Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть возможность использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по исследованной теме.
2. Раскрыть способы организации самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике.
3. Провести анализ бесплатных сервисов Интернета и способы их применения в образовательном процессе.
4. Изучить возможности применения бесплатных Интернет-сервисовв организации самостоятельной работе учащихся 7 класса.
5. Разработать серию уроков по информатики с использованием бесплатных Интернет-сервисов организации самостоятельной работы учащихся.

Содержание

Введение …...………………….…………………………………..……....…...….3
Глава 1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена……………….7
1.1. Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике…..….………………….……….……………………....…….……..7
1.2. Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе ...............................................................................…14
Выводы по первой главе ………………...…………………………….....…..…24
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике используя бесплатные Интернет-сервисов..………………………………………………...………...…25
2.1. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена………………….……25
2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена ………………………….………………………………………..31
2.3 Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов……………37
Выводы по второй главе………………………………………………………...40
Заключение…………..…………………………………………………….….….41
Список литературы…………………………...………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

нов.docx

— 102.85 Кб (Скачать файл)

Низкий уровень (подражательно-пассивный, репродуктивный): Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). В среднем и старшем возрасте низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межпредметные связи. Поэтому предметные и общеучебные умения используются только в стандартных ситуациях. Слабо представлены умения; связанные с мыслительным анализом условий задачи. Самоконтроль проявляется редко, главным образом на стадии констатации результатов деятельности. Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко; ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя.

Средний уровень (частично-поисковый): Свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже сам. Выполняя типовые упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя. Проявляется интерпретирующая активность. Однако межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль, и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.)

Высокий уровень (творческий) Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение ученика устанавливать внутри предметные и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: ученик сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У школьников, обладающих высоким уровнем самостоятельности, может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения.Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями учащихся. Наряду с этим хорошо выражены и общественно значимые мотивы: активное отношение к работе товарищей, готовность сотрудничать с учителем, товарищами, работниками библиотеки, других внешкольных объектов. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

Для определения готовности учащихся к самообразованию было проведено тестирование «Тест по выявлению уровня развития самообразовательной деятельности школьников». Тест состоял из 14 вопросов (Приложение 3). Ответы на тест расположены таким образом, что:

- ответы А соответствовали  1 баллу,

- ответы Б – 2 баллам,

- ответы В – 3 баллам,

- ответы Г – 4 баллам.

Таким образом:

14-27 баллов соответствует низкому уровню самообразования;

28-41 баллов - среднему уровню самообразования;

42-56- высокому уровню самообразования.

Данные исследования, отображенные в таблице 2, помогли наглядно увидеть уровень организации самообразовательной деятельности каждого ученика.

Таблица  2.

Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена

Имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Баллы

Уровни

1.

ИринаА.

а

в

а

г

б

в

в

а

а

г

г

а

б

б

21

Н

2.

Артур Т.

г

б

а

а

а

б

в

г

в

в

а

а

г

в

32

С

3.

Рината Н.

а

а

г

а

а

а

а

а

а

б

в

г

б

б

46

В

4.

Лера И.

б

в

а

а

а

а

г

б

а

в

в

а

а

г

21

С

5.

Радмир Л.

а

а

а

б

г

а

а

а

б

а

г

б

в

а

23

С

6.

Вадим В.

г

в

в

в

а

в

в

г

в

б

б

в

а

б

18

Н

7.

Сергей Р.

в

б

а

б

б

в

в

б

б

в

в

б

в

в

43

В

8.

Оксана Б.

а

в

б

а

а

а

г

г

г

а

а

г

а

б

29

С

9.

КристинаГ.

б

в

а

г

б

г

а

в

а

в

а

б

а

в

17

Н

10.

Тимур Л.

в

а

а

г

г

а

б

в

б

в

г

б

г

а

43

В

11.

Жанна Д.

а

г

а

г

б

в

в

а

в

а

в

а

б

б

31

С

12.

Артём У.

г

а

в

а

б

а

б

б

а

б

а

б

б

в

41

С

13.

Марк А.

б

а

в

г

а

б

б

а

г

б

б

в

а

а

23

Н

14.

Кирилл Ш.

а

а

б

а

г

а

г

б

а

б

б

в

г

г

31

С


 

 

В итоге мы получили, что высокий уровень самообразования выявлен лишь у 3 человек (Рината Н., Сергей Р., Тимур Л.)экспериментальной группы (21%). По-видимому, это связано с тем, что цели самообразовательной деятельности в этом возрасте не являются до конца личностно осознанными. Средний уровень выявлен у 7 человек(Артур Т., Лера И., Радмир Л., Оксана Б., Жанна Д., Артём У., Кирилл Ш.) (50%) учащихся экспериментальной группы. Низкий уровень готовности к самообразованию выявлен у 4 человек(Ирина А., Вадим В., Кристина Г., Марк А.), что соответствует 29%.

На диаграмме 1 графически представлены результаты первичной диагностики самостоятельной активности учащихся 7 класса.

Диаграмма 1.

В данном случае большая часть класса не умеет организовать самостоятельную познавательную деятельность.

Таким образом, результаты первичной диагностики вызвали необходимость разработки комплекса уроков по информатике по повышению уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звенас использованием бесплатны Интернет-сервисов.

2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена

 

С учащимися 7 класса была проведена серия уроков с использованием бесплатных сервисов интернета: «Мир электронной почты, телеконференция»; «Форумы, чаты, блоги, социальные сети»; «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»; «Облачные технологии как сервисы сети Интернет».

