Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
Какое место во всем этом многообразии коммуникативных средств занимает искусство? Для чего оно нужно при таком многообразии средств общения? Это довольно сложный вопрос, ответ на который кроется в сущности искусства, как эмоционально-образного, интуитивного способа отражения реальности. Наш язык – это язык понятий, то есть неких абстрактных знаков, являющихся результатом обобщения. Он представляет собой формальное, стандартизированное и социальное образование, тогда как духовная жизнь человека индивидуальна и насыщена разнообразными оттенками эмоций. Каждый последующий миг нашей жизни не похож на предыдущий, каждое мгновение мир вокруг нас меняется, меняется и наше отношение к этому миру, и наше воздействие на него, меняемся и мы сами в этом мире. Передать все нюансы этих изменений, а тем более отношения человека к ним, с помощью формального языка невозможно. Язык этот слишком стандартизирован и статичен для передачи наших впечатлений об изменяющемся бытии. Как часто нам не хватает слов, чтобы передать наши ощущения, настроения, переживания, ведь разнообразных оттенков настроения значительно больше, чем понятий для их обозначения. М.Ю. Лермонтов в одном из своих ранних стихотворений писал:
«Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу, и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь».
Невербальные средства – более древние и, в значительной степени, более приспособленые для выражения эмоциональных состояний, чем язык. Однако они мало связаны с рациональной, интеллектуальной сферой, во многом обусловлены рефлекторными реакциями организма (например, покраснение и побледнение кожных покровов, потоотделение, тремор – дрожание конечностей и т.д.) и плохо приспособлены для выражение сложных «интеллектуализированных» эмоций, особого, оценочного отношения человека к действительности, которое достаточно сложно, чтобы выразить его простыми словами. Как нам кажется, именно искусство является каналом передачи художником этого отношения.
По-видимому, художественное творчество связано не столько с потребностью самовыражения, сколько с потребность выразить свое отношение к действительности и поделиться своими оценками с другими людьми. Искусство помогает человеку выразить невыразимое, передать гамму эмоций, которую сложно передать рационализированным формальным языком. Так портретная живопись позволяет не только запечатлеть образ человека, но и передать его настроение, своеобразие душевного склада и даже отношение художника к своей натуре. Н. Заболотский написал, с нашей точки зрения, уникальное стихотворение, в котором он постарался передать впечатление, произведенного на него портретом А.П. Струйской работы Ф.С. Рокотова.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Перенести на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Бездумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда ж потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий, 1953 г.
Стихотворение Н. Заболоцкого нельзя назвать простым описанием портрета, оно буквально насыщено метафорами и сложной символикой. Эти средства используются поэтом для того, чтобы с помощью слов (понятий) выразить то, что в понятиях невыразимо. Недаром же первые строки стихотворения, ставшие классическими выражают восхищение поэта теми возможностями отображения души человеческой, которыми владеют живописцы.
А вот А.С. Пушкин, потрясенный полотном К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» несколько раз, но безуспешно, пытался передать в стихах ту трагическую атмосферу, которая отражена на картине.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется- с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Поэт был неудовлетворен тем, что у него получилось. Простого описания, даже в стихотворной форме явно не достаточно для передачи атмосферы погибающего города, отображенной в картине иными средствами, средствами живописи.
Д.Л. Леонтьев считает, что искусство нельзя связывать исключительно с эмоциональной сферой. Средства искусства, с его точки зрения, служат не столько для передачи эмоций, сколько для выражения и передачи личностных смыслов художника. Он различает два вида смыслов: жизненный и личностный. «Жизненный смысл есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий действительности и деятельности субъекта в его жизни». (29; 16) «Личностный смысл есть форма познания субъектом его жизненных смыслов, отражение их в сознании. Личностный смысл объектов, явлений и событий, отражающийся в сознании субъекта, презентируется ему через посредство эмоциональной окраски образов либо их структурной трансформации». (29; 16) Д.Л. Леонтьев считает искусство «механизмом трансляции смыслов».
Произведения искусства действительно являются носителями некой информации, но эта информация не столько о мире, сколько об отношении художника к этому миру. «Искусство -… всегда отношение. То, что воссоздано (изображение), воспринимается в отношении к тому, что воссоздается (изображаемому), к тому, что не воссоздано, и в бесчисленности других связей. Отказ от воссоздания одних сторон предмета не менее существенен, чем воспроизведение других». (30; 37.)
Информация, передаваемая средствами искусства, – «не копирование каких-то аспектов действительности, а мир, преломленный через личность творца, которая необходимо присутствует в структуре самого художественного образа». (29; 19.) С подобным утверждением, несомненно, следует согласиться: именно личность художника (его отношение к миру, идеалы, нравственные искания и переживания), а не фрагмент действительности, избранный им для изображения или описания является основным содержанием произведения. Пишет ли художник человеческое лицо, натюрморт, пейзаж – все равно получается автопортрет, и вот доказательство. «Когда вы видите Мадонну Рафаэля, то не думаете: «Это Мадонна». Вы думаете: «Это Рафаэль». Перед «Девушкой в синем чепце» Вермеера подумаете не: «Вот девушка в синем чепце»,- а «Вот Вермеер». Увидев анемоны, изображенные Ренуаром, вы думаете не: «Вот анемоны», но: «А вот Ренуар». Так же, когда вы видите женщину, у которой глаз нарисован не на месте, вы не думаете: «Вот женщина, у которой глаз не на месте», вы думаете: «Вот Пикассо» (23; 62-63)
Психосемантика искусства
Итак, искусство мы можем рассматривать как особую форму обмена информацией, то есть коммуникации. Будучи исключительно человеческим видом деятельности, искусство как коммуникация носит знаковый характер. Однако знаковая форма передачи информации в искусстве существенно отличается от формального языка – языка понятий. Чтобы разобраться в специфике знаков в искусстве обратимся к таким областям знаний как семиотика и психосемантика.
Семиотика – это наука о знаках и их месте в человеческом общении и культуре. Семантика представляет собой раздел семиотики, изучающий знаки как средства передачи смыслов. Одним из основоположников семиотики является Ч. Пирс. Он выделил три основные группы знаков: знаки-индексы, связанные причинно-следственными связями с обозначаемыми объектами (например, дым – знак огня); знаки-символы, замещающие объекты по принципу условности (например, белый прямоугольник в красном круге – знак, запрещающий проезд) и иконические знаки, замещающие объект по принципу подобия. Все три вида знаков присутствуют в произведениях искусства и служат для передачи определенных идей и настроений. В качестве иконических знаков выступают, например, портреты, пейзажи, натюрморты. Знаки-индексы выражают наличие некой причинно-следственной связи между восприятием действительности художником и его эмоциональным состоянием. Так, например, преобладание красного цвета на полотнах художника – знак того, что он пребывает в состоянии возбуждения, эмоционального подъема, агрессии или стремится передать эти состояния зрителю. Довольно распространены в искусстве и знаки-символы, замещающие некий объект или идею. Например, изображение голубя на православных иконах – символ Святого духа, а у П. Пикассо – символ мира.
Те или иные знаки могут замещать объекты и явления действительности, а так же идеи только потому, что они обладают определенным значением. В.Ф. Петренко определяет это понятие следующим образом: «Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупности общественной деятельности» (43; 14.)
Так как значения – это результат обобщения, то они имеют, как правило, социальный, конвенциальный и культурно-исторический характер. Наиболее ярко это видно на примере слов – знаков языка, значение которых является продуктом социального взаимодействия людей и изменяется в процессе развития общества. Знаки же в искусстве в значительно меньшей степени конвенциальны и связаны с двумя факторами. Во-первых,- с культурно-историческими традициями, в рамках которых развивалось то или иное направление в искусстве. Например, зеленый цвет связан с культурными традициями ислама и считается символом его религиозных идей. Тогда как красный цвет связывается с историей и культурными традициями русского народа и восходит к языческим представлениям и образу бога Рода – бога прародителя (ръдяный – красный в древнерусском языке). Во-вторых, знаки в искусстве тесно связаны с общими для всех людей психологическими особенностями восприятия, к которым относится, например, связь цветовых предпочтений с эмоциональными состояниями человека. В этом случае, зеленый цвет означает, что у художника преобладает спокойное, уравновешенное состояние, а красный связан с состоянием эмоционального возбуждения.
«Значения в своем содержательном, семантическом наполнении являются не идеальным «инобытием», а превращенной формой деятельности». (43; 18.) Искусство можно рассматривать как такого рода деятельность, а произведения искусства как совокупность значений, передающих мысли и чувства художника и его отношение к миру (личностные смыслы) с помощью специфических средств.
В рамках логической семантики представление о структуре знака опирается на идеи Огдена и Ричардса, предложивших концепцию семантического треугольника. Семантический треугольник выражает отношение знака, его содержания (значения) и его предметной отнесенности.
Денотат, объект, Десигнат
(значение
обозначаемый понятием
(содержание понятия)
Данная семантическая модель является ограниченной, так как, во-первых, объясняет структуру далеко не всех знаков. Ряд имен (понятий), например, «гномы», «эльфы», «лешие» не имеют предметной отнесенности, и, тем не менее, для них характерно определенное значение. Во-вторых, семиотический треугольник Огдена – Ричардса объясняет структуру только таких знаков, значение которых задается через указание на объекты, входящие в объем понятия. Но, наряду с этим, значение может быть раскрыто через систему отношений к другим значениям.
Несмотря на ограниченность этой модели, она применима и к произведениям искусства как объекту семиотического анализа. В этом случае треугольник будет выглядеть так
Содержание образа Реальный объект
(значение) или явление
Однако в художественных образах заключены не столько общепринятые значения, как в словах или, например, в дорожных знаках, сколько отношения художника к действительности, то есть его личностные смыслы. Поэтому следует остановиться на психосемантике искусства.
Художественное произведение можно рассматривать как некую совокупность коммуникативных знаков, но это не индифферентная коммуникация, она всегда несет на себе отпечаток личности субъекта (творца), его эмоционального состояния, отношения к миру, мыслей и т.д. Художественное сообщение о действительности носит творческий характер. «Действительность всегда присутствует в произведении под определенным углом зрения, то есть не без семантического сдвига. Она имеет смысл и значение, включает в себя определенную человеческую позицию и поэтому семантически означает больше, чем чистое созерцание» (62; 116.) Художественный образ – это не просто отпечаток действительности или даже ее знак, имеющий определенное, извне заданное значение. (Такими, например, являются дорожные знаки, никто же их не относит к произведениям искусства.) Художественный образ – это осмысленная и творчески преобразованная действительность; смысл художественного образа не равен содержанию изображаемого объекта. Более того, семантику произведения искусства весьма сложно выразить с помощью понятий. «Искусство не есть всего лишь конкретизация в сфере явлений сущности зафиксированной понятием». (62; 118.) Произведение искусства несет информацию о таких явлениях, которые не возможно ни полностью исчерпать, ни выразить с помощью понятий (ценностные ориентации, жизненные ощущения, настроение, эстетические переживания и т.д.). Попробуйте вербализировать (выразить словами) свои эстетические переживания от созерцания картин великих живописцев, от восприятия музыки, стихов. Человеческий язык не имеет достаточно понятий, чтобы передать характер и эмоционального воздействия произведения искусств на человека.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"