Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:30, дипломная работа
Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов образования мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников, у учителя информатики должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность: представления о месте и роли информатики в современном мире, основах теории информации; возможностей использования вычислительной техники при реализации содержания и требований школьных программ, создания банка данных педагогической информации; умения работать на компьютере, в локальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций; внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития информационной грамотности через использование электронных средств………………………..6
1.1. Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся…………………………………………………………………………….6
1.2. Общая характеристика электронных средств учебного назначения……..10
1.3. Сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.
Выводы к 1- ой главе………………………………………………………………19
Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности через использование электронных средств……………………….21
2.1. Методика диагностики информационной грамотности учащихся………...21
2.2. Апробация электронных средств на уроках информатики в 5-ом классе………………………………………………………………………………..25
2.3. Методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса………………………………………………………………………………..26
Выводы ко 2- ой главе……………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………
Учителя на уроках часто раздают задания на карточках, т.е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером [19].
Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное, останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? В.Ю. Микрюков считает, что какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, делая записи на доске, тоже может выступать только констататором фактов, но внешняя его позиция является активной, он вынужден вести живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую «профессиональную лень» - учитель не импровизирует на уроке, не хочет что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос «можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?» [20, 89].
Таким образом, применение на школьном комбинированном уроке презентации целесообразно с целым рядом оговорок, и не на каждом уроке.
Многие авторы обосновано считают, что весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Е.В. Михеева советует установить технику таким образом, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классической доской. «Наверное, идеальный вариант – наличие в классе интерактивной доски, но опыт работы с ней еще не слишком большой и не может быть обобщен сегодня» [21, 45].
На школьном уроке целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ» [11].
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие правила все-таки можно выделить [13].
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе [16].
Наиболее важный материал,
требующий обязательного
Выводы к 1- ой главе
Проблема развития информационной грамотности на современном этапе необычайно актуальна. Существует много определений термина. Мы рассмотрели информационную грамотность в трактовке Е.В. Михеевой, И.А. Смольниковой, В.Ю. Микрюковой, А.В. Горячева. На основании сравнения их формулировок вывели собственное определение информационной грамотности как набора умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
средства.
Развитию информационной грамотности способствуют электронные средства обучения, которые в различных научных и учебно-методических изданиях называют по-разному: педагогические программные средства, компьютерные учебные средства, педагогические средства учебного назначения, учебные компьютерные программы. Мы рассмотрели классификации ЭОС в интерпретации И.А Смольниковой, Т.Е. Соколовой, Д.Ш. Матроса, Е.В. Михеевой. Одним из самых современных и часто используемых средств является мультимедийная презентация, которая должна отвечать ряду требований в части поэтапного ее использования и оформления.
Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности через использование электронных средств
2.1. Методика
диагностики информационной
В основу разработанной нами методики диагностики информационной грамотности школьников легло определение А.В. Горячева. Ученикам 5-ого класса было предложено оценить по восьмибальной системе показатели своей информационной грамотности.
Показатели информационной грамотности |
Оценка (1 минимум, 8 максимум) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1. Оцените свое умение
определять возможные |
||||||||
2. Оцените свое умение
анализировать полученную |
||||||||
3. Оцените свое умение
оценивать информацию с точки
зрения ее достоверности, |
||||||||
4. Оцените свое умение
ощущать потребность в |
||||||||
5. Оцените свое умение
использовать результаты |
||||||||
6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д. |
||||||||
7. Оцените свое умение
создавать свои источники |
||||||||
8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией |
||||||||
9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета |
||||||||
10.Оцените свое умение
создания слайдовой |
||||||||
11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально |
||||||||
12. Оцените свое умение
работать с информацией в |
Преобладание оценок
соответствует уровням
1 уровень – очень низкий
2 уровень – низкий
3 уровень – чуть выше низкого
4 уровень - чуть ниже среднего
5 уровень – средний
6 уровень – чуть выше среднего
7 уровень – высокий
8 уровень – очень высокий
В опросе участвовало 32 пятиклассников. Количественные результаты анкетирования приведены в таблице-протоколе № 1
Показатели информационной грамотности |
Оценка (1 минимум, 8 максимум) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1. Оцените свое умение
определять возможные |
9 28% |
8 25% |
10 31% |
5 16% |
||||
2. Оцените свое умение
анализировать полученную |
10 31% |
14 44% |
7 22% |
1 3% |
||||
3. Оцените свое умение
оценивать информацию с точки
зрения ее достоверности, |
6 19% |
11 34% |
6 19% |
8 25% |
1 3% |
|||
4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно |
7 22% |
6 19% |
13 41% |
4 13% |
2 5% |
|||
5. Оцените свое умение
использовать результаты |
8 25% |
7 22% |
10 31% |
6 19% |
1 3% |
|||
6.Оцените свое умение
создавать новые (для данного
случая) информационные модели |
6 19% |
9 28% |
6 19% |
9 28% |
2 6% |
|||
7. Оцените свое умение
создавать свои источники |
16 50% |
5 16% |
6 19% |
4 13% |
2 2% |
|||
8. Оцените свое умение
использовать современные |
17 53% |
4 13% |
5 16% |
5 16% |
1 2% |
|||
9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета |
9 28% |
3 9% |
6 19% |
9 28% |
5 16% |
|||
10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней |
20 62% |
6 19% |
6 19% |
|||||
11. Оцените свое умение
работать с информацией |
3 9% |
7 22% |
12 38% |
10 31% |
||||
12. Оцените свое умение
работать с информацией в |
5 16% |
10 31% |
15 47% |
2 6% |
||||
Общая сумма |
126 |
101 |
104 |
67 |
14 |
|||
Средний показатель |
10 |
8 |
9 |
4 |
1 |
|||
% показатель |
31 |
25 |
28 |
13 |
3 |
1 уровень – очень низкий - показали 10 человек, что соответствует 31%
2 уровень – низкий – показали 8 человек, что соответствует 25%
3 уровень – чуть выше низкого – показали 9 человек, что соответствует 28%
4 уровень - чуть ниже среднего – показали 4 человека, что соответствует 13%
5 уровень – средний - показал 1 человек, что соответствует 3%.
6, 7, 8 уровни не показал ни один человек.
Количественные результаты по вопросам представлены в графиках в Приложении 1.
2.2. Апробация
электронных средств на
Вторым этапом являлась
апробация различных
При изучении темы «Редактирование текста» использовали мультимедийный учебник (Приложение 5). На уроке учебник помог автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь учебный материал переводился в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов, и т.п. Мы считаем, что электронный учебник позволил нам изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм представления информации, а также давать представление о методах научного исследования с помощью имитации последнего средствами мультимедиа. При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала.
Одним из главных средств обучения стало использование и создание учащимися мультимедийных презентаций. При изучении тем «Форматирование иредактирование текста», «Передача информации», «кодирование информации», мы продемонстрировали пятиклассникам презентации, созданные нами в программе Power Point (Приложение 6). Электронные презентации позволили нам значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, Мы считаем, что производительность обучения на урок информатики значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия (принцип модальности).
Информация о работе Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса