Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка
Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.
Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.
Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
Подготовка и оборудование для лепки
В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.
Используется стека для
Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры устойчивыми и динамичными. Глиняные фигуры, выполненные на каркасах, часто дают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепке нужно пользоваться
стеками и кольцами. Стеки могут
быть деревянными или
Стеки и кольца применяются для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы.
Качество работы во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется размером фигуры. Чем больше фигура, тем больше должна быть доска.
Вместо досок в старших
Для сглаживания поверхности
Для украшения лепных работ можно использовать различные печатки. Для того чтобы расписать свою работу необходимы кисточки и краски. Краску (ангоб) можно сделать самим – жидкая глина с добавлением цветной туши или чернил. Также можно использовать белила и акварельные краски.
организация и методика проведения занятий
Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах и широко распространены в нашей практике.
Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема занятия обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.
Сразу со всеми детьми начинаются большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).
Целесообразность
например:
Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки, пересказывать содержание картины по вопросам воспитателя.
Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и последовательно рассказывают об изображенном на картине без помощи воспитателя.
В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.
Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.
На других занятиях: по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям, при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с младшей подгруппой. Указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
На занятиях продуктивной деятельности мы создаем такие условия, при которых одинаковое задание упрощается или усложняется в зависимости от задач обучения и возраста детей.
Например: Аппликация на тему «Весенние цветы»
Младшая подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезывание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой; развивать композиционные умения.
Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у нарцисса – дети делаю из гофрированной бумаги – способом торцевание)
Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети младшей подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.
На занятиях по конструированию ставиться задача, соорудить одну и ту же постройку, но по-разному:
Например, все строят мост,
младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,
а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка. Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.
Еще существуют два типа занятий, которые можно использовать в группах более контрастных возрастов.
2) Занятие со всеми детьми, но
по разным разделам обучения
для подгрупп (одна подгруппа
рисует, другая занимается математикой)
Занятия проводятся с подразделением детей лишь на две подгруппы, даже при наличии в группе детей с 2-3 до 7 лет. В зависимости от задач в этом случае в одной подгруппе могут объединяться только младшие дети (от 2-3 до 4 лет) или младшие и средние (от 2-3 до 5 лет), в другой – остальные. Как правило, занятие с младшими детьми ведет воспитатель, так как малыши не могут еще сколько-нибудь долго заниматься самостоятельно, а занятия со старшей подгруппой обычно основаны на хорошо знакомом материале и самостоятельной деятельности детей. Например, с младшими детьми воспитатель проводит занятие по развитию математических представлений, а старшие в это время рисуют по замыслу или по какой-нибудь знакомой сказке под руководством помощника воспитателя.
3) Занятие с одной возрастной
подгруппой (другая подгруппа
Такие занятия обычно проводятся в
часы, отведенные в режиме дня для
обучения, но иногда эти занятия (в
форме дидактических игр, наблюдений,
чтения художественной литературы и
т.д.) могут быть организованы и в
часы самостоятельной деятельности
детей. Чтобы свободные от занятий
дети долго не оставались без достаточного
внимания педагога, занятия с одной
подгруппой не должны быть длительными.
Это вполне возможно, так как занимается
небольшая часть группы и воспитателю
удается осуществить
Значение конструирования в умственном развитии детей
Конструирование является прак¬тической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление по¬делок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного вос¬питания детей. В системе умственного воспитания1 большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной дея-тельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процес¬сы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние ка¬чества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В кон¬струировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез). В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также пред¬посылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формиру¬ется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления. Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространствен¬ных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструи-рованию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти пред¬ставления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеи¬вая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке) перед тем, как сло¬жить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, и когда конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т. д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном мате¬риале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели
в новом положении, работа с выкройкой)
требуют уже некоторого отвлечения
от непосредственно
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследо¬вать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся пла¬нировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать
свои действия, самостоятельно исправлять
ошибки. Все это делает процесс
конструирования
В процессе занятий
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструиро-вания дети учатся правильно обозначать в слове названия направ¬лений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладе¬вают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «широкий — узкий»,«длинный — короткий».
Конструирование на занятиях
и в играх является средством
не только умственного
Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"