Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:01, биография
Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М.
Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место
Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров)
. Творчество русско-украинского ученого историка и археографа,
фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние
на духовное развитие современников и долго еще будет жить в памяти
благодарных потомков.
Главным поводом ко всем ужасам новгородской бойни представляется алчность. Иван был эгоист и потому уже алчен. Он любил тешиться богатствами и украшениями. Он слышал, что в Новгороде, как в монастырях, так и у частных лиц, было много драгоценного, и ему хотелось захватить все это себе. Алчность была не только одним из качеств его личности, но перешла к нему и по наследству, и по преданию. Все его предки, московские государи, отличались скопидомством и редко стеснялись в выборе мер приобретения, когда представлялись удобные случаи. Вот и Ивану такой случай представился. Какой-то Петр волынец подал донос, будто новгородский владыка с некоторыми новгородцами хочет изменить царю. Письмо такого содержания, за подписью разных лиц, было найдено за иконою в церкви Св. Софии. Это письмо, как говорят, было подложное; сам доносчик, злобясь на Новгород, где он потерпел наказание, составил его, искусно подделавшись под руки других, положил за икону, где оно по его указанию было потом отыскано. Самый способ отыскания если не прямо свидетельствует о его подложности, то при вышеприведенных обстоятельствах представляет возможность подлога. Мы не станем уже вдаваться в то, что в условиях тогдашнего положения Новгорода не видим никаких данных, выказывавших подобный замысел отпадения Новгорода и Пскова от Московского государства и присоединения их к Литве. Предположим, что Пимену и другим взошло в голову предлагать Сигизмунду-Августу северные русские области во владение. Но как же мог узнать о содержании и месте хранения такого важного документа не природный новгородец, а чужеземец, бродяга? Кроме того, мы узнаем, что этот донос сделан после того, как уже царь Иван положил свою немилость на Новгород и перевел оттуда сто пятьдесят семей. Очень подручно было доносчику устроить свои козни: Иван, во всякое время склонный верить изменам, теперь был особенно доверчив; таким образом, желание грабежа само собою покрывалось благовидным предлогом кары за измену. Но вместо суда и казни тех, которые по суду оказались бы виновными, тиран повальным избиением и правого и виноватого, правежами и свирепствами в тех местностях, которые не могли быть включены в предполагаемый замысел, касавшийся двух древних народоправных земель, слишком обличает несостоятельность обвинений, которым он хотел заклеймить свой народ.
К памятникам литературной деятельности
Ивана Васильевича можно
Здесь ложь. Виноваты ли были воеводы,
которых выставили вперед против
хана с войском, или нет - решить трудно;
во всяком случае, если они были виноваты,
то разве в неспособности и
неискусстве, а уж никак не в измене.
Из дел оного времени, а равно
из описаний событий не видно, где
именно хан, которого не следовало пропускать
через Оку, перешел через эту
реку и насколько воеводы
______________________
* Воропай передает слова царя Ивана Васильевича следующим образом в польском переводе: Lecz i па ten czas mocy tatarskiey ni kaska sie nie batem, jedno zem widzial zmennosc i zdrade, ludzi moich, tedy od ludzi tatarskich malo na strone odwrocilem sie.
______________________
Может ли быть какое-нибудь вероятие
в измене Мстиславского и оговоренных
его товарищей воевод, начальствовавших
разом с ним в войске, выставленном
против татар? Если Мстиславский был
действительно изменник, то как он
мог оставаться по-прежнему близ царя
цел и невредим? Мы видим, что Мстиславский,
сознавшись в измене отечеству, на другой
же год ездил с царем в Новгород,
а потом воевал в Ливонии. Чем
же представляется сам царь, допускавший
сидеть у себя в совете и начальствовать
войском человеку, умышленно предавшему
отечество врагам, виновнику страшного
московского пожара и гибели людей,
которых число преувеличивали до
800 000? Неужели есть возможность человеку,
принужденному сознаться в
Надеемся, что никто не станет чернить
клеветою ни князя Михаила Воротынского,
впоследствии одержавшего победу над
крымцами на берегах Лопасни, ни Ивана
Петровича Шуйского, геройски защищавшего
Псков против Батория. В 1570 году, во
время нашествия Девлет-Гирея, первый
начальствовал передовым, второй - левой
руки полком. Нельзя также подозревать
в измене воеводу сторожевого
полка князя Ивана Андреевича
Шуйского; он оставался в чести
и был убит в 1573 г. в сражении в
Эстонии. Бывший товарищем князя
Воротынского в передовом полку,
князь Петр Иванович Татев самим
царем Иваном впоследствии возведен
был в сан окольничего, а потом
боярина. Товарищ князя Ивана
Петровича Шуйского, Михаил Яковлевич
Морозов пострадал от царя Ивана
Васильевича, но сравнительно уже поздно,
вместе с князем Михаилом Воротынским,
в 1576 году, следовательно, не за измену
в 1571-м. Таким образом, все лица, которых
огулом царь обвинял в измене, из
которых, сколько нам известно, один
князь Мстиславский сознался в измене
и оговорил в том же преступлении
своих товарищей, - все эти лица
остались без наказания, участвовали
в государственных делах, начальствовали
войском, находились в царском совете
и получали от царя повышения. Вслед
за нашествием Девлет-Гирея казнены
были, в числе других лиц, князь
Михаил Темрюкович Черкасский, шурин
царя, и Василий Петрович Яковлев;
люди эти были во время нашествия
крымского хана воеводами в том
войске, которое находилось вместе
с царем. Но по всему видно, что
казнь их имела другой повод и
связана была, как справедливо
полагал Карамзин, с болезнью и
скорою смертью новой царской
жены, Марфы Собакиной, а никак
не произошла по каким-нибудь обвинениям
в предательских сношениях с
Девлет-Гиреем во время его нашествия,
тем более что казнь эта
в то же время постигла лиц, не участвовавших
в отражении крымского
Ясно, что тиран для оправдания своей трусости выдумал измену и обвинял других. Но, в таком случае, отчего же он прямо не казнил тех, которых обвинял, и отчего, взяв с Мстиславского запись с сознанием измены, совершенной вместе с товарищами, оставлял в прежнем сане и Мстиславского, и его товарищей? Как объяснить такую несообразность?
Мы думаем, что не ошибемся, если объясним это следующим образом.
Царь Иван в это время сильно
трусил, но он трусил не только хана и
его татар: он трусил и своих подданных.
В самом деле, как ни покорна
была погруженная в рабство масса,
но всему есть предел, и она при
своей покорности иногда теряла терпение
и проявляла свое неудовольствие
диким, кровавым образом. Иван помнил первый
московский пожар, после которого пострадал
от народа царский дядя Глинский и
сам царь подпал влиянию ненавистного
Сильвестра. Он мог опасаться от
народа волнения, подобного прежнему,
и предметом народной ненависти,
естественно, должен был на этот раз
сделаться сам царь, постыдно оставивший
свою столицу в минуту опасности
и думавший только о себе, а не
о своих подданных. С народной
толпой уже не может справиться никакое
самовластие, если только она протрет
себе глаза и потеряет терпение.
И вот царь Иван Васильевич задумал
обеспечить себя от этой стороны. Он обвинил
своих воевод, но потребовал от них
сознания в их вине, а за то обещал
помиловать и простить. Повторяем -
нам неизвестно, давал ли еще кто-нибудь,
кроме Мстиславского, такую своеобразную
запись, какую дал последний; но,
если бы и существовала только одна,
которая до нас дошла, все равно
Иван имел уже, на случай народного
волнения, вместо себя козла отпущения:
он выдал бы его народу для утоления
народной досады да не пожалел бы также
и других товарищей Мстиславского.
В таких видах Ивану
Нельзя приписывать личной мудрости
царя Ивана высказанное им много
раз сознание права на возвращение
Русских земель, как древнего достояния
державы, имевшей название Русской
и хотевшей быть всерусскою пред целым
миром. То же говорилось и предшественниками
Ивана; этому надлежало повторяться
из уст его преемников; то было прирожденное
стремление Москвы. Но отношения царя
Ивана к Польше и Литве были
иные и исключительные; его предшественники
не бывали в таком положении, как
он. Прекращение Ягеллоновой
Царь Иван Васильевич показал в этом случае неуменье и сделал так, как только можно было сделать хуже для Москвы.
Сначала приехал посланником в
Москву Воропай и привез желание
многих избрать на престол Речи Посполитой
царского сына Феодора. Царь Иван Васильевич
не желал давать в короли Польше
и Литве сына, а предлагал самого
себя. Несомненно, что ему очень
хотелось получить корону, хотя избрание
Феодора во многих отношениях могло
бы совершиться гораздо легче, чем
избрание самого царя. Но как же поступал
в этом случае царь Иван? Получив
согласие и выслушав от царя апологию
своих поступков, Воропай уехал.
Прошло потом полгода. Иван не старался
подвигать этого вопроса к
разрешению в пользу своей державы
никоим образом. У него не было ни искусных
послов на сейме, не развязал он своей
скупой московской калиты на подарки;
а между тем ловкий француз
Монтлюк расположил своим красноречием
и обещаниями поляков в пользу
дома Валуа. Во второе посольство к
царю, которое возложено было на
Михаила Гарабурду, царь явно гневался
за медленность поляков и литовцев
и на этот раз уже не торопился
с прежним жаром сделаться
польским королем, говорил ни то ни
се: то соглашался отдать полякам в
короли сына, но не иначе как наследственно*,
то сам себя предлагал в короли
и также наследственно, то заявлял
желание быть выбранным на литовский
престол без польской короны, то,
наконец, вовсе не желал, чтоб у поляков
и литовцев был королем он, московский
царь, или его сын, а рекомендовал
принца из австрийского дома. Понятно,
что дело обратилось совсем в противную
сторону, и на польский престол избран
был французский принц; совершилось
такое избрание, насчет которого царь
Иван Васильевич предупреждал литовского
посла, что если оно состоится, то
ему, царю, над Литвою промышлять. Но
избранный на польский престол Генрих
д'Анжу, как известно, скоро убежал
из Польши; тогда хотели снова избрать
короля из московского дома, и притом
уже прямо самого царя Ивана, следовательно,
хотели сделать то, чего желал Иван
в самом начале и о чем заявлял
Воропаю; партия за него была немаловажная,
особенно в Литве, Волыни и других
русских землях; примас королевства
Яков Уханский был его горячим
сторонником и подавал царю советы,
как склонить тех и других влиятельных
панов. Иван Васильевич не воспользовался
этими советами; ему хотелось получить
польскую корону, но жаль было издержек
для этой цели; он не решался поступиться
ни тем, ни другим образом, он более
всего боялся, чтоб ему как-нибудь
не унизиться и не сделать какого-нибудь
шага, недостойного того сана, которым
он величался, хотя постоянно, во всю
свою жизнь, делал это. Теперь он опять
и еще сильнее благоволил к
избранию на польский престол принца
из австрийского дома. Дело в Польше
окончилось тем, что, при нерешительности
и бездействии московского