Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

При «подаче» тем курса информатики у каждого учителя свой подход. Нами разработано содержание организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.

 

Выводы по третьей главе

 

Содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом - как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой - быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух во многом противоречивых требований является сложной задачей. Примерная программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основной формой обучения информатике остается урок. Особенностью курса информатики является систематическое использование работы школьников на компьютере. Поэтому выделяются три основных вида использования кабинета вычислительной техники на уроках: демонстрация, фронтальная лабораторная работа, практикум. Кроме урока процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм - это предметные кружки, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Часто отставание в учебе связано с плохим воспитанием, поэтому следует также вести индивидуальную воспитательную работу с ребёнком и с его семьей.

Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Сравнительная новизна предмета информатика, нестабильность содержания, достаточно быстрая смена поколений технических и программных средств обучения вынуждают учителей информатики вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса.

При «подаче» тем курса информатики у каждого учителя свой подход. Нами разработано содержание организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой главе выпускной квалификационной работы изучены основные теоретические положения организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики. Глава раскрывает следующее: наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся даётся в работе Б.П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий». При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Систематическая самостоятельная работа учащихся, их активность в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.

Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает учителю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию самостоятельной деятельности учащихся, которое проходило на базе МОУ СОШ №8 г.Новосибирска, в исследовании приняли участие 20 школьников 9 «А» класса, в возрасте 15-16 лет.

Анализ литературных источников позволил выделить критерии изучения самостоятельной деятельности:

1. способность сознательно  управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями;

2. мотивация учения и  эмоционального отношения к учению;

3. чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру  объекта; направленность на творчество.

Исследование позволило распределить группу испытуемых учащихся на 3 группы:

1 группа – 5 учеников с высоким  уровнем самостоятельной деятельности  характеризуются: эмоциональной зрелостью, активностью, независимостью, самостоятельностью; их отличает спокойствие, уверенность  в себе, ответственность, устойчивость  намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга, хорошая рефлексия; стремятся к завершению начатого дела; Высокий балл по шкале «самообладание» набирали 6 человек - это люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях; выражена продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению; высокий уровень творческой активности.

2 группа – 6 респондентов  со средним уровнем  самостоятельной  деятельности характеризуются: повышенной  лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, сниженный фон активности и работоспособности; им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном; у них выражено позитивное отношение к учению, повышенная эмоциональность 
на уроке, повышенная чувствительность к оценочному аспекту обучения; средний уровень творческой активности.

3 группа – 9 испытуемых  с низким уровнем самостоятельной  деятельности характеризуются: повышенной  лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, сниженный фон активности и  работоспособности; им свойственны: спонтанность, импульсивность в парадоксальном; у них выражено резко отрицательное отношение к школе и учению, чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей, школьная тревожность; низкий уровень творческой активности.

Наше исследование показало, что в группе испытуемых преобладает процент респондентов с низким уровнем самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому возникла необходимость в разработке содержания работы по организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.

Чтобы организовать обучение информатике необходимо учитывать наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Общие формы обучения информатике делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.

Третья глава описывает методику организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики . Содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом - как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой - быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух во многом противоречивых требований является сложной задачей. Примерная программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основной формой обучения информатике остается урок. Особенностью курса информатики является систематическое использование работы школьников на компьютере. Поэтому выделяются три основных вида использования кабинета вычислительной техники на уроках: демонстрация, фронтальная лабораторная работа, практикум. Кроме урока процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм - это предметные кружки, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Часто отставание в учебе связано с плохим воспитанием, поэтому следует также вести индивидуальную воспитательную работу с ребёнком и с его семьей.

Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Сравнительная новизна предмета информатика, нестабильность содержания, достаточно быстрая смена поколений технических и программных средств обучения вынуждают учителей информатики вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса.

При «подаче» тем курса информатики у каждого учителя свой подход. Нами разработано содержание организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - СПб., 2009.
  2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной школе [Текст]/ Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2006. – 479 с.
  4. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк. - М., Просвещение, 2004
  5. Веткин, Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). [Текст]/ Л.Г. Веткин // Издательство Саратовского университета, 2008. 24 с.
  6. Воронкова, О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя [Текст] / О.Б. Воронкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 320с.
  7. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2001. – 239с.
  8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя // Учебник для вузов. Изд. второе, доп.. – М.: Лотос, 2004 - 384 с.
  9. Ильина, Т.А. Педагогика [Текст]/ Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2004.
  10. Информатика, базовый курс 7-9 [Текст]/ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.
  11. Кашин, М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке [Текст] / М.П. Кашин. – М., 2007.
  12. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст]/ М. П. Лапчик и др. – М.: Академия, 2001.
  13. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М., Наука, 2004
  14. Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ: Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]/ Н.В. Макарова. – СПБ.: Питер Пресс, 2008. – 128с.
  15. Малкин, И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся [Текст]/ И.И. Малкин. – Приложение к журналу «Народное образование», №10, 2006. С.13-23.
  16. Малова, Е.И. Проблемы освоения личностно-ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения [Текст] / Е.И. Малова// Образование и общество №3, 2003.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. Кадров [Текст]/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 272с.
  18. Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст]/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр "Академия", 2009.
  19. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст]/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608с.
  20. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2000. – 340с.
  21. Рогозинский, В. М. Азбука педагогического труда [Текст]/ В.М. Рогозинский. – М.: Высш. шк., 2000., c. 45
  22. Рыкова, Н.А. Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования. Сб. трудов X международная конференция Информационные технологии в образовании, часть II [Текст] / Н.А. Рыкова. - М., МИФИ, 2000. С. 60-61.
  23. Семакин, И. Информатика, базовый курс 7-9: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов [Текст]/ И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. – 381 с.
  24. Семакин, И. Информатика: Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]/ сост. – М.Н. Бородин. – М.: Лаборатория знаний, 2007. – 441с.
  25. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/ М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2000.
  26. Угринович, Н.Д. Информатика, базовый курс: Учебное пособие 9 кл. [Текст]/ Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – 203 с.
  27. Шадриков, В.Д. Личностно-ориентированное обучение [Текст] / В.Д. Шадриков – М., Педагогика. 2004. №5.
  28. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст]/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2002.
  29. Эльконин, Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. [Текст] / Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин //Вопросы психологии, 2003, № 5.
  30. Эльконин, Д.Б. Реформа школы и задачи психологии. [Текст] / Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 2009, №1
  31. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / А.Ф. Эсаулов. - М.,2002
  32. Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. [Текст] / И.С. Якиманская //Вопросы психологии. № 3, 2009

 

 

 

 

Приложение А

Электронная версия дипломной работы 
Приложение Б

ДИАГНОСТИКА ВОЛЕВОГО САМОКОНТОРОЛЯ

 

Методика ВСК предназначена для изучения волевого самоконтроля учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Опросник ВСК направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Указанные особенности во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.

Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных.

Данный опросник существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает отчет на каждый пункт в семибальной шкале (от –3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется «серийная» версия с вынужденным дихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа – либо «да», либо «нет».

При подсчёте суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу), несовпадение с ключом игнорируется и не влияет на суммарный балл. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13.

Интерпретация

Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлектируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.

Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике