Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 18:30, дипломная работа
Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов образования мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников, у учителя информатики должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность: представления о месте и роли информатики в современном мире, основах теории информации; возможностей использования вычислительной техники при реализации содержания и требований школьных программ, создания банка данных педагогической информации; умения работать на компьютере, в локальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций; внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития информационной грамотности через использование электронных средств………………………..6
1.1. Информационная грамотность как основа информационной деятельности учащихся…………………………………………………………………………….6
1.2. Общая характеристика электронных средств учебного назначения……..10
1.3. Сущностные характеристики мультимедийной презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.
Выводы к 1- ой главе………………………………………………………………19
Глава 2. Исследование возможностей формирования информационной грамотности через использование электронных средств……………………….21
2.1. Методика диагностики информационной грамотности учащихся………...21
2.2. Апробация электронных средств на уроках информатики в 5-ом классе………………………………………………………………………………..25
2.3. Методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса………………………………………………………………………………..26
Выводы ко 2- ой главе……………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………
Мы обратили внимание на то, что многие школьники могут сами работать в программе Power Point, составлять презентации, но материал на слайдах располагали по наитию, не соблюдая требований к шрифту, цвету, расположению и др.
Для того, чтобы помочь школьникам в работе по созданию слайдов мы составили для них методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности.
2.3. Методические рекомендации к разработке презентации как электронного средства формирования информационной грамотности для учащихся 5-ого класса
1. Общие требования к презентации:
1.1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
1.2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.
1.3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
1.4. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
1.5. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
1.6. Последними слайдами презентации должен быть список литературы.
2. Практические рекомендации по созданию презентаций:
2.1. Создание презентации состоит из трех этапов:
2.1.1. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
- Определение целей.
- Сбор информации.
- Определение основной идеи презентации.
- Подбор дополнительной информации.
- Планирование выступления.
- Создание структуры презентации.
- Проверка логики подачи материала.
- Подготовка заключения.
2.1.2. Разработка презентации –особенности подготовки слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
2.1.3. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
2.2. Требования к оформлению презентаций:
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль |
- Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон |
Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета |
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты |
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Содержание информации |
- Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице |
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты |
- Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации |
- Следует использовать:
|
Объем информации |
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. |
3. Требования к созданию презентации:
Название критерия |
Оцениваемые параметры |
Тема презентации |
- Соответствие темы программе учебного предмета, раздела |
Дидактические и методические цели и задачи презентации |
- Соответствие целей поставленной теме - Достижение поставленных целей и задач |
Выделение основных идей презентации |
- Соответствие целям и задачам - Вызывают ли интерес у аудитории - Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
Содержание |
- Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях - Все заключения подтверждены достоверными источниками - Язык изложения материала понятен аудитории - Актуальность, точность и полезность содержания |
Подбор информации для создания проекта – презентации |
- Графические иллюстрации для презентации - Диаграммы и графики (по необходимости) - Ресурсы Интернет - Примеры - Сравнения -Цитаты и т.д. |
Подача материала проекта – презентации |
- Хронология - Приоритет - Последовательность |
Логика и переходы во время проекта – презентации |
- От вступления к основной части - От одной основной идеи (части) к другой - От одного слайда к другому - Гиперссылки |
Заключение |
- Яркое высказывание - переход к заключению - Повторение основных целей и задач выступления - Выводы - Подведение итогов |
Дизайн презентации |
- Шрифт (читаемость) - Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков) - Элементы анимации |
Техническая часть |
- Грамматика - Наличие ошибок правописания и опечаток |
4. Возможные критерий оценки (самооценки) презентации
Вариант 1.
- Минимальное количество – 10 слайдов
- Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
- Использование эффектов анимации
- Вставка графиков и таблиц (при необходимости)
- Текст хорошо скомпонован, идеи ясно изложены и структурированы
- Слайды представлены в логической последовательности
- Выводы, обоснованные с научной точки зрения
- Оформление презентации
- Защита проекта
Каждый пункт оценивается по десяти бальной системе и высчитывается средний бал.
Вариант 2
Каждый критерий оценивается максимально в 3 (три) балла.
Вариант 3.
Критерии оценки презентации
Группа________________________
Критерии |
Максимальная оценка |
Самооценка группы |
Оценка класса |
Оценка учителя |
Есть название исследовательской работы, определена ее главная цель |
4 |
|||
Представлена интересная информация, указаны ее источники |
4 |
|||
Сделаны выводы, есть способы проверки усвоения учебного материала |
4 |
|||
Отмечено, чем полезна эта презентация для общества |
4 |
|||
Соотношение текста и изображений |
4 |
|||
Наличие фото, рисунков, диаграмм |
4 |
|||
Единый стиль презентации (шрифты, цвета, другие элементы) |
4 |
|||
Все элементы презентации легко читаются, хорошо видны |
4 |
|||
Выдержано время представления презентации |
4 |
|||
Участвуют все членов группы |
4 |
|||
Идеи презентации всем ясны и понятны |
4 |
|||
Понятно, кто какой работой занимался |
4 |
|||
Члены группы говорят отчетливо, громко |
4 |
|||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
52 |
Примечание:
Отличная работа 40-52 балла
Хорошая работа 30-40 баллов
Работу можно сделать лучше менее 30 баллов
Выводы ко 2-ой главе
Анализируя небольшой опыт по апробации ЭОР на уроках информатики в 5-ом классе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий, в том числе мультимедийных презентаций, позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Заключение
Рассматриваемая тема выпускной квалификационной работы актуальна. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Мы делаем вывод о том, что одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование электронных образовательных ресурсов в образовательных дисциплинах.
Уроки с использованием ЭОР – это, на наш взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволит осуществить задуманное, сделать урок современным.
Подводя черту, под всем выше изложенным, отметим, что электронные средства обучения могут успешно применяться не только на уроках информатики, но и служить в целом развитию и формированию информационной грамотности. Мы считаем, что при использовании электронных средств обучения информация подается в удобной и компактной форме, что позволяет использовать их достаточной часто.
Информация о работе Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса