Миниатюра в творчестве Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и специфики творчества С.В. Рахманинова в жанре фортепианной миниатюры.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
охарактеризовать композиторское творчество С.В. Рахманинова в его связях с русской музыкальной культурой конца XIX – начала XX веков;
выявить жанровое своеобразие творчества композитора в жанре фортепианной миниатюры;
рассмотреть историографию и провести музыкальный анализ наиболее показательных и более распространенных в концертно-сценической практике фортепианных миниатюр С.В. Рахманинова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура конца XIX – начала ХХ вв.

1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова

1.2 Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова

1.3 Значение творчества С.В. Рахманинова в истории русской музыкальной культуры

ГЛАВА 2. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве С.В. Рахманинова: особенности художественного стиля




1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова

ГЛАВА 2. Вокальные сочинения
2.1 Романсы раннего периода творчества (1890-е гг.)
2.2 Вокальная лирика начала 1990-х годов. Цикл романсов, op. 21
2.3 Творческие искания 1900-х гг. Романсы, ор. 26
2.4 Романсы 1910-х гг.
2.5 Две духовные песни С.В. Рахманинова (1916)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

миниатюра.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура конца XIX – начала ХХ вв.

 

1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова

 

          1.2 Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова

 

1.3 Значение творчества  С.В. Рахманинова в истории русской музыкальной культуры

 

 ГЛАВА 2. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве С.В. Рахманинова: особенности художественного стиля

 
   
   

 

1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова

 

ГЛАВА 2. Вокальные  сочинения 

2.1 Романсы раннего периода творчества (1890-е гг.)

2.2 Вокальная  лирика начала 1990-х годов. Цикл  романсов, op. 21

2.3 Творческие  искания 1900-х гг. Романсы, ор. 26

2.4 Романсы  1910-х гг.

2.5 Две духовные песни С.В. Рахманинова (1916)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А. Перечень вокальных сочинений  С.В. Рахманинова

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б. Иллюстративный материал

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В. Нотный материал

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г. Музыкальный материал

 

 

Введение

 

Актуальность темы диссертационного исследования. Фортепианное творчество Сергея Васильевича Рахманинова – живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального музыкального искусства. Оно выступает как наиболее весомая часть русской вокальной музыки рубежа XIX – XX веков. Фортепианные миниатюры С.В. Рахманинова неизменно входят в концертные программы выдающихся пианистов прошлых столетий и современных исполнителей. Среди них – В. Ашкенази, Э. Гилельс, Д. Мацуев, Г. Нейгауз, С. Рихтер, В. Софроницкий и др.

Актуальность данной темы обусловлена и непрерывно пополняемой  и обновляемой информацией о  творчестве С.В. Рахманинова, а также расширяющейся базой исполнительских трактовок фортепианных миниатюр композитора.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и специфики творчества С.В. Рахманинова в жанре фортепианной миниатюры.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  • охарактеризовать композиторское творчество С.В. Рахманинова в его связях с русской музыкальной культурой конца XIX – начала XX веков;
  • выявить жанровое своеобразие творчества композитора в жанре фортепианной миниатюры;
  • рассмотреть историографию и провести музыкальный анализ наиболее показательных и более распространенных в концертно-сценической практике фортепианных миниатюр С.В. Рахманинова.

Объект и  предмет исследования

Объектом исследования является фортепианное творчество С.В. Рахманинова в жанре миниатюры.

Предметом исследования стали жанрово-стилистические особенности творчества композитора, которые выявляются на уровне образного содержания, структурно-композиционных принципов и средств музыкальной выразительности.

Методология и  методы проведенного исследования

Теоретико-методологическую базу данного исследования составляют исследования ведущих советских и современных российских музыковедов (Б. Асафьев, А. Кандинский, Ю. Келдыш, Л. Соловцева, А. Алексеев, Л. Скафтымова и др.), труды по истории европейского музыкального искусства (Т. Ливанова, М. Друскин, В. Конен, М. Арановский), энциклопедические издания.

При проведении исследования были использованы методы: систематизация фактологических данных, анализ-синтез, сравнение, обобщение, музыковедческий анализ.

Практическая  значимость диссертационной работы наиболее очевидна в двух направлениях. С одной стороны, содержащиеся в нем наблюдения, выводы и обобщения могут быть использованы в учебных курсах по истории музыкального искусства для студентов высших и средних учебных заведений КНР, а также в преподавании методики фортепианного исполнительства. С другой стороны, многое в предлагаемой диссертации может быть полезно для исполнительской практики пианистов, обращающихся к фортепианному творчеству С.В. Рахманинова, так как в музыкальном анализе отмечаются варианты наиболее предпочтительного и адекватного прочтения показательных и репертуарных произведений композитора.

Аналитический обзор литературы

Обзор литературы ставит своей целью дать представление о широком круге источников, так или иначе посвященных камерно-вокальному творчеству С.В. Рахманинова, и при этом подтвердить насущную необходимость более подробного и углубленного изучения данного раздела творческого наследия композитора.

В музыкальной литературе о С.В. Рахманинове фортепианное творчество композитора рассмотрено достаточно широко. В первую очередь, следует назвать монографии, периодически выходившие в России, начиная с середины 1950-х гг.: работы А. Алексеева [2], Б. Асафьева [3], А. Кандинского [14], Ю. Келдыш [16], А. Соловцова [28] и других авторов.

Особый  научный интерес представляют изыскания  современных российских исследователей, представленные в сборнике статей [11].

Комплексный анализ камерно-вокальных сочинений  композитора проведен Ю. Келдыш в работе «Рахманинов и его время» [16].

Особого внимания заслуживает двухтомное издание  – «Воспоминания о Рахманинове» [6-7], – написанное на основании многочисленных документов, писем, статей и воспоминаний.

Вместе  с тем, нами использовались статьи из энциклопедий, справочная и учебная  литература по истории русской музыкальной  культуры [8, 18, 19, 22].

Структура и объем магистерской диссертации

Магистерская диссертация состоит из введения, ….глав, состоящих из      ………….разделов, заключения, библиографического списка, ….. приложений. Общий объем диссертации – …. страниц. Библиографический список включает … наименование. Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава содержит историко-теоретический аспект формирования музыкального стиля композитора. Вторая глава посвящена историческому и музыковедческому анализу фортепианных сочинений композитора в жанре миниатюры. В Заключении автором обосновываются выводы данного исследования.

 

В Приложениях приводятся фотоиллюстрации, саундтреки (некоторые романсы С.В. Рахманинова в исполнении Д.Хворостовского), полный перечень фортепианных сочинений С.В.Рахманинова в жанре миниатюры.

 

Глава 1

С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура

 конца XIX – начала ХХ вв.

 

1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова

 

О С.В. Рахманинове написано много. Библиография его обширна. Она представлена именами исследователей разных времен, как русских, так и зарубежных. В разных жанрах (статьи, публикации, монографии) авторы стараются выявить конкретные черты музыкального языка и стиля композитора.

В изучении рахманиновского  творчества наблюдались изменчивые тенденции. Так, исследователи советского периода, вынужденные находиться в рамках предложенной государством жесткой идеологической платформы, не имели возможности рассматривать ряд проблем, имевших немаловажное значение для изучения музыки С.В. Рахманинова. К примеру, ни слова не говорилось о духовных сочинениях композитора. «Всенощное бдение» и «Литургия Святого Иоанна Златоуста» после 1917 года не переиздавались1. Настороженное отношение сохранялось к зарубежному периоду жизни Рахманинова.

В 1990-е годы в связи  с известными радикальными изменениями  в жизни России, период обновления переживает и наука о музыке. Меняются взгляды и точки зрения на явления прошлых лет, стал более широким сам фон, на котором рассматривается феномен Рахманинова и его музыки.

До недавнего времени  было традиционным, обращаясь к творчеству композитора, идти только от окружающей среды, от жизни общества, от их общекультурных традиций, среди которых, может быть, и не разделяя их полностью, находится творец-художник. Сама личность композитора часто оставалась в тени. В рамках последнего десятилетия явно просматривается интерес исследователей к личности композитора, его внутреннему миру. Эта проблема связи между творчеством и личностью становится особенно острой, когда речь идет о С.В. Рахманинове. Известно, что он крайне редко высказывался о своей музыке. Эзотеричность Рахманинова-человека, вступающая в противоречие с эмоциональностью и подкупающей искренностью его музыки, приводит некоторых исследователей к мысли, что в ней присутствует еще «что-то», находящееся в глубинных ее пластах, и это «что-то» откроется через постижение его личности.

В вышедших в последнее время двух рахманиновских сборниках (в Ростове, 1994, Москве, 1995) [31, 34] впервые уделяется большое внимание Рахманинову-человеку, его мировоззрению, душевно-духовным устремлениям. В материалах этих сборников уже явно проступают черты нового мышления, новой ориентации. В ряде статей заметен более широкий гуманитарный горизонт, к изложению музыковедческой темы привлекаются элементы смежных наук – филологии, истории, философии, культурологии.

