Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть возможность использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по исследованной теме.
2. Раскрыть способы организации самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике.
3. Провести анализ бесплатных сервисов Интернета и способы их применения в образовательном процессе.
4. Изучить возможности применения бесплатных Интернет-сервисовв организации самостоятельной работе учащихся 7 класса.
5. Разработать серию уроков по информатики с использованием бесплатных Интернет-сервисов организации самостоятельной работы учащихся.

Содержание

Введение …...………………….…………………………………..……....…...….3
Глава 1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена……………….7
1.1. Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике…..….………………….……….……………………....…….……..7
1.2. Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе ...............................................................................…14
Выводы по первой главе ………………...…………………………….....…..…24
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике используя бесплатные Интернет-сервисов..………………………………………………...………...…25
2.1. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена………………….……25
2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена ………………………….………………………………………..31
2.3 Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов……………37
Выводы по второй главе………………………………………………………...40
Заключение…………..…………………………………………………….….….41
Список литературы…………………………...………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

нов.docx

— 102.85 Кб (Скачать файл)

Третий уровень самостоятельной деятельности – частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельная деятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела информатики, формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов информатики; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельной деятельности присутствуют элементы творчества [38,с.45]. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности – умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность. В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы. Каждый этап связан с предыдущим и с последующим и должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельной деятельности на следующий.

Первый этап ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельной деятельности. На этом этапе учитель знакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, сообщая различные сведения, разъясняет, как можно было бы получить их самостоятельно. С этой целью он использует лекционную форму работы или рассказ, а затем организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучении доступного материала учебного пособия и решении задач, предварительно разработанных учителем в качестве примеров.

На данном этапе учитель организует элементарную работу учащихся по самообучению: просмотр тематических телевизионных передач во внеурочное время; самостоятельное решение конкурсных задач из сборников, содержащих подробные решения или указания для контроля, причем с обязательным условием использования при решении некоторых из них знаний, полученных на внеурочных занятиях [19,с.87].

На втором этапе учебной работы преподаватель привлекает учащихся к обсуждению различных способов решения познавательной задачи и отбору наиболее рационального из них; поощряет самостоятельную деятельность учеников в сравнении способов. Учитель знакомит учащихся с общими и частными указаниями, содействующими самостоятельному выбору путей решения познавательной задачи с помощью уже изученных приемов, способов и методов решения аналогичных задач. На этом этапе педагог широко пользуется методом эвристической беседы, организует самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебным пособиям, раскрывающим материал конкретно–индуктивным способом и содержащим большое число примеров различной трудности. На втором этапе продолжается работа по организации самообучения учащихся и руководству им, ученики решают задачи из сборников конкурсных задач, готовятся к школьным олимпиадам (обычно условия подготовительных задач помещаются на специальных стендах), читают доступную научно – популярную литературу, например, специальные компьютерные журналы. Руководство самообучением учащихся на этом этапе носит фронтально – индивидуальный характер: учитель дает рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех; помощь преподавателя в организации самообучения учащихся носит индивидуальный характер.

Третий этап наиболее ответственный, так как именно на этом этапе должен произойти выход всех учащихся на основной уровень самостоятельной деятельности. Здесь большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной учебной, научно-популярной и научной литературы, сопровождаемого решением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов по информатике; творческому обсуждению докладов и сообщений на семинарах, организуемых на факультете; участию в школьном конкурсе по решению задач, в школьной, районной или городской олимпиаде по информатике, в заочных олимпиадах и конкурсах; самообучению учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей [42, с.234]. На этом этапе учитель организует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизирует знания учащихся; учит приемам обобщения и абстрагирования; проводит разбор найденных учениками решений; показывает, как надо работать над поставленной задачей; с помощью проблемных вопросов создает дискуссионную обстановку, направляет ход дискуссии и подводит итоги. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися: оказание ненавязчивой помощи некоторым ученикам в поисках путей решения задачи, в подготовке к олимпиадам, в подборе литературы для рефератов и их письменном оформлении, в организации и осуществлении самообучения.

На четвертом этапе основной формой является индивидуальная работа с учащимися, дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого. Самостоятельная деятельность школьника на этом этапе работы носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий. Учащиеся самостоятельно в течение сравнительно длительного срока решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем. Помощь преподавателя заключается в проведении индивидуальных консультаций, в рекомендации соответствующей литературы. На этом этапе проводятся конкурсы по решению задач, самостоятельная подготовка победителей школьной олимпиады к районной (областной, республиканской) олимпиаде (под руководством учителя); продолжается работа по самообучению [42,с.78].

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно – поисковую деятельность.

1.2 Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе

 

Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно–поисковых и аналитических методов работы с информацией.

