Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть возможность использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по исследованной теме.
2. Раскрыть способы организации самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике.
3. Провести анализ бесплатных сервисов Интернета и способы их применения в образовательном процессе.
4. Изучить возможности применения бесплатных Интернет-сервисовв организации самостоятельной работе учащихся 7 класса.
5. Разработать серию уроков по информатики с использованием бесплатных Интернет-сервисов организации самостоятельной работы учащихся.

Содержание

Введение …...………………….…………………………………..……....…...….3
Глава 1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена……………….7
1.1. Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике…..….………………….……….……………………....…….……..7
1.2. Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе ...............................................................................…14
Выводы по первой главе ………………...…………………………….....…..…24
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике используя бесплатные Интернет-сервисов..………………………………………………...………...…25
2.1. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена………………….……25
2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена ………………………….………………………………………..31
2.3 Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов……………37
Выводы по второй главе………………………………………………………...40
Заключение…………..…………………………………………………….….….41
Список литературы…………………………...………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

нов.docx

— 102.85 Кб (Скачать файл)

На всех этапах урока были реализованы  поставленные задачи.

 

Урок №4

Тема урока: «Облачные технологии как сервисы сети Интернет»

Цели: проверить знание учащимися основных названий диалоговых панелей и контекстных меню; ввести понятие компьютерного вируса, рассмотреть типы вирусов;развивать память, внимание, мышление;

Задачи: объяснение понятия  компьютерный вирус, повторить и обобщить знания о компьютерных  сетях и  Интернете.

Таким образом, педагогическая система строилась так, чтобы обеспечить достаточную эмоциональную, познавательную и практическую насыщенность детей с использованием бесплатных Интернет-сервисов. Дети всё свободнее справлялись с выполнением заданий, были видны определённые положительные изменения, как в самостоятельных заданиях, так и в уровне использования бесплатных Интернет-сервисов.

Анализ урока:

Ребята организованно по звонку вошли в класс. Время на установление дисциплины не требовалось. Учащиеся готовы к уроку и настроены на плодотворную работу. Время, затраченное на проверку отсутствующих не более 30секунд. Цель и задачи урока были объявлены после проверки отсутствующих. На уроке использовалось 9 компьютеров, соединенных между собой в локальную сеть. Временные интервалы на опрос учащихся, объяснение нового материала, практическую работу, домашнее задание и закрепление нового материала в беседе с учащимися соблюдены. Объяснение нового материала основывалось на проведение понятных и доступных для данной возрастной категории учащихся. При выполнении практического задания использовался метод работы в парах. Домашнее задание выдано с учетом разного уровня успеваемости учащихся. Деятельность учащихся и учителя на уроке проходила в форме диалога. Стиль общения - дружеский. На уроке преобладала доброжелательность, обстановка в классе позитивная. Учащиеся настроены на работу положительно. Результаты урока учащимися были получены теоретические знания по теме урока, результат которых воплотился в выполнении абсолютно всеми учащимися практической работы. В целом урок прошел на высоком уровне.

В ходе урока ученики узнали, что такое, облачные технологии как сервисы сети Интернет, для чего они созданы, в каких сферах применяются, какие сервисы позволяющие создавать сайты в сети существуют на сегодняшний день. Были рассмотрены несколько бесплатных Интернет-сервисов. Выделены их плюсы и минусы. Основные моменты были законспектированы.

На всех этапах урока были реализованы  поставленные задачи.

На основании анализа проведённых уроков с детьми среднего звена следует, что у них произошли определённые положительные изменения в  использовании бесплатных Интернет-сервисов.

2.3. Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов

 

Для реализации поставленной цели опытно-практической работы была проведена повторная диагностика сформированности самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике по тестовым заданиям, что и на первом этапе опытно-практической работы.

Данная диагностика  включает в себя задания:«Тест по выявлению уровня развития самообразовательной деятельности школьников»

Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Сравнительный анализ уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся экспериментальной группы

       Таблица 3.

№ Имя ребенка

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Ирина А.

1

Н

2

С

Артур Т.

1

Н

1

C

Рината Н.

3

В

3

В

Юлия И.

2

С

3

В

Радмир Л.

1

Н

1

Н

Вадим В.

1

Н

2

С

Сергей Р.

3

В

3

В

Оксана Б.

2

C

3

В

Кристина Г.

1

Н

2

С

Тимур Л.

2

С

3

В

Жанна Д.

2

С

3

В

Артём У.

2

С

2

С

Марк А.

1

Н

2

С

Кирилл Ш.

2

С

2

С


 

 

Таким образом, сравнив результаты первичной и повторной диагностики, мы видим положительную динамику, из чего следует, что уровень сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена способствуют усвоению знаний, умений и навыков на качественно новом уровне. Повышение уровня сформированности самостоятельной активности по информатике свидетильствует об эффективности проведенных уроков на формирующем этапе. Более наглядно полученные данные представлены в диаграмме 3.

                            

Диаграмма 3.

  На диаграмме 4 представлен сравнительный анализ результатов экспериментальной группы.                 

   Диаграмма 4.

 

Таким образом, в результате повторной диагностики выявлено, что в экспериментальной подгруппе, где проводились уроки по информатике с использованием бесплатных Интернет-сервисов стал гораздо выше. Это свидетельствует о результативности проведенной нами работы и подтверждает гипотезу.

Выводы по второй главе

 

В ходе выполненной опытно – практической работы была достигнута цель: выявить значение самостоятельного обучения на уроках информатики учащихся среднего звена.

Задачи опытно–практической работы выполнены. Провели первичную диагностику уровня сформированости  информатике в 7 классе, апробировали серию уроков по информатике  учащихся среднего звена с использованием бесплатных сервисов интернета, проанализировали результаты опытно–практической работы по использованию бесплатных сервисов интернета учащихся среднего звена.

Учащиеся среднего звена справились с заданиями и показали высокий уровень знаний по использованию бесплатных сервисов интернета.

Таким образом, педагогическая система строилась так, чтобы обеспечить достаточную эмоциональную, познавательную и практическую насыщенность детей с использованием бесплатных сервисов интернета.

На основании анализа проведённых уроков с детьми среднего звена следует, что у них произошли определённые положительные изменения в использовании бесплатных сервисов интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. В дидактической и методической литературе при классификации самостоятельных работ учитывается характер познавательной деятельности учащегося и её структура, степень самостоятельности и творчества обучающегося, уровни самостоятельной продуктивной деятельности, слитность звеньев (этапов) учебного процесса, а также единство процессуальной и логико–содержательной сторон деятельности. По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по информатике выделяют четыре уровня самостоятельности: организация элементарной работы учащихся по самообучению; рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех; обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу; индивидуальная работа, с учащимися дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого.

Психолого–педагогические условия организации самостоятельной работы: включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников; усиление роли контрольно–диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы; формирование активно–поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса; учет индивидуальных стилей учебной деятельности. Самостоятельная работа учащихся с использованием бесплатных сервисов интернета отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение. Такое обучение затрагивает рефлексивно – личностную и рефлексивно–коммуникативную сферы школьников и способствует активному освоению основных понятий и принципов информатики.

В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с учащимися седьмого класса МАОУ  №7, которая расположена по адресу г. Стерлитамак, проспект Ленина, 28Б.

Экспериментальная работа, проведенная с учащимися 7Б класса МАОУ  №7, которая обеспечила переход из ЗУН по разделу «Информатика и ИКТ» на качественно более высокий уровень. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования. Это говорит о том, что изучение раздела «Информатика и ИКТ» по нашей методике способствует более эффективному овладению учащимися ЗУН в рамках данного раздела.

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.

Мы считаем, что проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач.

Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики использования бесплатных Интернет-сервисов при изучении других разделов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Балонов И.М. Компьютерные игры как элемент массовой культуры [Электронный ресурс] / Пермь, 2014. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/library/001.htm
  2. Балонов И.М. Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки [Электронный ресурс] / Пермь, 2014. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/library/002.htm
  3. Хаертдинова Г.А., Коваленко Г.А.  Социальня сеть всемирной паутины интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальная сеть «Вконтакте») [Электронный ресурс] / Стерлитамак, 2014.- Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13229
  4. Яковлева А.А. Образовательные ресурсы Интернет [Электронный ресурс] / Санкт- Петербург, 2006. – Режим доступа: www.cl.ru/education/index.htm
  5. Андреева Л. И., Специальная педагогика : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. И. Андреева, Б. А.  Архипов, Л. И. Белянова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. – М., издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  6. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968 г.
  7. Бухаркина М. Ю. «Виртуальная школа», http://vschool.ru
  8. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. — М. : Просвещение, 1999. — 288 с.
  9. Войтешенко И. С. «Конвейер задач» как альтернатива проектной деятельности // Информатика и образование. – 2007. –№10 - стр. 41 - 44
  10. Гребеньков Н.Н., Корнев А.В., Сарычев С.В., Чернышев А.С. Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива
  11. Дергачева Л. М. Игры-соревновния на уроках информатики // Информатика и образование. – 2007. –№8 - стр. 24-30
  12. Дергачева Л. М., Тамошина Н. Д. Деловая игра в элективном курсе по информатике// Информатика и образование. – 2007. –№1 - стр. 57-60
  13. Зайцев С. Г., Новые информационные технологии в образовании и управлении учебным заведением. // Компьютеры в учебном процессе, № 8, август 1996, странный специальный журнал для пытливых умов любого возраста, "интерсоциофорум".
  14. Ившина Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении. Казань, 1990, автореферат канд. дис.
  15. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. - СПб: Питер, 2004. - с. 207.
  16. КинкофШ. MicrosoftOfficeExcel 2003.Учебный курс. – СПб. : Питер, 2004.
  17. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г.,
  18. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. — М. : Просвещение, 1976. -303 с.
  19. Кузнецов А. А., Апатова Н. В. Основы информатики: 8 - 9 кл. – М. : Дрофа, 1999
  20. Культин Н. Б. Delphi: в задачах и примерах. Санкт-Петербург : БХВ – Петербург, 2006, 288 с. : ил.
  21. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.Г. Хеннер ; Под общей ред. М. П. Лапчика. -  М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
  22. Леонтьев В. П. Самоучитель OfficeWord 2003. - СПб. : Питер, 2004.
  23. Могилев, А. В., Информатика: Учеб.пособие для студ. пед. вузов / Могилев А. В., Пак Н. И., Хенер Е. К. ; под ред. Хенер Е. К. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с.
  24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов ВУЗов – 6-е издание, стереотип. – М. : издательский центр «Академия», 2000, - 456 с.
  25. Немов Р. С. Психология :Учеб.для студ. высших педагогических заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Книга 1 : Общие основы психологии, - 688 с.
  26. Немов Р. С. Психология :Учеб.для студ. высших педагогических заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Книга 2 : Педагогическая психология, - 608 с.
  27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М. Ю .Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров: под ред. Е.С. Полат – 2-е изд. Стер. - М. : издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
  28. Пахомова И. В. Итоговый контроль в форме проектной деятельности // Информатика и образование. – 2007. –№8 - стр. 30-38
  29. Петрова В. Метод проектов. - М., 1992.
  30. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов. // Наука и школа - № 4, 1997
  31. Семакин И. Г. и др. Информатика: Базовый курс для 7 – 9 кл. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 1998
  32. Семакин И.Г., Информатика: Задачник-практикум: В 2 томах / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хенара : том 2 – М.: Бином Лаборатория Знаний, 2004. – 278 с. : ил.
  33. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8. – с.134-136
  34. Сластенин В. А. Основы коррекционной педагогике. – М., 1999.
  35. Сластенин, В. А. Педагогика : Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. С. Исаев, И. А. Мищенко, Н. М. Шиянов ; под общей ред. В. А. Сластенина. – М. : Школа-Пресс, 1998. – 635 с.
  36. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
  37. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 класса основной общеобразовательной школы / М., 2000
  38. Усенков Д. Ю. Уроки Web-мастерства. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  39. Фаронов В. В. ,Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для ВУЗов – СПб. : Питер, 2004, - 640 с. : ил.
  40. Форман В., Хомоненко А., «Delphi быстрый старт», 2002г
  41. Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. - с.8-11
  42. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: 10 – 11 кл. в 2 ч. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 1998
  43. Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы, 1998. - № 7.

 


Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике