Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат
Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.
обителью и слугой Святой Троицы», что и сбылось- Благословив дитя и
родителей, священник отпустил их домой.
По прошествии немногих дней случилось еще одно чудесное знамение о
младенце, странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не
пил коровьего молока, но отворачивался и не сосал грудь и оставался без еды
в течение всего дня, а в прочие дни. кроме среды и пятницы, питался как
обычно; по средам же и пятницам младенец оставался голодным. Так было не
один раз, не дважды, но многократно, то есть каждую среду и пятницу,
поэтому некоторые думали, что ребенок болен, и об этом мать его сетовала со
скорбью. Она советовалась с другими женщинами — кормящими матерями, считая,
что это происходило с младенцем из-за какой-нибудь болезни- Однако,
осматривая младенца со всех сторон, женщины видели, что он не болен и что
на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не
был печален, но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел, всячески
радовался и играл ручками. Видя это, все поняли и уразумели, что младенец
не пил молока по пятницам и средам не из-за болезни, но это знаменовало,
что благодать Божия была на нем. Это был прообраз будущего воздержания,
того, что потом, в грядущие времена и годы, младенец просияет постнической
жизнью; что и сбылось.
В другой раз мать
привела к младенцу некую
было молоко, чтобы она его накормила. Младенец же никак не хотел питаться
от чужой женщины, но только от своей родительницы. Потом приходили к нему и
другие женщины-кормилицы, и с ними было то же самое, что и с первой. Так он
питался молоком одной лишь своей матери, пока не был вскормлен. Некоторые
думают, что и это было знамением того, что от благого корня благой побег
должен быть вскормлен чистым молоком.
Нам же думается так: ребенок этот с детства был почитателем Господа,
уже в материнской утробе и после рождения он навык богомыслию, от самых
пеленок он познал Господа и воистину Его услышал; лежа в пеленках в
колыбели, он привыкал к посту; питаясь материнским молоком, он вместе с
вкушением этого плотского молока учился воздержанию; будучи возрастом
младенец, он выше естества предначинал лощение; с младенчества он был
питомцем чистоты, вскормленный не столько молоком, сколько благочестием; до
своего рождения он был предызбран и предуготован Богу, когда, будучи в
утробе матери, он трижды прокричал в церкви, чему дивятся все, кто слышит
об этом.
Однако более достойно удивления то, что младенец, будучи в утробе, не
вскрикнул где-либо вне церкви, где никого не было, или в каком-нибудь
другом месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для того. чтобы
многие его услышали и стали свидетелями этого достоверного события.
Замечательно еще и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, но на всю
церковь, как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о
нем; не тогда прокричал он, когда мать его была на пиру или спала ночью, но
когда она была в церкви, во время молитвы, как бы указывая на то,, что он
будет крепким молитвенником пред Богом; не прокричал он в какой-нибудь
хижине или нечистом и неизвестном месте, но именно в церкви, стоящей на
месте чистом, святом, где подобает совершать Божественные
священнодействия,— знаменуя тем, что и сам он будет совершенной святыней
Господа в страхе Божием.
Достойно удивления также и то обстоятельство, что он прокричал не один
раз или два, но трижды, являя тем, что он будет учеником Святой Троицы, так
как число три честнее всех других чисел и весьма почитается, потому что
везде число три является источником и началом всего доброго и
спасительного, приведу примеры: трижды Господь воззвал к пророку Самуилу;
тремя камнями из пращи Давид поразил Голиафа; трижды Илия повелел лить воду
на поленья, сказав: Сделайте это трижды [3.Цар. 18. 34], и три раза так
сделали; также трижды Илия дунул на отрока и воскресил его9; три дня и три
ночи пророк Иона находился внутри кита10; три отрока погасили в Вавилоне
печь огненную"; тричисленным было услышанное пророком Исаией, видевшим
Серафимов своими глазами и, на небе пение ангелов, которые возглашали
Трисвятое: Сеят, свят, свят. Господь Саваоф! [Ис. 6. З]. В возрасте трех
лет была введена во храм, в святая святых, Пречистая Дева Мария13; в
тридцать лет Христос был крещен Иоанном в Иордане; трех учеников Христос
возвел на Фавор и преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес из
мертвых; трижды Христос после воскресения спросил: Петр. любить литы яеня?
[Ин.21.15—17]. Как же я говорю о числе три и не вспомню о великой и
страшной тайне Триединого Божества: в трех Святынях, трех Образах, трех
Ипостасях, в трех Лицах — Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и
Святой Дух, Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть, одно
владычество? Подобало и этому младенцу трижды прокричать еще в утробе
матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование того, что он будет
некогда учеником Троицы, что и сбылось, и многих приведет к разумению и
познанию Бога, уча своих словесных овец веровать во Святую Троицу,
Единосущную во Едином Божестве.
Не явное ли это указание на то, что с ребенком в будущем произойдут
удивительные и досточудные вещи! Не истинное ли это преобразование его
будущей жизни, которое исполнится впоследствии в его чудных деяниях!
Видевшие и слышавшие о первых знамениях должны верить и последующим
событиям. Еще до рождения святого Бог предызбрал его: не без особенной
цели, не вотще было дано на удивление многим это первое знамение, но оно
было предвестником всего, что совершилось впоследствии. Об этом мы
постарались рассказать, потому что повествуем о чудной жизни пречудного
человека.
Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в Ветхом и Новом
Законе: как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо было
особенным откровением от Бога. Мы не от себя это говорим, но заимствуем
примеры из Священного Писания и с нашим рассказом мысленно сравниваем
рассказы о других событиях: так, пророка Иеремию Бог освятил во чреве
матери, и, до рождения его предвидя, что Иеремия будет вместилищем Святого
Духа, все предвидящий Бог исполнил его благодатью с юных лет. Исаия же
пророк сказал: Так говорит Господь, призвавший меня из утробы, и, из чрева
матери избрав меня. Он назвал мое имя [Ис. 49.1]. Святой же великий пророк
Иоанн Предтеча еще в утробе матери познал Господа, носимого во чреве
Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл младенец радостно во чреве [Лк. 1.
44] матери своей Елизаветы, и ее устами пророчествовал; она воскликнула
тогда, говоря: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? [Лк.
1. 43]. О святом и славном пророке Илии Фесвитянине известно, что. когда
мать родила его, родители видели, как прекрасные и светлые лицами мужи
нарекли имя ребенку, повивали его в огненные пелены и питали его огненным
пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил об этом архиереям, на что
они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого ребенка будет светом, а
слово его — судом, и он будет судить Израиль оружием и огнем», что и
сбылось 14.
Святой Николай Чудотворец15, когда начали омывать его после рождения,
внезапно встал на ноги и стоял в ночвах16 полтора часа. О святом
преподобном отце нашем Ефреме Сирине 17 рассказывается, что, когда он
родился, родителям его было видение: на языке у младенца был посажен
виноградник, который вырос и наполнил всю землю, и птицы небесные прилетали
и клевали его плоды; виноградник означал разум, который будет дан святому.
О преподобном Алимпии столпнике 18 известно, что перед рождением ребенка
его мать видела такой сон: как будто она носила на руках своих красивого
ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у нее должен
родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой отец наш
преподобный Симеон Столпник, чудотворец19, подвизавшийся на Дивной горе,
был зачат по обетованию Предтечи Крестителя, который возвестил об этом
матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью, он не брал левый
сосок — Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования
заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20, чудотворец, был еще в
утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево. Эта
звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого Евфимия21
написано, что до рождения его, в одну из ночей, когда родители молились
вдвоем, им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь и утешьтесь!
Вот, Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо рождением его Бог
даровал радость Своим Церквам». Кроме того, в житии Феодора Эдесского22
написано, что родители его, Симеон и Мария, в молитве просили себе сына.
Однажды, в первую субботу Великого поста, когда они молились в церкви,
каждому из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им казалось,
что они видят великомученика Феодора Тирона вместе с апостолом Павлом,
стоявших и говоривших: «Воистину даром Божиим будет ребенок, который
родится, по имени Феодор» 23; что и сбылось- В житии святого отца нашего
Петра митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение. До
рождения его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на рассвете,
в воскресный день. его матери было такое видение: ей казалось, что она
держит на руках своих ягненка, а между рогов его растет дерево с
прекрасными листьями, покрытое многими цветами и плодами, и посреди ветвей
его горит множество свечей. Пробудившись, женщина недоумевала о значении
своего видения, на что оно указывает и что предзнаменует. Хотя видения
своего она и не поняла, но последующие события, достойные удивления,
показали, какими дарами Бог украсил Своего угодника.
Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание слушателей? Ибо
излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как изобильная пища
— враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча, за то, что я удлинил
рассказ: когда вспоминаются случаи и: житий других святых, приводятся
свидетельства в подтверждение и делаются сравнения, тогда разъясняются
досточудные деяния досто-чудного мужа, описываемые в нашей повести.
Досточудно было это возглашение его в утробе матери, досточудно было
воспитание его от младенческих пеленок. Этому ребенку подобало родиться с
чудесным знамением, благодаря которому прочие люди поняли, что у
удивительного лужа удивительны и зачатие, и рождение, и воспитание. Господь
ода-эил его Своей благодатью больше, чем других новорожденных младенцев, и
всеми этими знамениями предуказал Свой премудрый о нем Промысл.
Хочу также поведать о времени и годе, когда родился преподобный: в годы
правления благочестивого, славного и могущественного царя Андроника,
самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе
Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском; преподобный родился в
Русской земле в годы княжения великого князя тверского Димитрия
Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси.
когда приходило войско Ахмыла25.
Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение нескольких месяцев
после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его отняли от
груди матери, развернули из пеленок и вынули из колыбели. Ребенок дальше
рос, как и полагается детям; возрастая душой, телом и духом, он исполнялся
разума и страха Божия, и милость Божия была на нем; так он жил до
семилетнего возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.
У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три сына: первый
Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески
наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту,
Варфоломей же не сразу овладел чтением, но учился медленно и плохо.
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился
и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто
бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок
наедине часто со слезами молился Богу. говоря: «Господи! Дай мне выучить
грамоту, научи и вразуми меня».
ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ
БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