1.3 |
Количество информации |
1 |
3 |
Настенный плакат № 11 |
1.4 |
Информация и управление |
1 |
4 |
|
2 |
Представление и кодирование информации |
7 |
5-11 |
|
2.1 |
Двоичное кодирование |
1 |
5 |
|
2.2 |
Перевод чисел |
1 |
6 |
Карточки |
2.3 |
Перевод чисел |
1 |
7 |
Карточки |
2.4 |
Перевод чисел |
1 |
8 |
Карточки |
2.5 |
Арифметические операции с двоичными числами |
1 |
9 |
Карточки |
Продолжение таблицы 3.1 | ||||
2.6 |
Арифметические операции с двоичными числами |
1 |
10 |
Карточки |
2.7 |
Самостоятельная работа |
1 |
11 |
Карточки |
3 |
Социальная информатика |
4 |
12-15 |
|
3.1 |
Информационная культура |
1 |
12 |
|
3.2 |
Правовая охрана. Зашита информации |
1 |
13 |
|
3.3 |
Зачет - Семинар |
1 |
14 |
|
3.4 |
ТБ. Клавиатурные тренажеры |
1 |
15 |
Программное обеспечение класса |
4 |
Аппаратное обеспечение |
5 |
16-20 |
|
4.1 |
Магистрально-модульный принцип построения ПК |
1 |
16 |
Дисплейный класс. Программно-методический материал «Экзамены». Презентация «Состав ПК» |
4.2 |
Процессор |
1 |
17 |
Настенный плакат 6. Программно-методический материал «Экзамены» |
4.3 |
Внешняя память |
1 |
18 |
Настенный плакат 12. Программнометодический материал «Экзамены» |
4.4 |
Устройства ввода |
1 |
19 |
Оборудование класса, стенд |
4.5 |
Устройства вывода |
1 |
20 |
Программнометодический материал «Экзамены» |
5 |
Программное обеспечение |
12 |
21-32 |
|
5.1 |
Назначение, состав и загрузка ОС |
1 |
21 |
ПК |
5.2 |
Графический интерфейс Windows |
1 |
22 |
ПК |
5.3 |
Типы меню и окон |
1 |
23 |
ПК |
5.4 |
Папки, ярлыки, документы |
1 |
24 |
ПК. Программно-методический материал «Экзамены» |
5.5 |
Буфер обмена |
1 |
25 |
ПК |
5.6 |
Файлы и файловая система |
1 |
26 |
ПК |
5.7 |
Проводник |
1 |
27 |
Файловая система |
5.8 |
Операционная оболочка |
1 |
28 |
ПК. файловые папки |
5.9 |
Операционная оболочка |
1 |
29 |
ПК, файловые папки |
05.окт |
Операционная оболочка |
1 |
30 |
ПК, файловые папки |
5.10 |
Контрольная работа |
1 |
31 |
ПК, карточки- задания |
5.11 |
Компьютерные вирусы Антивирусные программы |
1 |
32 |
Программное обеспечение класса |
6 |
Подведение итогов |
1 |
33 |
|
Продолжение таблицы 3.1 | ||||
7 |
Резерв |
2 |
34-35 |
Тематический план изучения информатики в 9-м классе рассчитан на 35 часов (по 1 часу в неделю).
Организация самостоятельной работы учащихся по темам перспективного плана:
Тема 1. Информация и информационные процессы
Информатика как научно-технический комплекс (определение и неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие информации. Виды информации и способы ее обработки без компьютера. Информационная деятельность человека. Информационные процессы: получение, преобразование и использование информации. Классификация информационных процессов. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Тема 2. Представление информации
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Количество и единицы измерения информации. Двоичное представление информации. Логические операции над двоичными числами. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатурные тренажеры.
Самостоятельная работа
1. Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).
2. Отработка навыков с графическим интерфейсом (мышь).
Тема 3. Социальная информатика
Социальная информатика: проблемы информационной безопасности общества. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.
Тема 4. Аппаратное обеспечение
Архитектура современных компьютеров. Магистрально- Модульный принцип построения компьютера. Устройства, входящие в состав компьютера (основные и дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность, тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики). Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь. Монитор. Принтеры (матричные, струйные, лазерные). Модем. Сканер.
Тема 5. Программное обеспечение
Операционная система: назначение и состав. Графический интерфейс Windows. Понятие окна. Структура и назначение элементов окна. Папки, документы, значки. Системное меню. Группы подпрограмм. Запуск программ. Система помощи (справка). Работа с файлами и каталогами в ДОС и графической операционной системе: создание каталога, копирование, перенос, удаление и переименование файлов и каталогов. Просмотр содержимого текстового файла. Работа с окнами: перемещение, изменение размеров, свертывание, развертывание, закрытие, открытие. Форматирование дискет. Создание системной дискеты. Инсталляция программ.
Программная обработка данных. Файлы и файловая система. Логическая структура дисков. Прикладное программное обеспечение. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Самостоятельная работа
Тема 6. Технология обработки графической информации
Принципы кодирования графической информации. Растровые и векторные графические изображения. Растровые и векторные редакторы. Назначение основных элементов окна графического редактора. Панель инструментов. Меню. Палитра, цвета фона и переднего плана. Графические примитивы.
Создание изображения. Внесение теста в изображение. Преобразование изображения. Использование масштабирования для редактирования изображения. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов.
Самостоятельная работа
Тема 7. Технология обработки текстовой информации
Основные элементы текста: символ, строка, абзац, шрифт, поля, страница, колонтитул. Текстовый редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент текста, работа с текстом (выделение, перенос, копирование и т.д.). Абзац, операции с абзацами. Оформление текста: шрифты, цвет символов, заполнение, вставка рисунков. Ввод, заполнение и форматирование таблиц.
Программы автоматического распознавания текста после сканирования. Программы автоматического перевода с различных языков.
Вставка объектов в текст документа.
Самостоятельная работа
Тема 8. Технология обработки числовых данных
Электронные таблицы: назначение, основные функции. Назначение основных элементов окна программы электронных таблиц. Ячейка: абсолютная и относительная адресация Форматы данных (числа, формулы, текст). Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (диаграммы различных видов).
Автоматическое заполнение ячеек. Вычисления в электронной таблице. Стандартные функции. Перекрестные ссылки. Создание отчета, фильтра на основе электронной таблицы.
Самостоятельная работа
Тема 9. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Способы организации баз данных: иерархический, сетевой, реляционный. Система управления базами данных (СУБД). Структура данных (файл, поле, запись). Назначение основных элементов окна базы данных. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Самостоятельная работа
Тема 10. Подготовка презентаций
Понятие презентации. Структура документа. Режимы настройки. Ввод и редактирование информации. Форматирование текста в слайде. Применение шаблонов презентации.
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.
Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.
Самостоятельная работа
Тема 11. Основы алгоритмизации и моделирования.
Язык Бейсик
Понятие об алгоритме: свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов, исполнители алгоритмов система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. Вспомогательные алгоритмы.
Основы одного из языков программирования. Структура программы. Синтаксис языка. Стандартные функции языка. Операторы ввода/вывода. Присваивания, условные и циклические операторы. Массивы. Типы и объявление массивов.
Понятие подпрограммы.
Реализация программы на основе типовых алгоритмов.
Самостоятельная работа
Тема 12. Коммуникационные технологии
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети. Модемы, каналы связи и скорость передачи информации, протоколы передачи. Браузеры. Понятие о глобальной сети Интернет, адрес интернет-сервера. WEB-система, WEB-сервер. Электронная почта, адрес электронной почты. Доски объявлений, телеконференции, распределенные базы данных. Интерактивное общение в Интернете.
Самостоятельная работа
Тема 13. Основы языка гипертекстовой разметки документов
Основы языка разметки гипертекста (HTML — HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.
Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).
Самостоятельная работа
Итак, успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Сравнительная новизна предмета информатика, нестабильность содержания, достаточно быстрая смена поколений технических и программных средств обучения вынуждают учителей информатики вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса.
Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике