Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и специфики творчества С.В. Рахманинова в жанре фортепианной миниатюры.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
охарактеризовать композиторское творчество С.В. Рахманинова в его связях с русской музыкальной культурой конца XIX – начала XX веков;
выявить жанровое своеобразие творчества композитора в жанре фортепианной миниатюры;
рассмотреть историографию и провести музыкальный анализ наиболее показательных и более распространенных в концертно-сценической практике фортепианных миниатюр С.В. Рахманинова.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура конца XIX – начала ХХ вв.
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова
1.2 Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова
1.3 Значение творчества С.В. Рахманинова в истории русской музыкальной культуры
ГЛАВА 2. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве С.В. Рахманинова: особенности художественного стиля
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова
ГЛАВА 2. Вокальные сочинения
2.1 Романсы раннего периода творчества (1890-е гг.)
2.2 Вокальная лирика начала 1990-х годов. Цикл романсов, op. 21
2.3 Творческие искания 1900-х гг. Романсы, ор. 26
2.4 Романсы 1910-х гг.
2.5 Две духовные песни С.В. Рахманинова (1916)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|||
ГЛАВА 1. С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура конца XIX – начала ХХ вв. |
|||
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова |
|||
1.2 Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова |
|||
1.3 Значение творчества С.В. Рахманинова в истории русской музыкальной культуры |
|||
ГЛАВА 2. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве С.В. Рахманинова: особенности художественного стиля |
|||
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова
ГЛАВА 2. Вокальные сочинения 2.1 Романсы раннего периода творчества (1890-е гг.) 2.2 Вокальная лирика начала 1990-х годов. Цикл романсов, op. 21 2.3 Творческие искания 1900-х гг. Романсы, ор. 26 2.4 Романсы 1910-х гг. 2.5 Две духовные песни С.В. Рахманинова (1916) |
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Перечень вокальных сочинений С.В. Рахманинова
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Иллюстративный материал
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Нотный материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Музыкальный материал |
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Фортепианное творчество Сергея Васильевича Рахманинова – живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального музыкального искусства. Оно выступает как наиболее весомая часть русской вокальной музыки рубежа XIX – XX веков. Фортепианные миниатюры С.В. Рахманинова неизменно входят в концертные программы выдающихся пианистов прошлых столетий и современных исполнителей. Среди них – В. Ашкенази, Э. Гилельс, Д. Мацуев, Г. Нейгауз, С. Рихтер, В. Софроницкий и др.
Актуальность данной темы обусловлена и непрерывно пополняемой и обновляемой информацией о творчестве С.В. Рахманинова, а также расширяющейся базой исполнительских трактовок фортепианных миниатюр композитора.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и специфики творчества С.В. Рахманинова в жанре фортепианной миниатюры.
В соответствии с поставленной
целью выдвигаются следующие за
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является фортепианное творчество С.В. Рахманинова в жанре миниатюры.
Предметом исследования стали жанрово-стилистические особенности творчества композитора, которые выявляются на уровне образного содержания, структурно-композиционных принципов и средств музыкальной выразительности.
Методология и методы проведенного исследования
Теоретико-методологическую базу данного исследования составляют исследования ведущих советских и современных российских музыковедов (Б. Асафьев, А. Кандинский, Ю. Келдыш, Л. Соловцева, А. Алексеев, Л. Скафтымова и др.), труды по истории европейского музыкального искусства (Т. Ливанова, М. Друскин, В. Конен, М. Арановский), энциклопедические издания.
При проведении исследования были использованы методы: систематизация фактологических данных, анализ-синтез, сравнение, обобщение, музыковедческий анализ.
Практическая значимость диссертационной работы наиболее очевидна в двух направлениях. С одной стороны, содержащиеся в нем наблюдения, выводы и обобщения могут быть использованы в учебных курсах по истории музыкального искусства для студентов высших и средних учебных заведений КНР, а также в преподавании методики фортепианного исполнительства. С другой стороны, многое в предлагаемой диссертации может быть полезно для исполнительской практики пианистов, обращающихся к фортепианному творчеству С.В. Рахманинова, так как в музыкальном анализе отмечаются варианты наиболее предпочтительного и адекватного прочтения показательных и репертуарных произведений композитора.
Аналитический обзор литературы
Обзор литературы ставит своей целью дать представление о широком круге источников, так или иначе посвященных камерно-вокальному творчеству С.В. Рахманинова, и при этом подтвердить насущную необходимость более подробного и углубленного изучения данного раздела творческого наследия композитора.
В музыкальной литературе о С.В. Рахманинове фортепианное творчество композитора рассмотрено достаточно широко. В первую очередь, следует назвать монографии, периодически выходившие в России, начиная с середины 1950-х гг.: работы А. Алексеева [2], Б. Асафьева [3], А. Кандинского [14], Ю. Келдыш [16], А. Соловцова [28] и других авторов.
Особый научный интерес представляют изыскания современных российских исследователей, представленные в сборнике статей [11].
Комплексный анализ камерно-вокальных сочинений композитора проведен Ю. Келдыш в работе «Рахманинов и его время» [16].
Особого внимания заслуживает двухтомное издание – «Воспоминания о Рахманинове» [6-7], – написанное на основании многочисленных документов, писем, статей и воспоминаний.
Вместе с тем, нами использовались статьи из энциклопедий, справочная и учебная литература по истории русской музыкальной культуры [8, 18, 19, 22].
Структура и объем магистерской диссертации
Магистерская диссертация состоит из введения, ….глав, состоящих из ………….разделов, заключения, библиографического списка, ….. приложений. Общий объем диссертации – …. страниц. Библиографический список включает … наименование. Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава содержит историко-теоретический аспект формирования музыкального стиля композитора. Вторая глава посвящена историческому и музыковедческому анализу фортепианных сочинений композитора в жанре миниатюры. В Заключении автором обосновываются выводы данного исследования.
В Приложениях приводятся фотоиллюстрации, саундтреки (некоторые романсы С.В. Рахманинова в исполнении Д.Хворостовского), полный перечень фортепианных сочинений С.В.Рахманинова в жанре миниатюры.
Глава 1
С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура
конца XIX – начала ХХ вв.
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова
О С.В. Рахманинове написано много. Библиография его обширна. Она представлена именами исследователей разных времен, как русских, так и зарубежных. В разных жанрах (статьи, публикации, монографии) авторы стараются выявить конкретные черты музыкального языка и стиля композитора.
В изучении рахманиновского творчества наблюдались изменчивые тенденции. Так, исследователи советского периода, вынужденные находиться в рамках предложенной государством жесткой идеологической платформы, не имели возможности рассматривать ряд проблем, имевших немаловажное значение для изучения музыки С.В. Рахманинова. К примеру, ни слова не говорилось о духовных сочинениях композитора. «Всенощное бдение» и «Литургия Святого Иоанна Златоуста» после 1917 года не переиздавались1. Настороженное отношение сохранялось к зарубежному периоду жизни Рахманинова.
В 1990-е годы в связи с известными радикальными изменениями в жизни России, период обновления переживает и наука о музыке. Меняются взгляды и точки зрения на явления прошлых лет, стал более широким сам фон, на котором рассматривается феномен Рахманинова и его музыки.
До недавнего времени было традиционным, обращаясь к творчеству композитора, идти только от окружающей среды, от жизни общества, от их общекультурных традиций, среди которых, может быть, и не разделяя их полностью, находится творец-художник. Сама личность композитора часто оставалась в тени. В рамках последнего десятилетия явно просматривается интерес исследователей к личности композитора, его внутреннему миру. Эта проблема связи между творчеством и личностью становится особенно острой, когда речь идет о С.В. Рахманинове. Известно, что он крайне редко высказывался о своей музыке. Эзотеричность Рахманинова-человека, вступающая в противоречие с эмоциональностью и подкупающей искренностью его музыки, приводит некоторых исследователей к мысли, что в ней присутствует еще «что-то», находящееся в глубинных ее пластах, и это «что-то» откроется через постижение его личности.
В вышедших в последнее время двух рахманиновских сборниках (в Ростове, 1994, Москве, 1995) [31, 34] впервые уделяется большое внимание Рахманинову-человеку, его мировоззрению, душевно-духовным устремлениям. В материалах этих сборников уже явно проступают черты нового мышления, новой ориентации. В ряде статей заметен более широкий гуманитарный горизонт, к изложению музыковедческой темы привлекаются элементы смежных наук – филологии, истории, философии, культурологии.
