Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:56, курсовая работа
Основными средствами коммуникации, которыми пользуется графический дизайнер, являются знак и символ. Изучение этих средств рекламистами, тем более дизайнерами, очень актуально, потому что интерпретация и профессиональное использование знаков и символов позволяет передавать более полную информацию и даже влиять на мысли, желания и эмоции аудитории.
Графические дизайнеры являются одними из создателей процесса единого информационного пространства, бурно развивающегося из-за средств массовой коммуникации. Очень часто используемые дизайнерами образы и символы воздействуют на сознание людей сильнее, чем текст.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие массовой коммуникации……….………………...….3
1.1 Коммуникация в современном мире...………………………3
1.2 Эффективность массовой коммуникации…………….…….5
Глава 2. Проблема символа и его понимания……….………………....7
2.1 Значение общепринятых символов ……...……….……….....12
2.2 Символы в дизайне……………………………………………..17
Глава 3. Логотип как символ в массовой коммуникации………….…………………………………………….......….20
3.1 Символы в логотипах известных брендов…………………………………………………………...........24
3.2 Создание символичного логотипа……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………..26
Библиографический список……………………………………………….27
Повседневная жизнь человека заполнена знаками и символами, которые регулируют его поведение, что-то запрещает или разрешает, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее "я" человека, направленное на общество, так и внутреннее "я", бессознательное, данное ему от природы. Леви-Стросс говорил, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума, а следовательно, к структуре вселенной. Единство человека и вселенной - одна из самых древних и загадочных тем в культуре. В преданиях люди - звезды, спиральность небесных туманностей многократно повторена в орнаментах всех земных культур, красная кровь обязана цветом железу, а все железо на земле, по утверждениям астрономов, возникло в звездном веществе. Спиральна и структура многих областей человеческого тела: ушная раковина, радужка глаза...
Cлово "символ"- у греков означало всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц. Тот или иной знак (символ) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий - государственных, общественных или религиозных. Слово "символ" в житейской речи заменило более древнее слово, обозначавшее знак, знамя, цель, небесное знамение. Еще позже в Греции символом называли номер или билет на получение бесплатного или по уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а также перстни, означавшие должность (например, перстни афинских судей), билеты на вход в театры, на народные игры, на гладиаторские бои. В культурологи термином символ обозначают условный, вещественный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символами могут выступать простые предметы и вещи, природные процессы, растения, животные и, конечно, язык. Например, солнце может выступать как символ Людовика XIV. Но чаще всего символ указывает на абстрактное, не воспринимаемое содержание, смысловой комплекс представлений, относящихся к религии, к политике, науке и т. п. Например, христианский крест, знамя, герб, докторская шапочка и т. п. Символы образуются в процессе обучения, взаимного соглашения людей, и используются для коммуникации. Их действие возможно в сообществах, объединенных единством культуры, поскольку смысл их должен быть понятен людям.
Из сказанного следует, что символ – это знак особого рода. Так в чем же особенность символа по сравнению со знаком? Ведь одна и та же вещь, предмет, слово могут быть и знаком, и символом. Отличие символа от знака состоит, прежде всего, в том, что значение символа нельзя извлечь из его физической формы или естественной функции. Например, какое физическое различие есть между водой или святой водой, которая является символом для верующих? В честь прибытия государственного деятеля раздаются артиллерийские залпы, хотя выстрелы не направлены в цель, а в стволах нет снарядов. На Западе на похороны надевают черное, хотя этот цвет не имеет никакого преимущества перед другими цветами по отношению к тому, что должно произойти.
Знак определяется двояко: означаемым
и означающим. Знак связан с внутренним
словом. Знак – то, что знают автоматически,
символ – то, что понимают (он несет личностный
смысл). Употребляя знаки, мы не анализируем
их. Язык мы используем автоматически,
а речь осмысляем. Знак связан со значением
и знанием, а символ – со смыслом и пониманием.
Значение всегда является общим, а смысл
– индивидуальным. Типы знаков по Пирсу:
1) знаки-индексы (отношение причинности);
2) иконические (отношение сходства); 3)
знаки-символы (обозначение, принятое
по договоренности). Соссюр утверждал,
что знаки-индексы и иконические не
являются знаками. Знак появляется в тот
момент, когда появляется отношение человека
к чему-либо. Следовательно, мы не можем
вводить знаки по принципу сходства или
причинности. Знаки Пирса получаются многозначными,
т.к. каждый природный знак (туча, дождь)
имеет множество значений. Символ может
стать знаком, когда его начинают употреблять
автоматически. Знак тоже может стать
символом, когда мы делаем его более значимым,
т.е. наполняем личностным смыслом. Соссюр
выдвигает следующие принципы знаков:
1) произвольность; 2) изменчивость/ неизменчивость.
Мы вольны принять за знак все, что угодно.
В нашем сознании знак не связан с вещью.
Следовательно, знак есть только знак.
Следовательно, знак произволен. Т.к. знак
не связан с обозначаемым, у нас нет аргументов
для его изменения, следовательно, неизменчивость
знака связана с его произвольностью.
Изменчивость знака связана с внешними
факторами. Это – деривация – изменение
знака со временем. Язык изменяется по
пути удобства для человека. Если мы анализируем
знак, он становится антизнаком и символом.
В процессе анализа мы заново проделываем
процедуру приписывание значения. Знание
знака уже содержится в сознании, анализ
не нужен.
Знак – это то, что мы приписываем вещи.
Смысл – то, почему мы приписываем вещи
этот знак. Сознание сталкивается с внешним
миром. Как результат - появляются образы,
в которые вкладывается смысл. Восприятие
затем требует выражения, следовательно,
появляется знак.
Типы знаков: 1) пустые; 2) пост – языковые;
3) индивидуальные; 4) количественные.
Пустой знак – когда есть значение, но
нет смысла (термин); ему нельзя приписать
нечто личностное, он соотносится только
с абстрактными понятиями.
Индивидуальный – в чистом виде знаком
не является, т.к. не имеет значения (принадлежит
только одному). Например, имя, узелок для
памяти и т.п.
Пост – языковые – существуют благодаря
существованию языка; люди договариваются
о них. Например, дорожные знаки. Такие
знаки не предполагают коммуникацию. Пост
- языковые – это знаки - барьеры, они диктуют,
что следует делать. Количественные –
принимаются по договоренности за значение
вещи (например, «стоп»). В символе отождествляется
символизирующее и символизируемое. Символ
указывает на неподобное, на другое, на
то, чего ему недостает. Противоположности,
составляя целое, становятся символами
друг друга. Символ – это воображаемое,
он существует для схватывания не объектов,
а идеального.
Символы коренятся в воображаемом. Редукция
символа к языку и знаку означает редукцию
воображаемого и сопряженного с ним идеального.
То, что не редуцируется к языку – это
эмоция. Сознание вне связи со знаками
– просто эмоции. А знаки вне связи с сознанием
– это следы случайных внутриязыковых
коммуникаций. Сознание существует как
переход от немой речи образа к звуковой
и письменной синтагматической речи. Сознание
без мысли о сознании – это чувство. По
мере того, как анти - слово превращалось
в слово, сознание становилось анти - сознанием.
Впервые эта мысль была сформулирована
Мамардашвили и Пятигорским, которые понимали
анти -сознание в качестве знаков, функционирующих
как знаки. Уже сознание мыслимо в связи
с символами. Символ – это знак ничего,
беспредметного воображаемого. Поэтому,
символ - это не знак, а то, что сопряжено
с сознанием и понимается.
2.1. Значение общепринятых символов
Человек окружен системой символов и знаков в современном мире. Они являются неотъемлемой частью визуальной коммуникации в повседневной жизни, поэтому многие уже даже не обращают на них внимания. Они помогают ориентироваться в пространстве (указатели, таблички, дорожные знаки), определяют поведение (маркировки на упаковках, знаки в общественных местах), сопровождают при выборе товаров или услуг (торговые марки, эмблемы СМИ).
Например, система дорожных знаков основывается на применении символов.
В наше время дорожно-транспортная азбука развита очень хорошо. Миллионы километров дорог соединяют между собой крупные города и страны. Дорожные знаки должны быстро и эффективно сообщать водителям направления, правила движения, ограничения и предупреждения. Однако значительно усложняют ситуацию языковые барьеры, различия культур и особенности восприятия контекста. Использование семиотики позволяет преодолевать эти проблемы и налаживать универсальную коммуникацию.
В России знаки разделяются на: запрещающие, приоритета, предписывающие, особых предписаний, предупреждающие, информационные, дополнительной информации, сервиса. Разлечить их можно с помощью цвета и формы. В них применяются образы человека, животных, образы транспортных средств, предметы, услуги, стрелки, цифры и буквы.
Указатели показывают нам направление к определённому объекту, наименование улиц и населённых пунктов. Таблички указывают на время работы, название объекта, разрешение прохода.
Человек, окружая себя определённой системой символов, стремится попасть в ту или иную социальную группу, которая ему наиболее симпатична. Именно по этим символам мы и можем определить статус человека ещё до сближения с ним. Торговые марки обуви, одежды и аксессуаров, автомобилей и разнообразных девайсов. Разрушение системы символов вводит людей в глубокий диссонанс. Например, спад малиновых пиджаков и золотых цепей в СССР, как символа «новых русских».
Даже наша политика насыщена символикой. Именно символ служит главным проводником идеи. Достаточно увидеть знак, и мы сразу узнаём его принадлежность: «серп и молот», «медведь», «яблоко», «Единая Россия».
Попробуем раскрыть истинный смысл этой символики. Серп – символ урожая, изобилия и в то же время – символом смерти. В Библии – страшный суд. В данном же случае серп имеет значение смерти, а молот – знак власти над человеком. Большевики же растолковали символ как союз рабочих и крестьян.
Яблоко – символ, жизни, процветания и бессмертия. Золотое же яблоко – символ державы. Возможно, именно этим смыслом воспользовались «яблочники».
Знакомство с традиционными символами не является гарантированным входным билетом в мир символов точно так же, как чтение Библии ещё не делает читателя христианином. Рассмотрение символов может предложить ему описание чьих-то опытов и фактов, знаний и мыслей. В некоторых случаях это может подтолкнуть интуицию искателя, в других – натолкнуть на ложный след и увести в противоположную сторону.
Солнце – героический образ, король неба. Солнце сообщает энергию всем планетам. Ядро солнечного символизма – героическая и отважная сила, творческая направляющая. Солнце поддерживает жизнь в мире. Культ солнца появился с появлением человека. Солнце – знак сильной царской и королевской власти. Солнце непобедимое, справедливое, спасительное - Божественное око. «Дом солнца» - приходится на первую половину года, мужскую, активную, когда день прибывает, тогда как вторая половина года, женская, с убывающим днём и нарастающей ночью – «дом луны». Солнце лежит в основе противопоставления света и тьмы, добра и зла, мужского и женского – двух борющихся в мире принципов.
Лестница – символ связи между верхом и низом, между небом и землёй, олицетворение постепенного подъёма вверх. На эмблематическом уровне лестница, ведущая вверх – храбрость, смелость, ведущая вниз связана с отрицательной характеристикой. Кроме того лестница – символ иерархии. Существует выражение «продвигаться вверх по служебной лестнице».
Любовь – согласно катарам, мистическое таинство. Передаётся через образ розы, цветка лотоса, сердца, светящийся точки – всё это символы скрытого, не существующего в пространстве состояния, которое достигается посредством уничтожения разделения. Традиционные символы любви: инь-ян, крест. Это прежде всего символы преодоления двойственности, разъединённости, соединения.
Поцелуй – олицетворяет дыхание и дуновение души, но так же часто воспринимается как трансформирующая сила. Преданность и поклонение, выражение почтения, братство и единство могут выражаться в целовании. Поцелуй между друзьями и родственниками может выражать любовь, солидарность, симпатию и примирение. Поцелуй руки имеет значение восхищения, обожания, почтения. Поцелуй Иуды – символ предательства. Поцелуй так же может иметь эротическое содержание и окраску и символизировать любовную победу.
Ночь – архетип тьмы. Ночью замирает вся государственная и социальная жизнь. Все учреждения закрыты. Ночью флаг государства не должен висеть. Ночь справедлива и часто отвечает возмездием за нанесённые людьми друг другу обиды. Ночь мистична и таинственна, магична и сакральна. Хаос, являющийся началом дня и началом другой жизни.
Человек – это мост между животным и ангелом или то, что следует преодолеть, как утверждал Ницше. В связи с этим разделял людей на «добрых» и «худых».
Только пробуждённый человек соотносится с космосом и сознательно выполняет свою космическую функцию. Человек – это мера всех вещей. Он универсальный символ жизни, посредник между небом и землёй. Признание тела и души человека как замкнутой целостной системы является отражением макрокосмоса. Человеческое тело – космический прототип мироздания, макрокосм, малая вселенная. Ассоциируется с разными элементами: кости – земля, голова – огонь, лёгкие – воздух, кровь – вода.
Черепаха – служит символом материального существования. В силу своей медлительности является символом природной эволюции в противоположность более стремительной духовной. Важнейший мифологический символ востока. В Японии – мужской символ, в Китае – воплощение зимы, севера, холода. В Индии – символ медитации, а у греков и римлян – символ плодовитости.
Слон – символ силы, власти и размера. Индийская традиция видит слонов как несущих на себе мир. Так же может означать и негативные демонические силы. Эмблема мудрости, спокойствия, вечности, сострадания, неуязвимости и осмотрительности. Он – покровитель учёности. Белый слон священен в буддизме, он олицетворяет терпение, мудрость и опыт. У китайцев олицетворяет космическую энергию.
Часы – своеобразная мандала, символ отмеренного времени и вечного движения. Часы репрезентируют мировые силы, воплощают идею длительности, неотвратимости, неумолимости. Часы песочные, солнечные, механические, электронные и т. п. олицетворяют скоротечность времени и мировой порядок. Часы без циферблата или без стрелок говорят о «пустом» времени, о безвременье.
Цветы – ассоциируются с райским состоянием жизни и с женской красотой, а так же с идеей временности и хрупкости. Раскрытие бутона в цветок ассоциируется с творением – с проявлением энергии, идущей от солнца. Венок, будучи знаком цветка и кольца, - обозначает удачу, плодородие и посвящение. Погребальные венки символизируют связь двух миров.
Радуга – символизирует связь между небом и землёй. Знак спасения, чуда, проявления бога. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. Так в Китая различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство ин и янь. С христианской точки зрения – символ Троицы, синий (небесная природа Христа), красный (страсть Христа), зелёный (миссия Христа на Земле).
Огонь – символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога. Сознание огня с бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а так же своей потенцией нести очистительную функцию. Огонь – мотив зарождения человеческой цивилизации. С древних времён не только согревал, но и давал надежду, поддержку. Священный огонь – источник власти.