Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:01, биография
Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М.
Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место
Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров)
. Творчество русско-украинского ученого историка и археографа,
фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние
на духовное развитие современников и долго еще будет жить в памяти
благодарных потомков.
Московское государство, основавшись,
как из зерна, из Москвы, образовывалось
присоединением ближних земель одна
за другою и расширялось. Это - характеристическое
явление, лежавшее в его натуре. Как
оно начало первоначально слагаться,
так и продолжало. Ради собственного
существования ему приходилось
расширяться и забирать земли
за землями. Только впоследствии судьба
должна была указать, где предел этому
расширению. В XVI столетии было много
такого, что могло искушать московскую
политику забирания. Но от мудрости правительства
зависело понять, за что следовало
приняться прежде, а с чем надобно
было обождать. Ливония рано или
поздно попалась во власть Московского
государства; если бы последнее ее вовсе
не трогало, и тогда немцы вызвали
бы Москву на предприятия, которые могли
бы окончиться завоеванием Ливонии.
Уже тогда возрастающая сила Московского
государства возбуждала зависть
как в Ливонии, так и в Швеции
и побуждала к выходкам, показывавшим
нерасположение и злобу. Но Москве следовало
пока устраняться; черед для Ливонии
еще не пришел, как и показали
последствия. Мудрые советники царя
Ивана находили, что прежде всего
нужно уничтожить хищнические орды
или царства, возникшие на развалинах
громадной монголо-татарской
Если бы у царя были какие-нибудь
широкие политические и образовательные
цели, он сколько-нибудь выказал бы
их в своих письмах к Курбскому,
когда он, оправдывая себя, касался
вопроса о Ливонской войне. Но
мы встречаем у него только такую
выходку, которая прилична не мудрому
политику, каким его хотят представить,
а скорее пришедшему в патриотический
задор простолюдину, у которого,
однако, горизонт мировоззрения чрезвычайно
туманен за пределами его деревни.
"Если бы, - пишет царь Иван Курбскому,
- не ваше злобесное претыкание было,
то бы, за Божиею помощию, едва не вся
Германия была за православием". Уже
этой одной выходки достаточно, чтоб
видеть, как широко размахивались
мечтания царя Ивана о своем могуществе
и как узко было у него понимание
настоящих потребностей своей страны.
Не встречая признаков, которые бы показывали
в Иване такие высокие
Наш почтенный ученый говорит: "Иоанн Грозный в умственном отношении был одним из самых образованных людей своего времени, близко знакомый с письменностью своей земли, один из лучших писателей своего времени. Блеск, юмор, огромная начитанность, логичность изложения, отличающие все его произведения, редко встречаются даже и у писателей по призванию, а не только у писателей случайных, каковым может быть правитель великого народа. Следовательно, у окружавших Иоанна не было даже и умственного превосходства над ним; мы знаем произведения одного из них - "Домострой", образец узкости и мелочности; это произведение того, который считается гением, ангелом-хранителем Грозного, который внушал ему благородные идеи и под влиянием которого он действовал. Книга "Домострой" довольно известна, и нет нужды вдаваться в подробную ее характеристику".
Да, скажем мы, "Домострой" - сочинение известное и приводит нас к иному мнению о нем, совершенно иному. Пусть "Домострой" не изъят от узкости, господствовавшей в том обществе, в котором жил его составитель, все-таки по своим взглядам, по уму и, главное, по сердцу последний безмерно был выше Ивана. Мы видим тут человека благодушного, честного, глубоко нравственного, чистого и доброго семьянина, превосходного хозяина. Царь XVI века, взявши себе за образец "Домострой" и приложив его дух к государственному строению, был бы идеалом своего времени и вполне мог бы стать виновником благосостояния и счастия подвластного народа. Самая характеристическая черта "Домостроя" - это любовь к слабым, низшим, подчиненным и заботливость о них не лицемерная, не риторичная, не педантская, не теоретическая, а простая, сердечная, истинно-христианская. В нескольких местах своего сочинения автор говорит о справедливости к слугам и подчиненным, о попечении о них; видно, что его особенно трогал и занимал этот вопрос. Например, он приказывает хозяйке каждый день самой отведывать пищу, которая готовится для прислуги. Одна эта черта в человеке, бывшем царским ближним советником, возбуждает глубокое к нему уважение. "Как свою душу любить, - поучает он, - так следует кормить слуг и всяких бедных. Пусть хозяин и хозяйка всегда наблюдают и спрашивают своих слуг об их нуждах, о еде и питии, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке, об обиде и болезни, помышлять о них, пещись сколько Бог поможет, от всей души, все равно, как о своих родных". Не ограничиваясь этим, он приказывает заботиться и об их нравственном, и отчасти об умственном развитии.
Такого рода правила, разумеется, внушались
царю по отношению к подвластным
ему людям. Отсюда-то истекают те грамоты
и распоряжения лучших лет Иванова
царствования, в которых видно
желание давать народу как можно
более льгот, свободы и средств
к благосостоянию. Автор "Домостроя"
сознает мерзость рабства, и сам
лично уже отрешился от владения
рабами; он то же заповедует и сыну.
"Я всех своих рабов освободил
и наделил, я чужих выкупал
из рабства и отпускал на свободу.
Все бывшие наши рабы свободны и
живут добрыми домами; а домочадцы
наши, свободные, живут у нас по
своей воле. Многих оставленных сирот
и убогих мужского и женского пола
и рабов в Новгороде и здесь
в Москве я воскормил и воспоил
до совершенного возраста, и выучил
их, кто к чему был способен, многих
грамоте, писать и петь, иных писать
иконы, иных книжному рукоделию, серебряному
мастерству и иным рукоделиям, а
некоторых научил торговать разною
торговлею. А мать твоя воспитала
многих девиц и вдов, оставленных
и убогих, научила их рукоделию
и всякому домашнему обиходу
и, наделив, замуж повыдавала, а мужеский
пол поженила у добрых людей. И
всем тем дал Бог - свободны: многие
в священническом и диаконском чине;
во дьяках, в подьячих, во всяком звании,
кто к чему способен по природе
и чем кому Бог благословил
быть; те рукодельничают, другие торгуют
в лавках, многие ездят для торговли
(гостьбу деют) в различных странах
со всякими товарами. И Божиею милостию,
всем нашим воспитанникам и
Но ученые говорят, что идеал Ивана был выше и шире идеала его советников!
Этого мало: нас хотят уверить, что
"задуманный Грозным план переустройства
государства хорошо подходил к общеславянскому
всегдашнему плану
Слово "общеславянское" имеет неопределенное значение общего места, которое можно прилагать к чему угодно. Можно употреблять его и тогда, когда, заглянувши внутрь себя построже, мы должны будем сознаться, что сами не понимаем того, о чем толкуем. Общеславянский план государственного устройства! Легко сказать! А кто для славян составлял этот план? Кто одобрял его? Какие, в самом деле, данные представляет нам история, по которым мы вправе сказать, что вот такой-то, а не иной какой-нибудь государственный строй более пригоден для всех вообще славян, более любим всеми славянами, более удовлетворяет их характеру, их нравственным и материальным потребностям?
Чтобы определить "общеславянское",
нужен гигантский труд, нужно в
истории всех славян отделить то, что
входило к славянам от других народов,
потом исключить то, что составляло
историческую принадлежность быта только
некоторых из славянских племен и
было чуждо другим, и потом уже
собрать в совокупность и привести
в порядок то, что окажется в
равной степени присущим всем вообще
славянам. Но такой труд еще никем
не совершен, и едва ли результат
его в надлежащей степени может
быть когда-либо достигнут: своеобразное
и повсеместное, национальное и заимствованное
так перепутываются между собою,
что очень часто нет
Мы не считаем советников царя Ивана, составлявших около него, по выражению Курбского, избранную раду, изъятыми от узкости, свойственной веку, а равно и от личных недостатков. Вообще же главный недостаток у них у всех был тот, что они были слуги, а не граждане и, по всему складу подготовлявшей их предшествовавшей истории Московского государства, не могли быть ничем другим. Все-таки они были полезнейшие и здравомыслящие деятели в своей стране. От своей узкости они пали.
Ставят в заслугу царю Ивану Васильевичу, что он утвердил монархическое начало; но будет гораздо точнее, прямее и справедливее сказать, что он утвердил начало деспотического произвола и рабского бессмысленного страха и терпения. Его идеал состоял именно в том, чтобы прихоть самовластного владыки поставить выше всего - и общепринятых нравственных понятий, и всяких человеческих чувств, и даже веры, которую он сам исповедовал. И он достиг этого в московской Руси, когда, вместо старых князей и бояр, поднялись около него новые слуги - рой подлых, трусливых, бессердечных и безнравственных угодников произвола, кровожадных лицемеров, автоматов деспотизма: они усердно выметали из Руси все, что в ней было доброго; они давали возможность быстро разрастись и процветать всему, что в ней, в силу прежних условий, накопилось мерзкого. Нам советуют не доверять Курбскому и другим писателям его времени насчет злодеяний Ивана. Не отрицают, впрочем, фактической действительности казней, совершенных им: это было бы чересчур произвольно при собственном сознании тирана. Задают вопрос: "Да не было ли, в самом деле, измены? Точно ли выгодно было московскому боярству не изменять и неужели оно не имело где-нибудь в другом месте своих идеалов?". И на такой вопрос ответ сейчас готов: "Идеалы эти были, и были рядом, в Литве". Бросается подозрение на замученных царем Иваном Васильевичем; они, подобно Курбскому, хотели бежать в Литву; там у них были свои идеалы. Но исключая немногих - неясных - примеров (вроде поступка князей Ростовских), история не представляет никаких, даже слабых, доводов к подкреплению таких произвольных подозрений. Чтобы их рассеять, достаточно указать на то обстоятельство, что те люди, которых Иван перемучил, в период господства Сильвестра и его партии не изменяли и не думали бежать ни в Литву, ни куда-нибудь в иную землю. Стало быть, если б и на самом деле у кого-либо из казненных Иваном было намерение последовать примеру Курбского, то это происходило бы не оттого, что у него в Литве были какие-то идеалы, а просто от крайней необходимости спасать свою жизнь, которой угрожала безумная прихоть тирана; и в этом случае вина падает на мучителя, а не на замученных. Мучительства производили бегства, а не бегства и измены возбуждали Ивана к мучительствам. Те доводы, которые приводит Курбский в свое оправдание, имеют характер общечеловеческой правды. Курбский жил в XVI веке, едва ли уместно в XIX судить деятелей прошедшего времени по правилам того крепостничества, по которому каждый, имевший несчастие родиться в каком-нибудь государстве, непременно должен быть привязанным к нему, даже и тогда, когда за все его услуги, оказанные этому государству, он терпит одну несправедливость и должен каждую минуту подвергаться опасности быть безвинно замученным! Неужели нам велят сочувствовать аргументам царя Ивана, писавшего к Курбскому: "Аще праведен еси и благочестив, почто не изволил от меня, строптивого владыки, страдати и венец жизни наследити?" Историк, оправдывающий мучительства Ивана и похваляющий "логичность" в его письменных произведениях, вероятно, не решится сказать, что он сочувствует подобным софизмам Шекспирова Ричарда III, доказывающего вдове убитого им принца, что он оказал убитому благодеяние, отправив его в царство небесное?