В московском сборнике широко рассматривается эстетика композитора. Авторы связывают идейно-образное содержание рахманиновских сочинений с философскими положениями (И. Ильина, Н. Бердяева, А. Лосева Е. Назайкинский, Е. Вартанова); вводят новый, «закрытый» материал, что способствует глубокому проникновению в музыкальный мир художника (А. Кандинский, Е. Шевляков, В. Валькова).
Так, в работе Е. Шевлякова «Рахманинов современный и несовременный» [31] ставится вопрос об актуальности рахманиновского творчества в XX веке. Основным критерием музыки композитора, по мнению автора, позволяющим полноценно воспринимать ее сегодня, является духовность, обращенность к людям.
В 1990-е годы впервые широко ставится вопрос, давно «витавший», о романтизме музыкального мышления С.В. Рахманинова, самой его творческой фигуры. Обратимся к интересной теории Ю. Паисова, изложенную в статье «Жизнестойкость романтического миросозерцания Рахманинова» [30]. Отмечая естественную преемственность рахманиновского романтизма, идущую от главенствующего в XIX веке творческого метода, автор выдвигает следующий комплекс присущих ему свойств: опора на чувство, мотив странствий, творчество в порыве вдохновения. Автор формирует целостную систему, определяющую романтические устремления композитора.
Принципиально новой становится все чаще появляющаяся в научных работах «идея семиотичности» музыки С.В. Рахманинова. Она проявляется на разных уровнях – идейно-смысловом, образном, тематическом. Этот термин в отношении творческого мышления композитора впервые применил Л. Гаккель. Несколько более широко это явление рассмотрено в работах авторов книги «Грань веков. Рахманинов и его современники» – Е. Назайкинского, А. Кандинского, Л. Скафтымовой [13]. Авторы в своих утверждениях и глубоких познаний выходят на высокий стилевой уровень, разрабатывают особую область знания – «рахманиноведения».
Исключительно велико научное значение многочисленных, объемных и глубоких по проникновению в самое существо творческой личности работ А. Кандинского о Рахманинове [13, 18, 34]. Исследователь впервые сказал о многом, обобщающем, концептуально важном, что таится в музыке композитора. Его статьи о музыке С.В. Рахманинова отличаются индивидуальным подходом. Ученый доказал, что сочинениям С.В. Рахманинова свойственна широкая философская проблематика, идеи морально-этического характера, обращение к «вечным» темам искусства, синтетическая природа творческого метода.
В юбилейном рахманиновском сборнике 1995 года А. Кандинским поставлена проблема «осмысления творческой личности Рахманинова в свете религиозно-философской концепционности» [31]. Решать этот вопрос сложно по причине более чем семидесятилетнего молчания о нем, а в отношении С.В. Рахманинова еще и по мотивам личностного характера. О его религиозности, отношению к вопросам религии можно судить лишь по двум его разговорам с Ч. Чаплиным на обеде у В. Горовица и гораздо раньше в России с М. Шагинян [10, 11].
Возникает естественный вопрос: дань ли это моде или издержки нового этапа в изучении творчества русских композиторов? Думается, что определяющая основа мелодики, образности в общей духовной парадигме творчества С.В. Рахманинова подкупающе «провоцируют» возможность трактовать его в сфере религиозной проблематики. Здесь и знаменный распев, и колокольность, и даже Dies irae, венчающий трагедийно-апокалиптические концепции его поздних сочинений, духовная музыка. Однако в человеческом и творческом сознании композитора все эти элементы существовали как некие вечные национально-эстетические ценности и становились многозначными символами России.
Примером корректного и в то же время глубоко научного, лишенного тени какого-либо «навязывания от себя», является суждение А. Кандинского из его последней работы о духовной музыке С.В. Рахманинова и ее связи с современностью (1999). С.В. Рахманинов не ставил перед собой проблему религии в научном, философско-познавательном плане. Не был он, как говорится, и церковным человеком. Но религия и церковь, как традиционный и непременный элемент русской жизни и общественного быта, как нечто созвучное понятию о национальном русском чувстве, несомненно, было близко С.В. Рахманинову в качестве некоей данности, обладавшей непосредственным эмоциональным воздействием и огромной поэтической значимостью».