На всех этапах урока были реализованы
поставленные задачи.
Урок №4
Тема урока: «Облачные технологии
как сервисы сети Интернет»
Цели: проверить знание учащимися
основных названий диалоговых панелей
и контекстных меню; ввести понятие компьютерного
вируса, рассмотреть типы вирусов;развивать
память, внимание, мышление;
Задачи: объяснение понятия
компьютерный вирус, повторить и обобщить
знания о компьютерных сетях и Интернете.
Таким образом, педагогическая
система строилась так, чтобы обеспечить
достаточную эмоциональную, познавательную
и практическую насыщенность детей с использованием
бесплатных Интернет-сервисов. Дети всё
свободнее справлялись с выполнением
заданий, были видны определённые положительные
изменения, как в самостоятельных заданиях,
так и в уровне использования бесплатных
Интернет-сервисов.
Анализ урока:
Ребята организованно по звонку вошли
в класс. Время на установление дисциплины
не требовалось. Учащиеся готовы к уроку
и настроены на плодотворную работу. Время,
затраченное на проверку отсутствующих
не более 30секунд. Цель и задачи урока
были объявлены после проверки отсутствующих.
На уроке использовалось 9 компьютеров,
соединенных между собой в локальную сеть.
Временные интервалы на опрос учащихся,
объяснение нового материала, практическую
работу, домашнее задание и закрепление
нового материала в беседе с учащимися
соблюдены. Объяснение нового материала
основывалось на проведение понятных
и доступных для данной возрастной категории
учащихся. При выполнении практического
задания использовался метод работы в
парах. Домашнее задание выдано с учетом
разного уровня успеваемости учащихся.
Деятельность учащихся и учителя на уроке
проходила в форме диалога. Стиль общения
- дружеский. На уроке преобладала доброжелательность,
обстановка в классе позитивная. Учащиеся
настроены на работу положительно. Результаты
урока учащимися были получены теоретические
знания по теме урока, результат которых
воплотился в выполнении абсолютно всеми
учащимися практической работы. В целом
урок прошел на высоком уровне.
В ходе урока ученики узнали, что такое,
облачные технологии как сервисы сети
Интернет, для чего они созданы, в каких
сферах применяются, какие сервисы позволяющие
создавать сайты в сети существуют на
сегодняшний день. Были рассмотрены несколько
бесплатных Интернет-сервисов. Выделены
их плюсы и минусы. Основные моменты были
законспектированы.
На всех этапах урока были реализованы
поставленные задачи.
На основании анализа проведённых
уроков с детьми среднего звена следует,
что у них произошли определённые положительные
изменения в использовании бесплатных
Интернет-сервисов.
2.3. Повторная диагностика.
Сравнительный анализ результатов
Для реализации поставленной
цели опытно-практической работы была
проведена повторная диагностика сформированности
самостоятельной активности учащихся
среднего звена по информатике по тестовым
заданиям, что и на первом этапе опытно-практической
работы.
Данная диагностика включает
в себя задания:«Тест по выявлению уровня
развития самообразовательной деятельности
школьников»
Результаты повторной диагностики
в экспериментальной группе представлены
в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Сравнительный анализ уровня
сформированности самостоятельной активности
по информатике учащихся экспериментальной
группы
Таблица
3.
№ Имя ребенка |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Ирина А. |
1 |
Н |
2 |
С |
Артур Т. |
1 |
Н |
1 |
C |
Рината Н. |
3 |
В |
3 |
В |
Юлия И. |
2 |
С |
3 |
В |
Радмир Л. |
1 |
Н |
1 |
Н |
Вадим В. |
1 |
Н |
2 |
С |
Сергей Р. |
3 |
В |
3 |
В |
Оксана Б. |
2 |
C |
3 |
В |
Кристина Г. |
1 |
Н |
2 |
С |
Тимур Л. |
2 |
С |
3 |
В |
Жанна Д. |
2 |
С |
3 |
В |
Артём У. |
2 |
С |
2 |
С |
Марк А. |
1 |
Н |
2 |
С |
Кирилл Ш. |
2 |
С |
2 |
С |
Таким образом, сравнив результаты
первичной и повторной диагностики, мы
видим положительную динамику, из чего
следует, что уровень сформированности
самостоятельной активности по информатике
учащихся среднего звена способствуют
усвоению знаний, умений и навыков на качественно
новом уровне. Повышение уровня сформированности
самостоятельной активности по информатике
свидетильствует об эффективности проведенных
уроков на формирующем этапе. Более наглядно
полученные данные представлены в диаграмме
3.
Диаграмма 3.
На диаграмме 4 представлен
сравнительный анализ результатов экспериментальной
группы.
Диаграмма 4.
Таким образом, в результате
повторной диагностики выявлено, что в
экспериментальной подгруппе, где проводились
уроки по информатике с использованием
бесплатных Интернет-сервисов стал гораздо
выше. Это свидетельствует о результативности
проведенной нами работы и подтверждает
гипотезу.
Выводы по второй
главе
В ходе выполненной опытно –
практической работы была достигнута
цель: выявить значение самостоятельного
обучения на уроках информатики учащихся
среднего звена.
Задачи опытно–практической
работы выполнены. Провели первичную диагностику
уровня сформированости информатике
в 7 классе, апробировали серию уроков
по информатике учащихся среднего
звена с использованием бесплатных сервисов
интернета, проанализировали результаты
опытно–практической работы по использованию
бесплатных сервисов интернета учащихся
среднего звена.
Учащиеся среднего звена справились
с заданиями и показали высокий уровень
знаний по использованию бесплатных сервисов
интернета.
Таким образом, педагогическая
система строилась так, чтобы обеспечить
достаточную эмоциональную, познавательную
и практическую насыщенность детей с использованием
бесплатных сервисов интернета.
На основании анализа проведённых
уроков с детьми среднего звена следует,
что у них произошли определённые положительные
изменения в использовании бесплатных
сервисов интернета.
Заключение
В результате проведенного
исследования мы пришли к следующим выводам:
Самостоятельная работа – это
работа, которая выполняется без непосредственного
участия учителя, но по его заданию, в специально
предоставленное для этого время, при
этом учащиеся, сознательно стремятся
достигнуть поставленные цели, употребляя
свои усилия и выражая в той или иной форме
результат умственных или физических
(либо тех и других вместе) действий. В
дидактической и методической литературе
при классификации самостоятельных работ
учитывается характер познавательной
деятельности учащегося и её структура,
степень самостоятельности и творчества
обучающегося, уровни самостоятельной
продуктивной деятельности, слитность
звеньев (этапов) учебного процесса, а
также единство процессуальной и логико–содержательной
сторон деятельности. По характеру учебной
самостоятельной деятельности учащихся
на занятиях по информатике выделяют четыре
уровня самостоятельности: организация
элементарной работы учащихся по самообучению;
рекомендации по самообучению всем учащимся,
но выполнение их не обязательно для всех;
обобщающие беседы по самостоятельно
изученному материалу; индивидуальная
работа, с учащимися дифференцируемая
с учетом познавательных интересов и потребностей
и профессиональной ориентации каждого.
Психолого–педагогические
условия организации самостоятельной
работы: включение в образовательный процесс
дидактических средств, оптимизирующих
деятельность учителей и школьников; усиление
роли контрольно–диагностических процедур
для повышения эффективности самостоятельной
работы; формирование активно–поискового
уровня самостоятельности школьников
через использование дидактических средств
образовательного процесса; учет индивидуальных
стилей учебной деятельности. Самостоятельная
работа учащихся с использованием бесплатных
сервисов интернета отвечает образовательным
запросам учащихся и ориентирована на
практическое освоение. Такое обучение
затрагивает рефлексивно – личностную
и рефлексивно–коммуникативную сферы
школьников и способствует активному
освоению основных понятий и принципов
информатики.
