Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат
Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.
за голода, посланного вам как испытание на короткое время, но если вы
будете терпеть с верой и благодарностью, то это испытание послужит вам на
пользу и доставит великую награду, потому что Божия благодать не дается без
искушения, об этом сказано в Лествице: «Без испытания огнем золото не
очищается; минует скорбь — дождемся радости, ибо сказано: Вечером
водворится плач, а наутро радость [Пс. 29.6]». Так и вы: сегодня терпите
недостаток хлеба и другой пищи, а завтра насладитесь в изобилии всем
потребным — и едой и питием. Я верую, что Господь не оставит этого места и
живущих в нем»,
Еще он беседовал с братией, как вдруг послышался стук в ворота.
Привратник посмотрел в
хлеба. Будучи сам очень голоден, он от радости не отпер ворота, но,
повернувшись, побежал к преподобному Сергию со словами: «Отче! Благослови
принесших хлебы! По твоим молитвам нам привезли много еды, и вот, она у
ворот». Преподобный повелел: «Отворите побыстрее ворота, пусть войдут».
Когда ворота отворились, монахи увидели телегу и корзины со снедью и
прославили Бога, пославшего им на землю все это — чудесно приготовленный
ужин, чтобы накормить и насытить алчущие души и напитать их в день голода.
Преподобный Сергий повелел монахам позвать к столу тех. кто привез
снедь, добавив: «Будучи голодными, насытьте сытых до сытости, накормите
ваших кормильцев, напитайте питающих вас, угостите и почтите их, ибо они
достойны угощения и почета». Хотя преподобный был очень голоден, он не
сразу попробовал принесенной приготовленной снеди, но приказал бить в било
и отправился вместе с братией в церковь, чтобы отслужить молебен и воздать
великую благодарность и похвалу Богу, Который не оставляет надолго Своих
рабов, терпящих ради Него. Выйдя из церкви, Сергий сел с братией за
трапезу, и перед ними были положены привезенные свежеиспеченные хлебы.
Преподобный сотворил молитву, благословил хлебы и, разломив, разделил между
своими иноками; все ели, насытились и прославили Бога, напитавшего их. А
хлебы были теплыми и мягкими, как будто только что испечены, и на вкус
чудесно сладкими, медвяными, как если бы они были пропитаны медовой
сладостью и ароматом, или испечены с маслом из благовонных семян, или в них
были добавлены благоуханные пряности,— такова была их постная сладость. В
древности Бог так же послал израильтянам55 в пустыне манну, о чем говорит
пророк Давид: Дождем, послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им. Хлеб
ангельский ел человек, пищу послал Бог им в изобилии, и они ели и
насытились весьма [Пс. 77. 23—25]. Тогда иноки воистину поняли, что
посланные им хлебы были пищей нерукотворной.
Так Господь воздал преподобному Сергию плод его четырехдневного
терпения и воздержания. Алчущий и страждущий, борясь с голодом, преподобный
все претерпел ради Бога, по слову пророка Давида: Терпение бедных не
погибнет до кониа [Пс. 9. 19]; плоды трудов твоих ешь; блажен ты и добро
тебе будет [Пс. 127. 2], В награду за гнилой хлеб Бог послал блаженному
сладкое брашно: за гнилой хлеб — не гнилые, но свежеиспеченные, сладкие,
благоуханные караваи, вместо тленных благ — наслаждение нетленными благами
уже на земле. И это в настоящей жизни, а в будущей Бог дарует наслаждение
благами не тленными, но вечными, не земными, но небесными, как сказал
апостол: Того глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не
приходило то, что приготовил Бог любящим Его и хранящим заповеди Его [1
Кор. 2. 9]. Не только Сергия, но и всякого, возлюбившего Бога, творящего
Его волю и хранящего Его заповеди, ждет великая награда.
За трапезой преподобный спросил: «Где тот брат, который роптал на
заплесневевшие хлебы? Пусть увидит, что ныне мы едим не заплесневевшие, но
сладкие и мягкие хлебы. Как не вспомнить, братие, слова пророка Давида: Я
пепел, как хлеб, ел и питие мое слезами растворял [Пс. 101. 10]», Потом
начали узнавать, чей это хлеб, кто его привез и кто послал. Братия смотрели
друг на друга, расспрашивали и допытывались между собой, но никто до конца
так и не смог понять случившегося, наконец преподобный спросил: «Разве я не
повелел вам позвать к столу тех, кто привез хлебы; где же они? Почему они
не пришли к началу трапезы?» Братия ответили: «По твоему слову мы их звали
отче, и спрашивали о хлебах: от кого они присланы. Но они только сказали
нам, что один христолюбец, человек богатый, прислал их издалека L/ергию и
живущей с ним братии». По повелению Сергия иноки вновь позвали приезжих на
обед, но те отказались, спеша отправиться в дорогу в другое место, и вскоре
исчезли из глаз. Удивительно было. что иноки и после расспросов не поняли и
не узнали, кто привез хлебы или кто послал их; придя к игумену, они с
изумлением говорили: «Отче! 'VBK хлебы, испеченные с пряностями и маслом,
могут быть теплыми. ведь они привезены издалека?» На следующий день в
монастырь вновь оыло привезено много снеди — еды и напитков. И на третий
день из других мест таким же образом, как мы описали, прибыли съестные
припасы.
Видя все это, игумен Сергий со всей братией прославил Бога: «Братия!
Уразумели ли вы, что Господь Промыслитель не оставит этого места и Своих
рабов, здесь живущих и соиночествующих, работающих Ему день и ночь и
терпящих все с верой и благодарением?» Старец напомнил инокам слова
апостола Павла: Имея пищу и одежду, тем довольны будем [1 Тим. 6. 8] и
продолжал: «Не будем заботиться ни о чем бесполезном, но будем уповать и
надеяться на Господа, Который может накормить и одеть нас и позаботиться
обо всем, потребном для нас, от Него будем ожидать всего нужного и
полезного для душ и тел наших. Будем молиться Богу, чтобы Он заботился о
нас, а более укрепимся в своей надежде на Него, ибо Он в древности накормил
в пустыне многие тысячи израильтян, ожесточенных и непокорных, и
впоследствии не раз насыщал многих: Одождил на них манну в пищу и хлеб
небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек, пищу послал Бог им в изобилии,
и они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25]. Они попросили — и налетели
перепелы. и Бог одождил на них, как пыль, мясо и, как песок морской, птиц
пернатых: они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25, 27, 29]. Сам Господь
отныне будет заботиться о нас. Разве истощилась Его сила или уменьшилась
Его забота о Своих созданиях? Нет, как в древние времена, так и теперь
Господь готов послать нам пропитание».
С того времени монахи положили больше не роптать в бедах и лишениях, и,
если случались скорби и недостаток самого насущного, они все терпели с
верой и надеждой на Господа Бога, имея залогом обетования преподобного отца
нашего Сергия.
ГЛАВА 8. О БЕДНОСТИ ОДЕЖДЫ СЕРГИЯ И О НЕКОЕМ КРЕСТЬЯНИНЕ
Здешние старцы рассказывали о преподобном Сергии, что новая одежда
никогда не покрывала его тело, он не носил ни одежды из немецкого сукна —
нарядного и разноцветного: голубого, багряного, коричневого или других
ярких цветов, ни одежды белой, мягкой или пышной, ибо сказано: Носящие
мягкие одежды находятся в домах царских [Мф, 11. 8]. Одежда его была из
простого сукна — сермяги, спряденной и вытканной из овечьей шерсти,
простой, некрашеной, небеленой, совсем не нарядной и грубой; эта сермяжная
риза преподобного была ветхой, не раз перешитой, не отстиранной,
испачканной, пропитанной многими его потами, иногда с заплатами.
В связи с нашим рассказом показателен следующий случай: в монастыре
было сукно — плохо вытканное, дурно окрашенное, некрасивое и ни на что не
годное, так что все братия с презрением отворачивались от него, гнушаясь
им. То один инок брал его и, немного подержав у себя, возвращал, потом
другой, третий, так что это сукно побывало у семи человек. Один лишь
преподобный Сергий не побрезговал им, но бережно взял ткань, благословил
ее, раскроил и сшил себе рясу, которую не погнушался носить. Надев эту
рясу, он уже не хотел снимать ее и выбросить, пока в течение года она не
обветшала вконец и не разорвалась. Из этого случая видно, до какой степени
старец возлюбил смиренномудрие, что не возгнушался и нищенского обличья.
Его повседневная одежда была очень бедной, так что если бы человек,
никогда не видевший и не знавший преподобного, встретил его в его обычной
одежде, то не поверил бы, что он тот самый игумен Сергий, но принял бы его
за одного из странствующих монахов, нищего и убогого, или за трудника,
выполняющего черную работу. Попросту говоря, блаженный был одет беднее и
хуже всех иноков своей обители, так что некоторые люди, не знавшие его,
могли обмануться и соблазниться его видом, что и происходило на самом деле;
о случае с одним крестьянином я постараюсь рассказать.
Слух о жизни преподобного прошел по разным землям, и многие люди
приходили издалека в монастырь, чтобы только посмотреть на Сергия, увидев
его, они возвращались восвояси, рассказывая о преподобном и дивясь его
жизни. Один человек — христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в
деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и
этим трудом добывавший себе пропитание, наслышавшись о преподобном Сергии,
возгорелся желанием его увидеть. Управившись с работой, этот крестьянин
пришел в монастырь. В то время преподобный Сергий копал лопатой землю в
огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия,
то, придя в обитель, он начал усердно разыскивать преподобного,
расспрашивая братию: «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и
славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» У
каждого встретившегося ему монаха этот крестьянин спрашивал о преподобном и
просил показать его. Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород.
Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог
дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в
разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица.
Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал
увидеть, и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал. И снова
он досаждал братии своими настойчивыми просьбами, говоря: «Почему вы не
показываете мне его? Я издалека пришел поклониться ему, и у меня есть
важное дело». На это иноки отвечали: «Мы показали тебе игумена, и ты видел
его в щель. Если же не веришь нам, то вскоре снова его увидишь»^ Но
крестьянин упорно отказывался им верить и стоял у огородной калитки, ожидая
Сергия неизвестно откуда.
Когда преподобный, закончив свое дело, вышел из огорода, монахи сразу
показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но
крестьянин, отвернувшись от блаженного, презрительно рассмеялся и сказал:
«Я пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту. Я
путешествовал издалека, надеясь получить пользу, но вместо пользы встречаю
только насмешки. Хотя я пришел в честную обитель, но не нашел полезного для
себя: вы глумитесь надо мной. Считая меня за сумасшедшего. Я надеялся
увидеть святого мужа Сергия в великой чести, славе и величии, ибо я так
слышал о нем. Но у того, на кого вы мне указываете, я не вижу ни чести, ни
славы, ни величия, ни красивой и многоценной одежды, ни служителей, которые
бы предстояли ему. ни слуг, которые бы немедленно выполняли его приказы, ни
множества рабов, которые бы прислуживали и воздавали честь своему
господину,— этот человек имеет вид нищего, обездоленного сироты; поэтому я
думаю, что он не тот, кого я ищу» — так говорил этот селянин-земледелец
монахам. Поистине он был селянином-невеждой, ибо не видел внутренними
очами, но смотрел только телесными глазами и не знал Священного Писания, в
котором премудрый Сирах пишет: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит
на сердце [1 Цар. 16. 7]. Этот крестьянин смотрел на внешнее, а не на
внутреннее, и, увидев бедную одежду блаженного и его труды на огороде, он
надсмеялся над добродетелью и нищетой старца, не веря, что это был тот
человек, о котором он столько слышал. Не доверяя тому, что ему говорили
братия, этот поселянин думал: «Мне рассказывали о величии, чести и славе
Сергия, но почтенный и прославленный человек не может жить в такой нищете и
скудости»,
Братия сказали игумену: «Мы не смеем ничего сказать твоему гостю ради
тебя, потому что боимся тебя, иначе мы давно бы отослали его из обители как
человека негодного и