Использование средств информационных технологий порождает новые методы обучения. У учащихся повысился интерес к учебе, появилась возможность реализовать дифференцированный подход к обучению. Ученик становится активным участником учебного процесса, создаются условия для развития творческих способностей личности, формируется современный стиль мышления, облегчается процесс сбора и хранения информации. Существенно упрощается процесс контроля знаний учащихся. Современные информационные технологии открывают возможность принципиального подхода к обучению [23, c.67].

Использование Интернет-ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков информатики, открывает широкие возможности раскрытия педагогического потенциала преподавателей и творческого подъема учащихся. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека, поэтому одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета, дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации [19,c.97]. Посетить многие музеи мира, увидеть шедевры мировой культуры, можно не выходя из компьютерного класса. Важно организовать во время виртуальной экскурсии познавательную деятельность учащихся. Для этого необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным является последующая обработка полученной информации. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, эссе, ответы на вопросы.

В сети Интернет работают отечественные и зарубежные образовательные порталы, на которых размещен богатый методический и дидактический материал, как для учителей, так и для учащихся. Используя ресурсы образовательных порталов можно организовать на уроках информатики в интерактивном режиме тестирование учащихся. Интерактивный режим позволяет учащимся получить результаты теста и рекомендации [32, c.78].

Большое внимание в школе уделяется обучению детей через проектную деятельность особенно на уроках информатики. Освоение Интернет пространства позволяет участвовать учащимся в проектах, проводимых в сети. Важным фактором в этом направлении является общение, обмен информацией между детьми и учителями разных школ, разных социальных групп. У детей появляется возможность представить свою работу не только внутри школы, но и за ее пределами, получить независимую оценку своего труда, сравнить себя с другими. Для учителей это возможность «Держать руку на пульсе». Интересные и полезные ресурсы предлагают «Проект «Гармония» (поддерживаемый Управлением образовательных и культурных программ Госдепартамента США), а также отечественные проекты проводимые Институтом Новых Технологий и другими образовательными организациями.

Сетевая инфраструктура, благодаря которой ученики получают доступ к Всемирной Паутине, открывает возможности для использования в педагогической практикесоциальных сервисов.

Общие составляющие социальных сервисов таковы:

  • использование социальных сервисов подталкивают людей к участию в совместной деятельности. Сервисы предоставляют простые решения для повседневных задач — распространение фотографий, продажа ненужных вещей, поискнужных сведений;
  • принимая участие в совместной деятельности с использованием социальныхсервисов, люди меняют свою позицию с потребительской на созидательную;
  • социальные сервисы помогают людям взаимодействовать между собой, задавая простые правила такого взаимодействия.

Сетевые сервисы превращаются в средства, при помощи которых хорошо думать,точно так же, как это произошло с компьютерами.

Современные сетевые организации основываются на участии и сотрудничестве людей, они предоставляют людямсредства и возможности вкладываться в развитие общего содержания через создание веб-сайтов, блоггинг, оценивание книг, размещение в сети фотографий и видео, продажу вещей, участие в коллективном редактировании энциклопедий.Среди многообразия способов классификации сервисов Веб 2.0 наиболее простой представляется пользовательская классификация, устроенная по принципу «что можно делать с помощью этого средства».

  • Вики — сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страницами коллективных гипертекстов.
  • Блоги — сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи.
  • Поисковая сфера, в которой участники ищут, сохраняют и классифицируютнайденную информацию.
  • Социальные сети — сфера деятельности, в которой люди устанавливают связидруг с другом и строят социальные сети.
  • Карты.
  • Логосфера — сфера деятельности, в которой авторы создают и обмениваютсясвоими программами и их фрагментами.
  • Облака сервисов, в которых участники используют все многообразие сервисов,собранных «под зонтиком» какой-то одной корпорации — Google, Яндекс,Yahoo.

Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают передпедагогической практикой следующие возможности.

  • Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
  • В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебныхцелях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться с системой образования своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами.
  • Самостоятельное создание сетевого учебного содержания.Новые сервисы социального программного обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формированиисобственного сетевого содержания. Сегодня новое содержание создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новыетексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.
  • Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакимиспециальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельностисвязаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки – повторноеиспользование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
  • Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Интернетоткрывает новые возможности для участия школьников в профессиональныхнаучных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяютне только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Из того, что количество непосредственных высказываний, обращенных от одного человека к другому, внутри сообщества постепенно снижается, вовсе не следует, что люди меньше общаются. Просто это общение теперь происходит при помощи строительных блоков, которые одновременно служат и в качестве новых «виртуальных знаков», которыми они обмениваются. К таким новым виртуальным знакам можно отнести статьи, закладки, правки, метки, фотографии и заметки на полях.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике