Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:48, курсовая работа
В данной работе мы ознакомились с программами для построения топогрофических планов и карт, а именно рассмотрели приложение AutoCAD Autodesk Lend Desktop, которая позволяет спроектировать цифровую модель местности и Геоинформационную систему Golden Software Surfer 8 которая позваляет с помощью измеренных (по площади) данных различного рода (например температура или любая физическая характерристика горной породы) строить плоские или объемные картографические модели. Этот пакет практически незаменим для построения карт по данным геофизических измерений.
ВВЕДЕНИЕ
Геоинформационная система Golden Software Surfer 8 в настоящее время является отраслевым стандартом построения графических изображений функций двух переменных. Мало найдётся предприятий в геофизической отрасли, которые не использовали бы Surfer в своей повседневной практике при построении карт. Особенно часто с помощью Surfer создаются карты в изолиниях (контурные карты).
Непревзойдённым достоинством программы являются заложенные в неё алгоритмы интерполяции, которые позволяют с высочайшим качеством создавать цифровые модели поверхности по неравномерно распределённым в пространстве данным. Наиболее часто используемый при этом метод – Криге – идеально подходит для представления данных во
всех науках о Земле.
Информационная система – это средство для ввода информации, ее хранения, модификации, поиска необходимых данных и представления их в нужном виде.
Геоинформационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно организованных (географических) данных и ориентирование на возможность принятия научно обоснованных управленческих решений.
Существует множество
различных программных
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА Golden Software Surfer
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Небольшая американская фирма Golden Software, названная так по имени города Голден в штате Колорадо, где она находится, существует с 1983 года и занимается разработкой пакетов научной графики. Ее первый программный продукт Golden Graphics System, выпущенный в том же году, предназначался для обработки и вывода изображений наборов данных, описываемых двухмерной функцией типа z = f(y,x). Впоследствии этот пакет получил название Surfer. Автором Surfer и основателем компании был аспирант-гидрогеолог одного из американских университетов.
Несмотря на достаточно острую конкуренцию, программы фирмы Golden Software (в первую очередь Surfer) продолжают оставаться очень популярными как в США, так и в других странах. Ссылки на них имеются почти в каждом научном издании или программном продукте, связанном с численным моделированием и обработкой экспериментальных данных.
Логику работы с пакетом можно представить в виде трех основных функциональных блоков:
1) построение цифровой модели поверхности;
2) вспомогательные операции
с цифровыми моделями
3) визуализация поверхности.
Цифровая модель поверхности традиционно представляется в виде значений в узлах прямоугольной регулярной сетки, дискретность которойопределяется в зависимости от конкретной решаемой задачи. Для хранения таких значений Surfer использует собственные файлы типа GRD (двоичного или текстового формата), которые уже давно стали стандартом для пакетов математического моделирования. Возможно три варианта получения значений в узлах сетки:
1) по исходным данным,
заданным в произвольных
(в узлах нерегулярной сетки), с использованием алгоритмов интерполяции
двухмерных функций;
2) вычисление значений
функции, заданной
виде. В состав программы Surfer входит достаточно широкий набор функ-
ций – тригонометрических, Бесселя, экспоненциальных, статистических и
некоторых других;
3) переход от одной регулярной сетки к другой, например при изме-
нении дискретности сетки (здесь, как правило, используются достаточно
простые алгоритмы интерполяции и сглаживания, так как считается, что
переход выполняется от одной гладкой поверхности к другой).
Кроме того, разумеется, можно использовать готовую цифровую модель поверхности, полученную пользователем, к примеру, в результате численного моделирования.
Пакет Surfer предлагает своим пользователям несколько алгоритмов интерполяции: Криге (Kriging), Степень обратного расстояния (Inverse 7 Distance to a Power), Минимизация кривизны (Minimum Curvature), Радиальные базовые функции (Radial Basis Functions), Полиномиальная регрессия (Polynomial Regression), Модифицированный метод Шепарда (Modified Shepard’s Method), Триангуляция (Triangulation) и др. Расчет регулярной сетки может выполняться для файлов наборов данных X, Y, Z любого размера, а сама сетка может иметь размеры 10 000 на 10 000 узлов. При этом обеспечены широкие возможности по управлению методами интерполяции со стороны пользователя. В частности, наиболее популярный в обработке экспериментальных данных геостатистический метод Криге включает возможность применения различных моделей вариограмм, использования разновидности алгоритма со сносом, а также учета анизо- тропии. При расчете поверхности и ее изображения можно также задавать границу территории произвольной конфигурации.
В Surfer реализован большой набор дополнительных средств преобразования поверхностей и различных операций с ними:
– вычисление объема между двумя поверхностями;
– переход от одной регулярной сетки к другой;
– преобразование
поверхности с помощью
– рассечение поверхности (расчет профиля);
– вычисление площади поверхности;
– сглаживание поверхностей с использованием матричных или сплайн-методов;
– преобразование форматов файлов;
– целый ряд других функций.
Оценку качества интерполяции можно произвести с помощью статистической оценки отклонений исходных точечных значений от результирующей поверхности. Кроме того, для любого подмножества данных можно произвести статистические расчеты или математические преобразования, в том числе с использованием функциональных выражений, задаваемых пользователем.
При построении поверхности в основе работы Surfer лежат следующие принципы:
1) получение изображения
путем наложения нескольких
и непрозрачных графических слоев;
2) импорт готовых
изображений, в том числе
приложениях;
3) использование
специальных инструментов
несение текстовой информации и формул для создания новых и редакти-
рования старых изображений.
В Surfer в качестве основных элементов изображения используются следующие типы карт.
1. Контурная карта (Contour Map). В дополнение к обычным средствам управления режимами вывода изолиний, осей, рамок, разметки, легенды и пр. есть возможность создания карт с помощью заливки цветом или различными узорами отдельных зон. Кроме того, изображение плоской карты можно вращать и наклонять, использовать независимое масштабирование по осям X и Y.
2. Трехмерное изображение поверхности: Wireframe Map (каркасная карта), Surface Map (трёхмерная поверхность). Для таких карт используются различные типы проекции, при этом изображение можно поворачивать и наклонять, используя простой графический интерфейс. На них можно также наносить линии разрезов, изолиний, устанавливать независимое масштабирование по осям X, Y, Z, заполнять цветом или узором отдельные сеточные элементы поверхности.
3. Карта исходных данных (Post Map). Эти карты используются для изображения точечных данных в виде специальных символов и текстовых подписей к ним. При этом для отображения числового значения в точке можно управлять размером символа (линейная или квадратичная зависимость) или применять различные символы в соответствии с диапазоном данных. Построение одной карты может выполняться с помощью нескольких файлов.
4. Карта-основа (Base Map). Это может быть практически любое плоское изображение, полученное с помощью импорта файлов различных графических форматов: AutoCAD [.DXF], Windows Metafile [.WMF], Bitmap Graphics [.TIF], [.BMP], [.PCX], [.GIF], [.JPG] и некоторых других. Эти карты могут быть использованы не только для простого вывода изображения, но также, например, для вывода некоторых областей пустыми. С помощью разнообразных вариантов наложения этих основных видов карт, их различного размещения на одной странице можно получить самые различные варианты представления сложных объектов и процессов.
В частности, очень просто получить разнообразные варианты комплексных карт с совмещенным изображением распределения сразу нескольких параметров. Все типы карт пользователь может отредактировать с помощью встроенных инструментов рисования самого Surfer.
Все эти возможности представления изображений могут быть очень полезны при сравнительном анализе влияния различных методов интерполяции или их отдельных параметров на вид результирующей поверхности. Полученные графические изображения можно вывести на любое печатающее устройство, поддерживаемое Windows. Двухсторонний обмен данными и графикой с другими Windows-приложениями может выполняться также через буфер обмена Windows.
2.ОСНОВЫ РАБОТЫ С SURFER
2.1. Первый запуск Surfer
После первого запуска Surfer следует убедиться, что в качестве единиц измерения расстояний и размеров внутри Surfer установлены привыч-ные сантиметры, а не задаваемые по умолчанию дюймы. Для этого надо выполнить команду File/Preferences. При этом появится диалоговое окно Preferences (Предпочтения). Это окно имеет 4 вкладки. Следует перейти на вкладку Drawing (Рисование) (рис 1). В группе Page Units (Единицы измерения на странице) надо пометить пункт Centimeters (Сантиметры). Для применения выбранного параметра щёлкнуть по кнопке .
2.2. Режим плот-документа
Главное окно Surfer показано на рис. 2. При первом запуске Surfer автоматически создаётся новое пустое окно плот-документа Plot1. Окно плот-документа является тем рабочим пространством, внутри которого можно создавать сеточные файлы и карты, сопровождать их подписями и простыми графическими объектами (полигонами, прямоугольниками, эллипсами, символами и т. п.).
Рис.1. Диалоговое окно Preferences (Рисование). Вкладка Drawing (Рисование)
Главное меню этого окна содержит следующие пункты:
File (Файл) – команды для открытия и сохранения файлов, печати карт, изменения параметров печати и создания новых документов;
Edit (Правка) – команды для работы с буфером обмена и вспомогательные команды редактирования объектов;
View (Вид) – команды, контролирующие внешний вид текущего окна документа;
Draw (Рисование) – команды для создания текстовых блоков, полигонов, полилиний символов и фигур;
Arrange (Выравнивание)– команды, контролирующие порядок и ориентацию объектов;
Grid (Сетка) – команды для создания и модификации сеточных файлов;
Map (Карта) – команды для создания и модификации карт;
Window (Окно) – команды для управления дочерними окнами;
Help (Справка) – обеспечивает доступ к справочной службе.
Рис.2. Вид окна Surfer при первом запуске в режиме плот-документа: 1 – заголовок с
именем плот-документа; 2 – главное меню; панели инструментов: 3 – «главная» (Main), 4–«рисование» (Drawing), 5 – «карта» (Map); управляющие линейки (Rulers): 6 –горизонтальная, 7 – вертикальная; 8 – печатная страница; 9 – непечатаемое рабочее пространство; полоски прокрутки: 10 – вертикальная, 11 – горизонтальная; 12 – строка состояния (Status Bar); 13 – менеджер объектов (Object Manager)
Когда активно окно плот-документа, в главном окне Surfer имеется три панели инструментов: Главная (Main) (рис. 3), Рисование (Drawing) (рис. 4) и Карта (Map) (рис 5).
Рис.3. Панель инструментов Main (Главная)
Рис. 4. Панель инструментов Drawing (Рисование)
Рис. 5. Панель инструментов Map (Карта)
Бóльшую часть окна плот-документа занимает печатная страница рис. 2, 8). При отправке на принтер создаваемых в Surfer изображений обычно печатается только то, что помещается внутри этой страницы. Слева от печатной страницы находится менеджер объектов рис. 2). Если при первом запуске Surfer менеджер объектов отсутствует, то следует выполнить команду View/Object Manager или нажать на кнопку на панели инструментов Main. Менеджер объектов – это важный инструмент управления создаваемыми в окне плот-документа изображениями. Без него нельзя обойтись в том случае, когда создаётся оверлей (т. е. наложение одной на другую) нескольких карт.
2.3. Создание XYZ-данных
Построение любой карты в Surfer обычно начинается с подготовки файла, содержащего XYZ-данные. XYZ-данные – это, как правило, числовая информация, состоящая из не менее чем трёх столбцов, первые два из которых чаще всего рассматриваются как аргументы X и Y, а третий (или остальные) – как функция (функции) Z этих аргументов.
Не допускается делать пропусков при вводе таких данных, т. е. для каждой пары значений X и Y обязательно должны присутствовать значения всех функций Z. В первой строке для каждого столбца можно задавать короткие текстовые комментарии.
Рис.6. Вид окна Surfer в режиме рабочего листа: 1 – заголовок с именем файла с данными; 2 – главное меню; 3 – панель инструментов «главная» (Main); 4 – строка адреса ячейки; 5 – строка редактирования содержимого ячейки; 6 – кнопка выделения всей таблицы; заголовки: 7 – столбцов, 8 – строк; 9 – активная ячейка;