Урок№1

Тема урока: «Мир электронной почты, телеконференция»

Цель урока: освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете; уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Тип урока:изучение нового материала.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.

Анализ урока:

Ребята организованно по звонку вошли в класс. Время на установление дисциплины не требовалось. Учащиеся готовы к уроку и настроены на плодотворную работу. Время, затраченное на проверку отсутствующих не более 30секунд. Цель и задачи урока были объявлены после проверки отсутствующих. На уроке использовалось 9 компьютеров, соединенных между собой в локальную сеть. Временные интервалы на опрос учащихся, объяснение нового материала, практическую работу, домашнее задание и закрепление нового материала в беседе с учащимися соблюдены. Объяснение нового материала основывалось на проведение понятных и доступных для данной возрастной категории учащихся. При выполнении практического задания использовался метод работы в парах. Домашнее задание выдано с учетом разного уровня успеваемости учащихся. Деятельность учащихся и учителя на уроке проходила в форме диалога. Стиль общения - дружеский. На уроке преобладала доброжелательность, обстановка в классе позитивная. Учащиеся настроены на работу положительно. Результаты урока учащимися были получены теоретические знания по теме урока, результат которых воплотился в выполнении абсолютно всеми учащимися практической работы. В целом урок прошел на высоком уровне.

В ходе урока ученики узнали, что такое электронная почта, для чего они созданы, в каких сферах применяются, какие сервисы позволяющие создавать сайты в сети существуют на сегодняшний день. Были рассмотрены несколько бесплатных сетевых конструкторов. Выделены их плюсы и минусы. Были рассмотрены функции электронной почты. Основные моменты были законспектированы.

На всех этапах урока были реализованы  поставленные задачи

Урок №2

Тема урока: «Форумы, чаты, блоги, социальные сети»

Цель урока: изучить структуру сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «социальные сети», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютеры, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

Анализ урока:

Ребята организованно по звонку вошли в класс. Время на установление дисциплины не требовалось. Учащиеся готовы к уроку и настроены на плодотворную работу. Время, затраченное на проверку отсутствующих не более 30секунд. Цель и задачи урока были объявлены после проверки отсутствующих. На уроке использовалось 9 компьютеров, соединенных между собой в локальную сеть. Временные интервалы на опрос учащихся, объяснение нового материала, практическую работу, домашнее задание и закрепление нового материала в беседе с учащимися соблюдены. Объяснение нового материала основывалось на проведение понятных и доступных для данной возрастной категории учащихся. При выполнении практического задания использовался метод работы в парах. Домашнее задание выдано с учетом разного уровня успеваемости учащихся. Деятельность учащихся и учителя на уроке проходила в форме диалога. Стиль общения - дружеский. На уроке преобладала доброжелательность, обстановка в классе позитивная. Учащиеся настроены на работу положительно. Результаты урока учащимися были получены теоретические знания по теме урока, результат которых воплотился в выполнении абсолютно всеми учащимися практической работы. В целом урок прошел на высоком уровне.

В ходе урока ученики узнали, что такое форумы, чаты, блоги, социальные сети, для чего они созданы, в каких сферах применяются, какие сервисы позволяющие создавать сайты в сети существуют на сегодняшний день. Были рассмотрены несколько бесплатных Интернет-сервисов (форумы, чаты, блоги, социальные сети). Выделены их плюсы и минусы. Основные моменты были законспектированы.

На всех этапах урока были реализованы  поставленные задачи.

 

Урок №3

Тема: «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»

Цель: обобщение знаний о компьютерных сетях

Задачи:

Образовательная – повторить и обобщить знания о компьютерных  сетях и  Интернете,  о  правовых аспектах  работы с  информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала.

Воспитательная – воспитание уважения  к сопернику, умения достойно вести спор, формирование информационной культуры.

Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности умения излагать мысли.

Тип урока – урок – обобщения и систематизации знаний.

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютеры, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

Анализ урока:

Ребята организованно по звонку вошли в класс. Время на установление дисциплины не требовалось. Учащиеся готовы к уроку и настроены на плодотворную работу. Время, затраченное на проверку отсутствующих не более 30секунд. Цель и задачи урока были объявлены после проверки отсутствующих. На уроке использовалось 9 компьютеров, соединенных между собой в локальную сеть. Временные интервалы на опрос учащихся, объяснение нового материала, практическую работу, домашнее задание и закрепление нового материала в беседе с учащимися соблюдены. Объяснение нового материала основывалось на проведение понятных и доступных для данной возрастной категории учащихся. При выполнении практического задания использовался метод работы в парах. Домашнее задание выдано с учетом разного уровня успеваемости учащихся. Деятельность учащихся и учителя на уроке проходила в форме диалога. Стиль общения - дружеский. На уроке преобладала доброжелательность, обстановка в классе позитивная. Учащиеся настроены на работу положительно. Результаты урока учащимися были получены теоретические знания по теме урока, результат которых воплотился в выполнении абсолютно всеми учащимися практической работы. В целом урок прошел на высоком уровне.

В ходе урока ученики узнали, что такое, программные поисковые сервисы для чего они созданы, в каких сферах применяются, какие сервисы позволяющие создавать сайты в сети существуют на сегодняшний день. Были рассмотрены несколько поисковых сервисов. Выделены их плюсы и минусы. Основные моменты были законспектированы.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике