Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:30, дипломная работа

Краткое описание

Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов образования мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников, у учителя информатики должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность: представления о месте и роли информатики в современном мире, основах теории информации; возможностей использования вычислительной техники при реализации содержания и требований школьных программ, создания банка данных педагогической информации; умения работать на компьютере, в локальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций; внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития информационной грамотности через использование электронных средств………………………..6
1.1. Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся…………………………………………………………………………….6
1.2. Общая характеристика электронных средств учебного назначения……..10
1.3. Сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.
Выводы к 1- ой главе………………………………………………………………19
Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности через использование электронных средств……………………….21
2.1. Методика диагностики информационной грамотности учащихся………...21
2.2. Апробация электронных средств на уроках информатики в 5-ом классе………………………………………………………………………………..25
2.3. Методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса………………………………………………………………………………..26
Выводы ко 2- ой главе……………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

основной диплом Кишкина.doc

— 6.18 Мб (Скачать файл)

 

Министерство образования Иркутской  области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Иркутской области

«Черемховский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронные средства формирования

Информационной грамотности  у  учащихся 5 класса

 

Выпускная  квалификационная  работа

по специальности 050202 – 52 Информатика

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса 502 группы

Кишкина Лидия Николаевна

Руководитель Черкасова Жанна Петровна,

преподаватель русского языка и литературы

Рецензент Ильичева Маргарита

Александровна, учитель информатики 

МБОУ «СОШ № 7» г. Зима

 

 

 

Черемхово, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме развития информационной грамотности через использование электронных средств………………………..6

1.1. Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся…………………………………………………………………………….6

    1. Общая характеристика электронных средств учебного назначения……..10

1.3. Сущностные характеристики  мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.

Выводы к 1- ой главе………………………………………………………………19

Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности  через использование электронных  средств……………………….21

2.1. Методика диагностики  информационной грамотности учащихся………...21

2.2. Апробация электронных  средств  на уроках информатики  в 5-ом классе………………………………………………………………………………..25

2.3. Методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса………………………………………………………………………………..26

Выводы ко 2- ой главе……………………………………………………………...34

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С каждым годом увеличиваются  масштабы применения электронной вычислительной техники в образовании, медицине, торговле, производственной сфере и  т.п. Информационная компетентность –  залог личностного и профессионального успеха современного человека. В условиях информационного общества приоритетное значение приобретает умение человека использовать в любой деятельности современные технические средства, владение информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи информации, ресурсами Интернет.

Вместе с  тем, совершенствование системы  образования требует от современного учителя информатики компетенций, позволяющих не только понимать закономерности психического развития и социализации личности, но и свободно владеть информационными технологиями. Перед современным учителем стоит непростая задача организации своей профессиональной деятельности в непрерывно изменяющихся условиях таким образом, чтобы она была не только адекватна этому времени, но и обладала опережающим профессиональным опытом, который обеспечивает личную ситуативную адаптацию и социально-профессиональную мобильность человека в социуме.

Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов  образования мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников, у учителя информатики должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность: представления о месте и роли информатики в современном мире, основах теории информации; возможностей использования вычислительной техники при реализации содержания и требований школьных программ, создания банка данных педагогической информации; умения работать на компьютере, в локальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций; внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения.

Конечным результатом  обучения должны стать представления  учеников об информационных основах  процессов управления; о методах  поиска информации; о принципах кодирования  информации; о технологии мультимедиа; о работе электронной почты; об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет; знания способов хранения информации; основных единиц измерения количества информации; общей функциональной схемы компьютера; умения иллюстрировать примерами получение, передачу и обработку информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные; работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами.

Цель работы: исследовать формирование информационной грамотности у учащихся 5-классов  посредством использования электронных средств.

Задачи:

  1. Изучить понятие «информационная грамотность» в педагогической, методической и справочной литературе.
  2. Рассмотреть классификацию электронных средств учебного назначения.
  3. Выявить сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.
  4. Определить уровень информационной грамотности у детей младшего школьного возраста.
  5. Составить методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса.

Объект исследования: развитие информационной грамотности детей школьного возраста.

Предмет исследования: электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, обобщение.

Методологической  основой стали идеи поэтапного формирования информационной грамотности А.В. Горячева, разработки электронных средств учебного назначения В. И. Батищева, В. Ю. Мишина, О. Ю. Исаковой, В. В. Кручинина, В. А. Стародубцева, А. Ф. Федорова.

База практики: 5 класс МОУ СОШ № 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы  к проблеме развития информационной грамотности через использование  электронных средств

    1. Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся

 

Важно знать различные подходы, относящиеся к информационной грамотности, поэтому на первом этапе необходимо определиться с терминологией. В словосочетании «Информационная грамотность» две дефиниции – Информация и грамотность.

Что такое информация? Информация представляет собой ресурс, имеющий разные определения в зависимости от формата и среды, использующихся для его пакетирования и передачи, а также в зависимости от области знаний, где дается его дефиниция [10]. Синонимичные термины:

- «скрытое» знание;

- «пакет» опыта человечества;

- источник, способный дать бесчисленное количество данных;

- ресурс, имеющий различные форматы, способы пакетирования, передаточную среду и методы доставки;

- люди: семья, друзья, педагоги, соученики;

- институты, например, специализированные учреждения государственного здравоохранения или социальные учреждения.

Информация стала исключительно  важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Информация ставит много проблем перед всеми слоями населения: перед учащимися, рабочими и любыми другими гражданами. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информация, несомненно, является:

- важнейшим элементом творчества и новаторства;

- основным ресурсом образования и умственной деятельности;

- ключевым ресурсом формирования более образованных граждан;

- фактором, позволяющим гражданам достигать лучших результатов в научной деятельности, в сфере здоровья, в работе;

- важным ресурсом социально-экономического развития.

Что такое грамотность? Основное определение грамотности: «состояние образованности» [13, 46]. Еще одно определение, данное там же: «...образованный, умеющий читать и писать, компетентный в...» [13, 67]. На языке педагогов «базовая грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность – обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям. Почти во всех общественных формациях грамотность приобретается в среде начального и среднего образования, в первую очередь в государственных и частных школах, но базовой грамотностью можно овладеть также дома или в общественных центрах.

Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована.

Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.

Два последних вида грамотности  четко определены А.Ю. Уваровым следующим образом:

- Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.

- Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений) [27].

Существует несколько  определений информационной грамотности, предложенных ассоциациями и отдельными авторами. Согласно трактовке, предложенной Е.В. Михеевой «информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни» [22, 56].

Она также поясняет, что «информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески» [22, 78]. Пользователи информации «должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем» [22, 79].

Часто цитируемым и используемым является определение информационной грамотности, принятое И.А. Смольниковой: «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди это люди, научившиеся учиться» [25, 27]. Они знают, как надо учиться, потому что знают, как организованы знания, как найти информацию и как использовать информацию таким образом, чтобы другие учились у них [25, 27].

Для того чтобы стать информационно грамотным человеком, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний, и включить опыт других в свое образование. Согласно В.Ю. Микрюкова, информационно грамотный человек обладает следующими способностями:

- «ведение поиска: способность найти соответствующую информацию, проанализировать ее, рассортировать и отобрать нужное;

- интерпретации: способность преобразовать данные и информацию в знание, предвидение и понимание;

- генерация новых идей: развитие новых идей/гипотез» [20].

Анализ педагогической, методической и справочной литературы позволил нам определить термин  «информационная грамотность» как набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. По мнению А.В. Горячева, иногда вместо термина «информационная грамотность» используют термин «основы информационной деятельности» [9].

Определяя содержание понятия  информационная грамотность, важно  понимать, что в формирование информационной грамотности делают вклад все  школьные предметы. Раскрывая и уточняя  формулировки, можно получить следующее  определение содержания информационной грамотности.

Информационная  грамотность - это:

- умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

- умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;

- умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

- умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

- умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

- умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;

Информация о работе Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса