Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:22, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования: раскрыть возможность использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по исследованной теме. 2. Раскрыть способы организации самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике. 3. Провести анализ бесплатных сервисов Интернета и способы их применения в образовательном процессе. 4. Изучить возможности применения бесплатных Интернет-сервисовв организации самостоятельной работе учащихся 7 класса. 5. Разработать серию уроков по информатики с использованием бесплатных Интернет-сервисов организации самостоятельной работы учащихся.
Содержание
Введение …...………………….…………………………………..……....…...….3 Глава 1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена……………….7 1.1. Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике…..….………………….……….……………………....…….……..7 1.2. Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе ...............................................................................…14 Выводы по первой главе ………………...…………………………….....…..…24 Глава II. Опытно-практическая работа по формированию самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике используя бесплатные Интернет-сервисов..………………………………………………...………...…25 2.1. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена………………….……25 2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена ………………………….………………………………………..31 2.3 Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов……………37 Выводы по второй главе………………………………………………………...40 Заключение…………..…………………………………………………….….….41 Список литературы…………………………...………………………………….43
Новые сетевые сервисы создают
новую среду общения, в которой значение
непосредственногообмена сообщения заметно
снижается. Чтобы узнать, чем занимается
человек, какие действия он совершает,
нет никакой необходимости его об этом
спрашивать, достаточно просто по наблюдать
за его сетевой деятельностью. Новые информационные
технологии оказали заметное влияние
на то, как мы стали общаться, думать и
действовать. Наш язык и наше мышление
постепенно расширяются и дополняются
новыми словами и инструментами [3].
Распространение доступного
и высокоскоростного Интернета в России,
а также популярность мобильных устройств
с выходом в Интернет делают общение посредством
социальных сетей необходимым «как воздух».
Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет
проводит в социальных сетях 6 часов в
день и больше. Участники некоторых сетей
исчисляются уже миллионами. На сайте
«ВКонтакте» зарегистрировано более 250
миллионов пользователей, из них порядка
60 млн. посетителей заходят на сайт каждый
день. «Сколько просиживают люди в этих
сетях часов, дней, лет, наверное, подсчитать
вряд ли кому-нибудь удастся. Некоторые
пользователи в виртуальном пространстве
пребывают больше, чем в окружающей действительности.
Каков же КПД этих посиделок? Подавляющая
часть таких контактов - это обмен всякой
малозначительной информацией на уровне
межличностного общения. Обсуждение же
важных проблем занимает в этом бескрайнем
народном информационном море столь незначительное
место, что его вряд ли можно выразить
в долях процента». Московский учитель
Л. Жиленкова приводит такие цифры: «Исследование,
проведенное агентством «Роуз» совместно
с компанией «Хедхантер» весной 2010 года,
показало, что российские пользователи
- самые активные: 89 % российских пользователей
зарегистрированы в социальных сетях;
49 % проводят в них от 5 до 10 часов в месяц,
а 23 % - 20 часов и более».
Понятие «социальная
сеть» изначально не имело отношения к
Интернет-коммуникациям, было введено
в научный оборот в 1954 г. социологом Манчестерской
школы Дж. Барнсом. Он охарактеризовал
социальную сеть следующим образом: «Каждый
человек имеет определённый круг друзей,
и эти друзья в свою очередь имеют собственных
друзей. Некоторые из друзей одного человека
знают друг друга, другие нет. Я счёл удобным
говорить отакого рода социальных полях
как о сетях. Под этим мне видится система
точек, некоторые из которых соединены
между собой. Точками этой системы являются
люди, и линии соединения этих точек указывают,
какие люди взаимодействуют друг с другом».
В Интернет-пространстве социальная сеть
- интерактивный многопользовательский
веб-сайт, контент которого наполняется
самими участниками сети. У пользователей
социальных сетей сложились определённые
принципы своей реализации как личности.
Например, участник сам решает, примкнуть
ли к сообществу. Каждый участник социальной
сети лично определяет степень своей активности,
позиционирует себя, выбирает круг интересов,
строит контакты. Активность пользователя
характеризуется теми продуктами, которые
он представляет другим членам сети, начиная
с созданного личного профиля, а далее
- сообщениями, голосованиями, списками
друзей. «Мы также являемся свидетелями
возникновения беспрецедентных типов
культурного поведения, в частности, в
области самовыражения: персональные
страницы в Интернете являются примером
весьма оригинального явления, где наблюдается
неожиданное использование Интернета
для удовлетворения социальной и культурной
функции, которая не была предусмотрена
разработчиками Паутины.
Пользователи
Интернета становятся, таким образом,
не только получателями и хранителями
информации, но также и активными
участниками этой новой культуры
информационного века.В социальных сетях
все равны, нет заранее известных «правильных»
образцов творчества, мыслей. Многие виды
деятельности строятся на принципах сравнения
собственного продукта с продуктами других
участников - голосования, «перепосты»
сообщений и т.д. Таким образом, сама технология
работы в социальных сетях создает благоприятные
условия для обучения.
Популярные социальные сети
- мощные в технологическом плане Интернет-ресурсы.
Они значительно расширяют возможности
представления информации и работы с ней,
разрешая размещать, просматривать, комментировать
контент, использовать дополнительные
приложения - игры, голосования, доски
граффити и т.д. Таким образом, учитель
получает в пользование оснащенную мультимедийную
площадку для реализации своих образовательных
целей [3].
Общедоступность и открытость
сетей для всех пользователей Интернета,
о которых часто говорят как о проблеме,
может в обучении сыграть как раз позитивную
роль. Педагоги могут приглашать к обсуждению
специалистов, ученых. Участниками образовательных
и культурных мероприятий в Интернете
могут стать родители учеников, их братья
и сестры и др. Сами внутренние границы
школы размываются - на виртуальных конференциях
и семинарах могут одновременно присутствовать
разные классы и параллели. От личного
профиля в социальной сети можно выстроить
путь к образовательному виртуальному
сообществу.
Работа в сети Интернет, в социальных
сетях в том числе, стирает и временные
рамки, позволяя выстраивать занятия как
в режиме on-line, так и асинхронно.
При использовании социальных
сетей в качестве платформы для обучения
актуализируется возможность постоянного
взаимодействия учителя и учащегося, что
обеспечивает непрерывность учебного
процесса и более глубокое планирование
учебной и исследовательской работы, не
ограниченной рамками аудиторных занятий.
Можно также отметить, что социальные
сети делают учителей социально доступными
для учащихся в плане коммуникации.
Для учителя процесс контроля
над усвоением учебного материала обучающимися
становится намного проще за счет использования
единого образовательного пространства.
Например, на то, чтобы проверить комментарии
всех обучающихся по теме в социальной
сети, уходит меньше времени, чем опрашивать
каждого ученика в классе. Обучающимся,
однако, необходимо предварительно объяснить,
что любые их реплики и комментарии являются
публичными, т.е. видимы всем участникам
дискуссии.
В сети «ВКонтакте» существует
возможность организовывать временные
сообщества, как открытые, так и с ограниченным
доступом. В сообществах можно эффективно
организовывать работу групп и секций,
соответствующих изучаемым дисциплинам,
и координировать работу над совместными
образовательными проектами.
Возможность создания «Опроса»
позволит учителю выявить степень заинтересованности
учеников, актуальности учебных материалов,
приоритета вопросов изучаемой темы. С
помощью опроса можно выстроить систему
самооценки обучающихся.
Среди дополнительных возможностей
сети «ВКонтакте» есть сервис «Статистика»,
по которому учителя могут отслеживать
активность учеников в группе, какие именно
разделы пользуются наибольшей популярностью,
какие материалы скачиваются, какой информацией
ученики делятся друг с другом путем копирования
её на свою персональную страницу.
Лента новостей позволяет участникам
проекта быть все время в курсе малейших
изменений, происходящих в процессе учебной
деятельности. Учитель может наблюдать
за работой учеников и вовремя координировать
их действия, направляя поисковую деятельность
учащихся в нужное русло.
Социальная сеть «ВКонтакте»
не ограничивает объем размещаемой информации,
поэтому педагоги и ученики могут создавать
глобальный информационный пласт по изучаемому
предмету. Универсальный характер доступа
делает социальную сеть незаменимым банком
учебных материалов и наработок, которыми
всегда могут пользоваться учащиеся. Например,
разместив ссылку на раздел «Справочное
бюро» ресурса Gramota.ru в сети, учитель приучает
учащихся пользоваться профессиональными
ресурсами для корректного и правильного
использования русского языка; ссылка
на библиотеку Гумер (http://www.gumer.info/) позволяет
ученикам, что называется, не выходя из
дому, обращаться в одну из лучших Интернет-библиотек.
Возможность размещения в сети
документов позволяет преподавателю выкладывать
в социальной сети и свои собственные
учебные материалы [3].
Выводы по первой
главе
Таким образом, организация
самостоятельной работы проходит в несколько
этапов. На первом этапе учитель организует
элементарную работу учащихся по самообучению.
На втором этапе учитель дает рекомендации
по самообучению всем учащимся, но выполнение
их не обязательно для всех. На третьем
этапе учитель организует на занятиях
обобщающие беседы по самостоятельно
изученному материалу. На четвертом этапе
основной формой является индивидуальная
работа с учащимися дифференцируемая
с учетом познавательных интересов и потребностей
и профессиональной ориентации каждого.
Психолого-педагогические условия организации
самостоятельной работы: включение в образовательный
процесс дидактических средств, оптимизирующих
деятельность учителей и школьников; усиление
роли контрольно–диагностических процедур
для повышения эффективности самостоятельной
работы; формирование активно–поискового
уровня самостоятельности школьников
через использование дидактических средств
образовательного процесса, учет индивидуальных
стилей учебной деятельности.
Из множества бесплатных Интернет-сервисов,
которые можно использовать как учебную
площадку выбраны социальные сети, в частности
социальная сеть «ВКонтакте». После анализа
Интернет-сервиса «ВКонтакте» можно назвать
«удобства», это - постоянный и бесплатный
доступ к контенту в режиме on-line, принцип
«диалога» и межкультурной коммуникации,
техническая простота, открытость информации
и возможность ограничения доступа к ней,
авторское начало, коллективизм, объединение
по интересам, публичность, возможность
использования социальной сети как каталога
Интернет-ресурсов.
Глава II. Опытно-практическая
работа по формированию самостоятельной
активности учащихся среднего звена по
информатике используя бесплатные Интернет-сервисов
2.1. Первичная диагностика
уровня сформированности самостоятельной
активности по информатике учащихся среднего
звена
Цель опытно-практической
работы: апробировать серию уроков
с использованием бесплатных сервисов
Интернета, направленных на развитие самостоятельной
активности учащихся среднего звена.
Задачи опытно-практической
работы:
Провести первичную диагностику уровня
сформированности самостоятельной активности учащихся среднего звена.
Апробироватьсерию уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности
учащихся среднего звена.
Провести повторную диагностику по определению
уровня самостоятельной активности учащихся
среднего звена.
Опытно-практическая работа
состояла из трех этапов:
Первый этап–проведение первичной диагностики
уровня сформированности самостоятельной
активности по информатике учащихся среднего
звена.
Второй этап–использование
бесплатных сервисов Интернета, направленных
на развитие самостоятельной активности
учащихся среднего звена.
Третий этап – анализ результатов
опытно-практической работы.
Опытно-практическая работа
проводилась в 7Бклассе МАОУ №7, которая
расположена по адресу г. Стерлитамак,
проспект Ленина, 28Б. Директор школы –
Фахреева Альфия Ихсановна. Учитель информатики–
Федоров Артём Анатольевич. Класс включает
в себя 28 детей по списку. Класс делиться
на две группы по 14 человек. Опытно-практическая
часть проводилась только в одной подгруппе,
её и примем за экспериментальную.
Таблица 1.
Экспериментальная группа
Ирина А.
Жанна Д.
Артур Т.
Артём У.
Рината Н.
Марк А.
Лера И.
Кирилл Ш.
Радмир Л.
Оксана Б.
Вадим В.
Кристина Г.
Сергей Р.
Тимур Л.
База практики обладает хорошей
материально-технической оснащенностью.
Имеющиеся в школе два кабинета информатики
соответствуют всем требованиям, предъявляемые
к кабинетам информатики:
оснащённые 17 современными
компьютерами, проектором и интерактивной
доской;
справочной, методической, научно-популярной
и исследовательской литературой.
Освещенность и мебель кабинета
информатики соответствуют санитарно-гигиеническим
нормам.
Кабинет информатики разделен
на три зоны: рабочее место преподавателя,
рабочие места учащиеся и зона хранения
средств обучения. На передней стене кабинета
размещена доска, используемая для записей,
составления таблиц. Рабочие места учащихся
расположены вдоль стен, что весьма удобно
в момент использования различного оборудования.
Расстояние между компьютерами соответствует
нормативам.
Таким образом, база преддипломной
педагогической практики отвечает предъявляемым
нормам и требованиям проведения опытно-практической
работы.
Учитель информатики Артём
Анатольевичдал характеристику 7 Б классу.
Мотивация учения в классе разнообразна,
ученики стараются запомнить новый материал,
накапливать знания, применять их в свой
практической деятельности. В классе большинство
учеников «хорошисты», но есть и ребята,
которые стремятся стать отличниками.
Есть ученики, которые по некоторым предметам
имеют оценки ниже 4 баллов.
На классном часе в 7 Б классе
была проведена первичная диагностика
уровня сформированности самостоятельной
активности. Автор диагностики Г.А. Карпова.
Тест по выявлению уровня развития самообразовательной
деятельности школьников.
степень сформированности знаний и умений
(их глубина, комплексность, гибкость,
взаимосвязь в процессе осуществления
деятельности, перенос);
содержание и устойчивость мотивации
(проявление ситуативных или устойчивых
мотивов, комплекс мотивов, их общественная
направленность, связь с жизненными планами
учащихся);
отношение школьников к учебной деятельности,
ее нравственные основы (проявление интеллектуальной
и практической инициативы, активности,
ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля,
сотрудничества).
В соответствии критериями
можно выделить три уровня самостоятельности:
подражательно-пассивный, репродуктивный
(низкий), частично-поисковый (средний),
творческий (высокий).