В соответствии с целью и поставленными
задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась
в естественных условиях с учащимися седьмого
класса МАОУ №7, которая расположена
по адресу г. Стерлитамак, проспект Ленина,
28Б.
Экспериментальная работа,
проведенная с учащимися 7Б класса МАОУ
№7, которая обеспечила переход из ЗУН
по разделу «Информатика и ИКТ» на качественно
более высокий уровень. Об этом свидетельствуют
результаты нашего исследования. Это говорит
о том, что изучение раздела «Информатика
и ИКТ» по нашей методике способствует
более эффективному овладению учащимися
ЗУН в рамках данного раздела.
Статистические расчеты, полученные
в результате экспериментальной проверки
эффективности разработанной методики,
позволили сделать вывод о том, что основная
цель исследования достигнута, и гипотеза
подтверждена.
Мы считаем, что проведенное
исследование и полученные результаты
свидетельствуют о решении всех поставленных
задач.
Дальнейшая работа может быть
продолжена в направлении разработки
методики использования бесплатных Интернет-сервисов
при изучении других разделов.
Список литературы
- Балонов И.М. Компьютерные
игры как элемент массовой культуры [Электронный
ресурс] / Пермь, 2014. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/library/001.htm
- Балонов И.М. Обучение младших школьников с применением
компьютерной поддержки [Электронный ресурс] / Пермь, 2014. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/library/002.htm
- Хаертдинова
Г.А., Коваленко Г.А. Социальня сеть всемирной паутины интернет
как потенциальная модель обучения (на
примере социальная сеть «Вконтакте») [Электронный ресурс] / Стерлитамак, 2014.- Режим
доступа: http://www.science-education.ru/117-13229
- Яковлева
А.А. Образовательные ресурсы Интернет [Электронный ресурс] / Санкт- Петербург, 2006. – Режим доступа: www.cl.ru/education/index.htm
- Андреева
Л. И., Специальная педагогика : Учебное
пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений / Л. И. Андреева, Б. А.
Архипов, Л. И. Белянова и др. ; под ред. Н.
М. Назаровой. – М., издательский центр
«Академия», 2000. – 400 с.
- Беркинблит
М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность.
М. Политиздат, 1968 г.
- Бухаркина
М. Ю. «Виртуальная школа», http://vschool.ru
- Возрастная
и педагогическая психология. / Под ред.
А. В. Петровского. — М. : Просвещение, 1999.
— 288 с.
- Войтешенко
И. С. «Конвейер задач» как альтернатива
проектной деятельности // Информатика
и образование. – 2007. –№10 - стр. 41 - 44
- Гребеньков
Н.Н., Корнев А.В., Сарычев С.В., Чернышев
А.С. Компьютерная экспресс психодиагностика
личности и коллектива
- Дергачева
Л. М. Игры-соревновния на уроках информатики
// Информатика и образование. – 2007. –№8
- стр. 24-30
- Дергачева
Л. М., Тамошина Н. Д. Деловая игра в элективном
курсе по информатике// Информатика и образование.
– 2007. –№1 - стр. 57-60
- Зайцев
С. Г., Новые информационные технологии
в образовании и управлении учебным заведением.
// Компьютеры в учебном процессе, № 8, август
1996, странный специальный журнал для пытливых
умов любого возраста, "интерсоциофорум".
- Ившина
Г. В. Компьютеризация педагогического
эксперимента по выявлению развития творческих
способностей студентов в обучении. Казань,
1990, автореферат канд. дис.
- Ильин
Е.П. Психология: Учебник для средних учебных
заведений. - СПб: Питер, 2004. - с. 207.
- КинкофШ. MicrosoftOfficeExcel 2003.Учебный курс. – СПб. : Питер, 2004.
- Клименко
В. В. Психологические тесты таланта. Харьков.
Фолио, 1996г.,
- Крутецкий
В. А. Психология обучения и воспитания
школьников: Книга для учителей и классных
руководителей. — М. : Просвещение, 1976.
-303 с.
- Кузнецов
А. А., Апатова Н. В. Основы информатики:
8 - 9 кл. – М. : Дрофа, 1999
- Культин
Н. Б. Delphi: в задачах и примерах. Санкт-Петербург
: БХВ – Петербург, 2006, 288 с. : ил.
- Лапчик
М. П. и др. Методика преподавания информатики:
Учебное пособие для студентов пед. вузов
/ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.Г. Хеннер
; Под общей ред. М. П. Лапчика. - М. : Издательский
центр «Академия», 2003. – 624 с.
- Леонтьев
В. П. Самоучитель OfficeWord 2003. - СПб. : Питер,
2004.
- Могилев,
А. В., Информатика: Учеб.пособие для студ.
пед. вузов / Могилев А. В., Пак Н. И., Хенер
Е. К. ; под ред. Хенер Е. К. - 3-е изд., перераб.
и доп. - М. : Издательский центр «Академия»,
2004. – 848 с.
- Мухина
В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник
для студентов ВУЗов – 6-е издание, стереотип.
– М. : издательский центр «Академия»,
2000, - 456 с.
- Немов
Р. С. Психология :Учеб.для студ. высших
педагогических заведений - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Книга 1 : Общие
основы психологии, - 688 с.
- Немов
Р. С. Психология :Учеб.для студ. высших
педагогических заведений - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Книга 2 : Педагогическая
психология, - 608 с.
- Новые
педагогические и информационные технологии
в системе образования: Учеб. пособие для
студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.
пед. кадров / Е.С. Полат, М. Ю .Бухаркина,
М. В. Моисеева, А. Е. Петров: под ред. Е.С.
Полат – 2-е изд. Стер. - М. : издательский
центр «Академия», 2005. – 272 с.
- Пахомова
И. В. Итоговый контроль в форме проектной
деятельности // Информатика и образование.
– 2007. –№8 - стр. 30-38
- Петрова
В. Метод проектов. - М., 1992.
- Полат
Е. С. Типология телекоммуникационных
проектов. // Наука и школа - № 4, 1997
- Семакин
И. Г. и др. Информатика: Базовый курс для
7 – 9 кл. – М. : Лаборатория Базовых Знаний,
1998
- Семакин
И.Г., Информатика: Задачник-практикум:
В 2 томах / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хенара
: том 2 – М.: Бином Лаборатория Знаний,
2004. – 278 с. : ил.
- Сиденко
А. Игровой подход в обучении // Народное
образование, 2000. - №8. – с.134-136
- Сластенин
В. А. Основы коррекционной педагогике.
– М., 1999.
- Сластенин,
В. А. Педагогика : Учебное пособие для
студентов пед. учебных заведений / В. А.
Сластенин, И. С. Исаев, И. А. Мищенко, Н.
М. Шиянов ; под общей ред. В. А. Сластенина.
– М. : Школа-Пресс, 1998. – 635 с.
- Столяренко
Л. Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство
«Феникс», 1997. - 736 с.
- Угринович
Н. Д. Информатика и информационные технологии:
Учебник для 10-11 класса основной общеобразовательной
школы / М., 2000
- Усенков
Д. Ю. Уроки Web-мастерства. М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2001.
- Фаронов
В. В. ,Delphi. Программирование на языке высокого
уровня: Учебник для ВУЗов – СПб. : Питер,
2004, - 640 с. : ил.
- Форман
В., Хомоненко А., «Delphi быстрый старт», 2002г
- Чутко
Н.Я. Игра в учебной деятельности детей
// Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8.
- с.8-11
- Шафрин
Ю. А. Информационные технологии: 10 – 11
кл. в 2 ч. – М. : Лаборатория Базовых Знаний,
1998
- Якиманская
И., Якунина О. Личностно – ориентированный
урок: планирование и технология проведения.
// Директор школы, 1998. - № 7.