Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и специфики творчества С.В. Рахманинова в жанре фортепианной миниатюры.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
охарактеризовать композиторское творчество С.В. Рахманинова в его связях с русской музыкальной культурой конца XIX – начала XX веков;
выявить жанровое своеобразие творчества композитора в жанре фортепианной миниатюры;
рассмотреть историографию и провести музыкальный анализ наиболее показательных и более распространенных в концертно-сценической практике фортепианных миниатюр С.В. Рахманинова.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура конца XIX – начала ХХ вв.
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова
1.2 Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова
1.3 Значение творчества С.В. Рахманинова в истории русской музыкальной культуры
ГЛАВА 2. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве С.В. Рахманинова: особенности художественного стиля
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования. Новые аспекты в изучении творчества С.В. Рахманинова
ГЛАВА 2. Вокальные сочинения
2.1 Романсы раннего периода творчества (1890-е гг.)
2.2 Вокальная лирика начала 1990-х годов. Цикл романсов, op. 21
2.3 Творческие искания 1900-х гг. Романсы, ор. 26
2.4 Романсы 1910-х гг.
2.5 Две духовные песни С.В. Рахманинова (1916)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Давая обзор литературы о С.В. Рахманинове последних десятилетий, необходимо включить в поле зрения десятитомник «История русской музыки» и капитальную коллективную монографию «Русская музыка и XX век» под редакцией М. Арановского [30]. Что касается главы о С.В. Рахманинове в десятитомнике (том 10), то материалы ее весьма традиционны. Авторы, по существу, повторяют сказанное Ю. Келдышем в его книге «Рахманинов и его время» (1973) [19].
В книге «Русская музыка и XX век» имя С.В. Рахманинова звучит в самых разных по содержанию статьях, что является лучшим свидетельством его причастности к различным явлениям современности.
На русский язык переведена работа Роберта Мэтью-Уокера «Рахманинов» [25]. По определению автора, это «рассказ о жизни великого композитора, повествование о стране, в которой он родился, и о времени, в котором он жил». Написана она в расчете на широкого читателя и любителей музыки. Наиболее ценными и во многом новыми для нас являются материалы о пребывании С.В. Рахманинова за рубежом – это его зарубежные гастроли, жизнь в Париже, Нью-Йорке, сотрудничество с русским симфоническим оркестром, возглавляемым его соучеником по Московской консерватории М. Альтшулером, а также с Лондонским филармоническим обществом.
В 2003 году русская музыкальная общественность отмечала 130-летие со дня рождения и 60-летие со дня смерти С.В. Рахманинова. К этим датам были приурочены юбилейных мероприятий: конкурсы, фестивали, концерты, конференции, выпуск новых научных трудов. Наиболее фундаментальным и обновленным фактологией последних лет современных российских ученых является изданный сборник статей «Грань веков. Рахманинов и его современники» под редакцией Т.А. Хопрова и Л.А. Скафтымовой, изданный Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова [13]. Сборник составлен на материалах статей и научных авторских изысканий музыковедов и исполнителей. Почти все статьи вводят в обиход новые материалы, ранее не публиковавшиеся или содержащие новые аспекты видения той или иной исследуемой темы. Многоликость материалов делает сборник многогранным как по содержанию, так и формам воплощения (от небольших очерков до развернутых статей). В основу структуры сборника взят тематический принцип под общим названием «Грань веков. Рахманинов и его современники».
Первый раздел, содержащий 11 статей, посвящен С.В. Рахманинову. Здесь эссе-размышление композитора С.М. Слонимского о романтической сущности творческого облика великого музыканта и освещение Л.А. Скафтымовой новых тенденций, которые наблюдаются в рахманиноведении.
Мысли исполнителя-пианиста нашли отражение в статье Д.Н. Часовитина «Об интонировании фортепианной музыки С.В. Рахманинова». В заключительную часть раздела помещена публикация Т.3. Сквирской о неизданных автографах Рахманинова, хранящихся в отделе рукописей Санкт-Петербургской консерватории, и статьи справочного характера – «Новгородская летопись Рахманинова» (В.В. Денисов) и хронограф «Жизнь Рахманинова в Петербурге», составленный Л.Л. Ковалевой-Огородновой.
Суть содержания второго раздела заложена в его наименовании – «Пересечение имен и судеб». Сюда включены статьи, связанные с современной С.В. Рахманинову художественной жизнью, музыкантами, поэтами, художниками, артистами. Таковы «Художественный мир Петербурга Серебряного века. Рахманинов и Вышнеградские» (Л.В. Казанская), «Блок и русские композиторы» (Т.А. Хопрова), «Музыкальные встречи К. Бальмонта» (О.Н. Сенина), «Керзинский кружок любителей русской музыки» (Т.А. Хопрова). К вопросу синтеза искусств, столь характерному для русской культуры начала XX века, обращена статья Л.Г. Барсовой «Все красивое помогает...» (о Забеле, Рахманинове, Римском-Корсакове, Врубеле).
В отдельных очерках третьего раздела представлен ряд выдающихся современников С.В. Рахманинова: С.И. Танеев, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Ц.А. Кюи, В.И. Сафонов. Их имена и судьбы также не единожды переплетались. С.И. Танеев был учителем и другом С.В. Рахманинова, образцом «вечной правды на земле». Дружба с Н.К. Метнером, зародившаяся у С.В. Рахманинова в России, стала еще более тесной для обоих в годы эмиграции. В период директорства В.И. Сафонова в Московской консерватория учились С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Хотя это были два антипода художников, но когда умер А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов выступил перед публикой Москвы и Петрограда с циклами концертов из произведений своего великого современника. С петербуржцами – А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым, Ц.А. Кюи – С.В. Рахманинову приходилось не раз встречаться в столице на концертах, в «беляевском кружке», на вечерах у Н.А. Римского-Корсакова и других частных музыкальных собраниях.
На наш взгляд, рассмотренная выше работа, представляется наиболее исчерпывающей, освещая разные аспекты жизни и творчества выдающегося русского композитора.
1.2 Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова
Детство и годы учения в консерватории (1873-1892). Сергей Васильевич Рахманинов родился в небогатой дворянской семье 20 марта 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Родители Рахманинова были музыкально одаренными людьми, любившими музыку, посвящавшими ей значительную часть досуга. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в четырехлетнем возрасте. В начале 1880-х годов семья Рахманиновых переехала в Петербург.
Мальчику было решено дать музыкальное образование. Вскоре он был принят в Петербургскую консерваторию и стал учеником В.В. Демянского. К сожалению, успехи юного музыканта далеко не соответствовали его выдающемуся дарованию. Виной тому – недостаток прилежания со стороны ученика, а также недооценка его таланта преподавателем.
В 1885 году родители Рахманинова, по совету своего племянника – известного пианиста А.И.Зилоти (в прошлом ученика Н. Рубинштейна и П.И. Чайковского), решили отдать сына в Московскую консерваторию. Он стал учеником преподавателя младших классов Н.С. Зверева, у которого и поселился вместе с другими воспитанниками. Зверев не только занимался с учениками на фортепиано, но и заботился об их всестороннем музыкальном и культурном развитии: следил за успехами по общеобразовательным предметам, прививал интерес к концертам и театральным спектаклям, устраивал домашние музыкальные вечера, на которых бывали крупнейшие музыканты, в том числе П.И. Чайковский и А. Рубинштейн. Продуманная педагогическая и воспитательная система Зверева чрезвычайно благотворно повлияла на Рахманинова: у него выработались строгий художественный вкус и артистическая требовательность к себе.
В 1888 году Рахманинов перешел на старшее отделение консерватории и поступил в класс А.И. Зилоти. К этому времени у юного музыканта обнаружились композиторские способности. Параллельно с фортепианными занятиями он начал посещать классы контрапункта и фуги у С.И. Танеева и свободного сочинения у А.С. Аренского. Оба они (особенно Танеев) сыграли большую роль в развитии его композиторского дарования. Уже тогда Рахманинов выделялся феноменальной музыкальностью. Его выступления на ученических вечерах становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.
Между тем талантливый юноша жил в трудных условиях. Родители его уже в середине 1880-х годов разъехались и не жили в Москве. Вынужденный с 1889 года покинуть дом Зверева, где не было условий для композиторской работы, Рахманинов на ближайшие годы нашел приют в семье В.А. Сатиной (родной тетки, сестры отца), а позднее жил самостоятельно, совместно с некоторыми из товарищей по консерватории. Средства к жизни он получал от издания своих произведений, от переложений для фортепиано сочинений других композиторов, от гонораров за концертные выступления, а также от частных уроков. Впоследствии (после окончания консерватории) он стал работать преподавателем и инспектором музыки в различных общеобразовательных училищах и институтах, хотя и тяготился этой работой.
В 1891 году С. Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано. Незадолго перед тем А.И. Зилоти ушел из консерватории. Рахманинов, не желая переходить к другому профессору, самостоятельно и притом в кратчайший, трехнедельный срок подготовил трудную и обширную программу, с которой блестяще выступил на выпускном экзамене. Последний год пребывания в консерватории был посвящен усиленным занятиям композицией и выступлениям в концертах. В консерваторские годы было написано много произведений в разных жанрах, среди них – пьесы крупной формы, самой значительной из которых является Первый концерт для фортепиано фа-диез минор (лето 1891 г.).
Весной 1892 года Рахманинов окончил консерваторию по классу композиции. В качестве экзаменационной работы им была представлена партитура одноактной оперы «Алеко», написанная за семнадцать дней. С большой симпатией отнесся к этой опере П.И. Чайковский. Благодаря его содействию она была поставлена в апреле 1893 года на сцене Большого театра.
Опера «Алеко» и Первый концерт – лучшие сочинения С.В. Рахманинова в консерваторский период. В них наиболее отчетливо проявились характерные черты творчества молодого композитора: замечательный мелодический дар, выдающееся гармоническое чутье, свежесть и непосредственность вдохновения, стремление к значительным мыслям и чувствам, к лирико-трагедийным замыслам. В сочинениях консерваторской поры ощущается воздействие на С.В. Рахманинова музыки П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки», отчасти также Э.Грига. Однако эти влияния не заслоняют яркую индивидуальность талантливого композитора и лишь свидетельствуют о здоровых и прочных корнях его творчества.
Формирование композиторского стиля (1990-е гг.). После окончания консерватории С.В. Рахманинов переживает творческий подъем и создает многочисленные произведения разных жанров. Работает он преимущественно в области фортепианной, камерно-вокальной и оркестровой музыки. До 1897 года им были написаны три тетради романсов (соч. 4, 8 и 14), содержащие такие замечательные образцы вокальной лирики как «Не пой, красавица», «Островок», «Весенние воды». Среди фортепианных произведений этого времени надо упомянуть Первую сюиту (названную автором «Фантазия») для двух фортепиано в 4 руки, пьесы (соч. 3, 10) и особенно «Музыкальные моменты» (соч. 16), в которых формируется зрелый фортепианный стиль композитора. Потрясенный смертью Чайковского, Рахманинов создал проникновенное «Элегическое трио» (ре минор), посвятив его «Памяти великого художника». Лучшими работами композитора в симфоническом жанре явились фантазия «Утес» и Первая симфония ре минор (соч. 13) – самое глубокое по замыслу сочинение 1990-х годов.
В это время уже вполне отчетливо выступают типичные для музыки С.В. Рахманинова образы, проникнутые светло-романтическим, жизнеутверждающим пафосом или страстным протестом, порой и трагедийностью. Складывается типичная рахманиновская лирическая мелодика, появляются характерные своим лаконизмом и суровостью темы эпического и драматического характера; гармония становится все более выразительной, красочной и сочной, раскрывается присущее композитору тонкое чувство оркестрового колорита. И уже к середине 1990-х годов имя Рахманинова стало приобретать известность среди широкой публики, а также в кругах московских и петербургских музыкантов. Н.А. Римский-Корсаков в своей «Летописи» характеризовал С.В. Рахманинова, наряду со А. Скрябиным, как наиболее талантливого представителя молодых композиторских сил Москвы.
В этот период С.В. Рахманинов получает известность и как исполнитель. Он выступает с собственными фортепианными произведениями сначала в Москве, а потом и в других городах России. Осенью 1895 года им была предпринята первая концертная поездка по стране, а двумя годами ранее, в Киеве, при постановке оперы «Алеко», он выступил и как дирижер. Казалось, все благоприятствовало расцвету блестящего таланта. Но в 1897 году композитора постиг тяжелый удар: исполненная весной этого года в Русских симфонических концертах в Петербурге Первая симфония потерпела полный провал и вызвала резко отрицательные отзывы прессы. Неудача крайне болезненно отозвалась на Рахманинове. Композитор уничтожил партитуру симфонии2, его творческая деятельность временно прервалась. «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки», – писал много позднее Рахманинов [14, с.182].
С осени 1897 года началась профессиональная дирижерская деятельность С.В.Рахманинова. В течение одного сезона он служил в Московской частной опере Мамонтова и показал себя выдающимся дирижером. Работа в оперном театре, творческое общение с большим коллективом, в котором было немало талантливых артистов и замечательных художников, привлеченных Мамонтовым к оформлению спектаклей, – все это, несомненно, содействовало улучшению душевного состояния композитора. С этого времени начались его дружба и совместные выступления с Ф. Шаляпиным, которые явились, по признанию композитора, одними «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний» в его артистической жизни. К 1899 году относится первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу – в Лондон, где он выступил как пианист и дирижер, исполнитель собственных произведений.
Творческая зрелость (1900-1917 гг.). К 1900 году кризис был преодолен, и Рахманинов приступил к созданию двух новых крупных произведений: Второго концерта для фортепиано и Второй сюиты для двух фортепиано. Оконченный в 1901 году Второй концерт ознаменовал наступление полной зрелости композитора и начало нового периода его творчества. Вслед за концертом и сюитой композитор до 1906 года создает много других сочинений. Лучшие из них: соната для виолончели и фортепиано, кантата «Весна» на текст стихотворения С. Некрасова «Зеленый шум», романсы (соч. 21), прелюдии (соч. 23), оперы «Скупой рыцарь» (на текст одноименной «маленькой трагедии» А.С. Пушкина) и «Франческа да Римини».
С осени 1904 года до весны 1906 года С.В. Рахманинов состоял дирижером Большого театра. Несмотря на непродолжительный срок, эта деятельность оставила глубокий след в славной истории театра. Осуществленные под руководством Рахманинова новые постановки опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Князь Игорь» явились событиями в музыкальной жизни Москвы и в истории сценической жизни самих опер. Гениальные партитуры освободились от накопившихся с годами исполнительских штампов и сочинения зазвучали по-новому. Рахманинов сумел внушить всему артистическому коллективу чувство высокой художественной ответственности, создать на репетициях и спектаклях атмосферу подлинно творческого подъема и воодушевления [14, с.183].
Вначале 1906 года композитор покинул театр и уехал за границу – сначала в Италию, а затем в Дрезден, где прожил около трех лет, изредка выезжая с концертами в разные города Европы. Лето же он всегда проводил в России. В Дрездене С.В. Рахманинов написал Вторую симфонию, симфоническую поэму «Остров мертвых» (на сюжет картины А. Беклина), цикл романсов (соч. 26), Первую сонату для фортепиано, значительную часть оперы «Монна Ванна» (по пьесе М. Метерлинка)3, задумал оперу «Саламбо» (по роману Г. Флобера). По возвращении в Россию, летом 1909 года, композитор создал Третий концерт для фортепиано – одно из лучших своих произведений. В дальнейшем им был написан ряд других выдающихся фортепианных сочинений, среди которых две тетради этюдов-картин (соч. 33 и 39) и Вторая соната.