В московском сборнике широко рассматривается эстетика композитора. Авторы связывают идейно-образное содержание рахманиновских сочинений с философскими положениями (И. Ильина, Н. Бердяева, А. Лосева Е. Назайкинский, Е. Вартанова); вводят новый, «закрытый» материал, что способствует глубокому проникновению в музыкальный мир художника (А. Кандинский, Е. Шевляков, В. Валькова).

Так, в работе Е. Шевлякова «Рахманинов современный и несовременный» [31] ставится вопрос об актуальности рахманиновского творчества в XX веке. Основным критерием музыки композитора, по мнению автора, позволяющим полноценно воспринимать ее сегодня, является духовность, обращенность к людям.

В 1990-е годы впервые  широко ставится вопрос, давно «витавший», о романтизме музыкального мышления С.В. Рахманинова, самой его творческой фигуры. Обратимся к интересной теории Ю. Паисова, изложенную в статье «Жизнестойкость романтического миросозерцания Рахманинова» [30]. Отмечая естественную преемственность рахманиновского романтизма, идущую от главенствующего в XIX веке творческого метода, автор выдвигает следующий комплекс присущих ему свойств: опора на чувство, мотив странствий, творчество в порыве вдохновения. Автор формирует целостную систему, определяющую романтические устремления композитора.

Принципиально новой  становится все чаще появляющаяся в  научных работах «идея семиотичности» музыки С.В. Рахманинова. Она проявляется на разных уровнях – идейно-смысловом, образном, тематическом. Этот термин в отношении творческого мышления композитора впервые применил Л. Гаккель. Несколько более широко это явление рассмотрено в работах авторов книги «Грань веков. Рахманинов и его современники» – Е. Назайкинского, А. Кандинского, Л. Скафтымовой [13]. Авторы в своих утверждениях и глубоких познаний выходят на высокий стилевой уровень, разрабатывают особую область знания – «рахманиноведения».

Исключительно велико научное  значение многочисленных, объемных и  глубоких по проникновению в самое  существо творческой личности работ  А. Кандинского о Рахманинове [13, 18, 34]. Исследователь впервые сказал о многом, обобщающем, концептуально важном, что таится в музыке композитора. Его статьи о музыке С.В. Рахманинова отличаются индивидуальным подходом. Ученый доказал, что сочинениям С.В. Рахманинова свойственна широкая философская проблематика, идеи морально-этического характера, обращение к «вечным» темам искусства, синтетическая природа творческого метода.

В юбилейном рахманиновском сборнике 1995 года А. Кандинским поставлена проблема «осмысления творческой личности Рахманинова в свете религиозно-философской концепционности» [31]. Решать этот вопрос сложно по причине более чем семидесятилетнего молчания о нем, а в отношении С.В. Рахманинова еще и по мотивам личностного характера. О его религиозности, отношению к вопросам религии можно судить лишь по двум его разговорам с Ч. Чаплиным на обеде у В. Горовица и гораздо раньше в России с М. Шагинян [10, 11].

Возникает естественный вопрос: дань ли это моде или издержки нового этапа в изучении творчества русских композиторов? Думается, что  определяющая основа мелодики, образности в общей духовной парадигме творчества С.В. Рахманинова подкупающе «провоцируют» возможность трактовать его в сфере религиозной проблематики. Здесь и знаменный распев, и колокольность, и даже Dies irae, венчающий трагедийно-апокалиптические концепции его поздних сочинений, духовная музыка. Однако в человеческом и творческом сознании композитора все эти элементы существовали как некие вечные национально-эстетические ценности и становились многозначными символами России.

Примером корректного и в  то же время глубоко научного, лишенного тени какого-либо «навязывания от себя», является суждение А. Кандинского из его последней работы о духовной музыке С.В. Рахманинова и ее связи с современностью (1999). С.В. Рахманинов не ставил перед собой проблему религии в научном, философско-познавательном плане. Не был он, как говорится, и церковным человеком. Но религия и церковь, как традиционный и непременный элемент русской жизни и общественного быта, как нечто созвучное понятию о национальном русском чувстве, несомненно, было близко С.В. Рахманинову в качестве некоей данности, обладавшей непосредственным эмоциональным воздействием и огромной поэтической значимостью».

Информация о работе Миниатюра в творчестве Рахманинова