Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

 

Наглядно результаты диагностики уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учению, в процентном соотношении отображены в диаграмме, на рисунке 2.

Рисунок 2 Уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Как показывает диаграмма (рис.2) в группе испытуемых уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению распределился следующим образом: у 20% I уровень, у 25% II уровень, у 20% III уровень, у 20% IV уровень, у 10% V уровень, таким образом, преобладает процент респондентов со 2 и 4 уровнем мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Диагностика уровня творческой активности учащихся, осуществлялась по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Результаты диагностики уровня творческой активности учащихся занесены в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 - Уровень творческой активности учащихся

Параметры

 

 

уровни

Чувство новизны

Критичность

Способность преобразовывать структуру объекта

Направленность на творчество

Самооценка

Количество человек

Высокий уровень

(0-1 балл)

4

6

5

4

6

Средний уровень

(1-1,5 баллов)

9

9

9

11

8

Низкий уровень

(1,5-2 баллов)

7

5

6

5

6


 

Наглядно результаты диагностики уровня творческой активности учащихся, в процентном соотношении отображены в диаграмме, на рисунке 3.

Рисунок 3 Уровни творческой активности учащихся

Как показывает диаграмма (рис.3) в группе испытуемых преобладает процент респондентов со средним уровнем творческой активности, а именно: чувство новизны у 20% на высоком уровне, у 45% на среднем, у 35% на низком; критичность на высоком уровне у 30%, на среднем у 45%, на низком у 25%; способность преобразовывать структуру объекта на высоком уровне у 25%, на среднем у 45%, на низком у 30%; направленность на творчество на высоком уровне у 20%, на среднем у 55%, на низком у 25%; самооценка на высоком уровне у 30%, на среднем у 40%, на низком у 30%.

Таким образом, в среднем по группе уровень творческой активности у 25% учащихся на высоком уровне; у 46% на среднем, у 29% на низком.

Сопоставим результаты исследования в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Уровень самостоятельной деятельности учащихся

 

 

 

Уровень

методика 1

методика 2

методика 3

количество человек в среднем по группе

Количество человек

Высокий уровень

4

9

6

4

4

6

5

4

6

5

Средний уровень

0

0

0

9

9

9

9

11

8

6

Низкий уровень

16

11

14

7

7

5

6

5

6

9


 

Наглядно результаты диагностики уровня самостоятельной деятельности учащихся, в процентном соотношении отображены в диаграмме, на рисунке 4.

Рисунок 4 - Уровень самостоятельной деятельности учащихся

Как показывает диаграмма (рис.4) в группе испытуемых уровень самостоятельной деятельности у 25% учащихся находится на высоком уровне, у 30% на среднем, у 45% - на низком, таким образом, преобладает процент респондентов с низким уровнем самостоятельной деятельности учащихся.

Проведём интерпретацию результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся.

В нашем исследовании четыре человека показали высокий балл волевого самоконтроля, он характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлектируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.

У 16 человек определён низкий балл, он наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утончённостью натуры, не подкреплённой способностью к рефлексии и самоконтролю.

Высокие значения по шкале «настойчивость» определены у 9 человек, они характеризуют, фактически, силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к завершению начатого дела, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам (совестливость) и стремление полностью подчинить им своё поведение.

Низкие значения по данной шкале выражены у 11 человек, что свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже работоспособности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Высокий балл по шкале «самообладание» набирали 6 человек - это люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутренне спокойствие. Уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правил, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности может приводить к повышению внутренней напряжённости, к преобладанию постоянной озабоченности и утомлённости.

Низкие значения данной шкалы выявлены у 14 человек, им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощённости и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.

Выявленные уровни мотивации учения и эмоционального отношения к учению показывают, что

У 4 человек выражен I уровень – это продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

У 5 человек II уровень – это продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

У 4 человек III уровень – это средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

У 5 человек IV уровень – это сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

У 2 человек V уровень – это резко отрицательное отношение к учению.

Были выделены три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий у 6 человек; средний у 10 человек; высокий у 4 человек.

Таким образом, группу испытуемых учащихся, по результатам исследования можно разделить на 3 группы:

1 группа – 5 учеников с высоким  уровнем самостоятельной деятельности  характеризуются: эмоциональной зрелостью, активностью, независимостью, самостоятельностью; их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга, хорошая рефлексия; стремятся к завершению начатого дела; Высокий балл по шкале «самообладание» набирали 6 человек - это люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях; выражена продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению; высокий уровень творческой активности.

2 группа – 6 респондентов со средним уровнем самостоятельной деятельности характеризуются: повышенной лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, сниженный фон активности и работоспособности; им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном; у них выражено позитивное отношение к учению, повышенная эмоциональность 
на уроке, повышенная чувствительность к оценочному аспекту обучения; средний уровень творческой активности.

3 группа – 9 испытуемых с низким уровнем самостоятельной деятельности характеризуются: повышенной лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, сниженный фон активности и работоспособности; им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном; у них выражено резко отрицательное отношение к школе и учению, чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей, школьная тревожность; низкий уровень творческой активности.

Итак, возникает необходимость в разработке содержания работы по организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.

 

 

2.3 Организация обучения информатике

 

Чтобы организовать обучение информатике необходимо учитывать наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Соответственно, применяются компьютерные и бескомпьютерные формы обучения. При этом действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).

Общие формы обучения информатике делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников.

Фронтальное обучение применяется при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

При фронтальных формах обучения (как бескомпьютерных, так и компьютерных) управление деятельностью учащихся со стороны учителя очевидно. По мере усвоения общих способов действий работа учащихся становится все более индивидуальной в смысле независимости от внешней помощи и указаний.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Заметим, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.

Парная работа на компьютере бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы, она предполагает чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот. Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).

В бескомпьютерном варианте отличия от других уроков незначительны. Такой вид деятельности полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий компьютера. Полезна и «отсадка» от компьютера во время лабораторного занятия того, кто не готов к работе, для дополнительного изучения теоретического материала.

В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), «автоформализовать собственный педагогический опыт» (А.П. Ершов) в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике