Житие Сергия Радонежского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.

Вложенные файлы: 1 файл

СЕРГИЙ.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

за голода, посланного вам как  испытание  на  короткое  время,  но  если  вы

будете терпеть с верой и  благодарностью, то это испытание  послужит  вам  на

пользу и доставит великую награду, потому что Божия благодать не дается  без

искушения, об этом сказано  в  Лествице:  «Без  испытания  огнем  золото  не

очищается;  минует  скорбь  —  дождемся  радости,   ибо   сказано:   Вечером

водворится плач, а наутро радость [Пс. 29.6]». Так  и  вы:  сегодня  терпите

недостаток хлеба и  другой  пищи,  а  завтра  насладитесь  в  изобилии  всем

потребным — и едой и питием. Я верую, что Господь не оставит этого  места  и

живущих в нем»,

    Еще он беседовал   с  братией,  как  вдруг   послышался  стук  в  ворота.

Привратник посмотрел в окошечко и увидел, что к воротам кто-то привез  много

хлеба. Будучи сам  очень  голоден,  он  от  радости  не  отпер  ворота,  но,

повернувшись, побежал к преподобному Сергию со  словами:  «Отче!  Благослови

принесших хлебы! По твоим молитвам нам привезли много  еды,  и  вот,  она  у

ворот». Преподобный повелел:  «Отворите  побыстрее  ворота,  пусть  войдут».

Когда ворота отворились,  монахи  увидели  телегу  и  корзины  со  снедью  и

прославили Бога, пославшего им на землю все  это  —  чудесно  приготовленный

ужин, чтобы накормить и насытить алчущие души и напитать их в день голода.

    Преподобный Сергий повелел  монахам позвать  к  столу   тех.  кто  привез

снедь, добавив: «Будучи голодными,  насытьте  сытых  до  сытости,  накормите

ваших кормильцев, напитайте питающих вас, угостите и  почтите  их,  ибо  они

достойны угощения и почета». Хотя  преподобный  был  очень  голоден,  он  не

сразу попробовал принесенной приготовленной снеди, но приказал бить  в  било

и отправился вместе с братией в  церковь, чтобы отслужить молебен  и  воздать

великую благодарность и похвалу  Богу, Который не  оставляет надолго Своих

рабов, терпящих ради  Него.  Выйдя  из  церкви,  Сергий  сел  с  братией  за

трапезу, и перед  ними  были  положены  привезенные  свежеиспеченные  хлебы.

Преподобный сотворил молитву, благословил  хлебы и, разломив, разделил  между

своими иноками; все ели, насытились и прославили  Бога,  напитавшего  их.  А

хлебы были теплыми и мягкими, как  будто  только  что  испечены,  и  на  вкус

чудесно  сладкими,  медвяными,  как  если  бы  они  были  пропитаны  медовой

сладостью и ароматом, или испечены с маслом из благовонных семян, или в  них

были добавлены благоуханные пряности,—  такова была их  постная  сладость.  В

древности Бог так же послал израильтянам55 в пустыне манну,  о  чем  говорит

пророк Давид: Дождем, послал им манну в пищу и хлеб небесный  дал  им.  Хлеб

ангельский ел  человек,  пищу  послал  Бог  им  в  изобилии,  и  они  ели  и

насытились  весьма  [Пс.  77.  23—25].  Тогда  иноки  воистину  поняли,  что

посланные им хлебы были пищей нерукотворной.

    Так  Господь  воздал  преподобному  Сергию  плод  его   четырехдневного

терпения и воздержания. Алчущий  и страждущий, борясь с голодом,  преподобный

все претерпел ради  Бога,  по  слову  пророка  Давида:  Терпение  бедных  не

погибнет до кониа [Пс. 9. 19]; плоды  трудов твоих ешь;  блажен  ты  и  добро

тебе будет [Пс. 127. 2], В награду  за  гнилой  хлеб  Бог  послал  блаженному

сладкое брашно: за гнилой хлеб — не  гнилые,  но  свежеиспеченные,  сладкие,

благоуханные караваи, вместо тленных  благ — наслаждение  нетленными  благами

уже на земле. И это в настоящей  жизни, а в будущей  Бог  дарует  наслаждение

благами не тленными, но  вечными,  не  земными,  но  небесными,  как  сказал

апостол: Того глаз не видел, и ухо  не  слышало,  и  на  сердце  человеку  не

приходило то, что приготовил Бог любящим Его  и  хранящим  заповеди  Его  [1

Кор. 2. 9]. Не только Сергия, но и  всякого,  возлюбившего  Бога,  творящего

Его волю и хранящего Его заповеди, ждет великая награда.

    За трапезой преподобный  спросил:  «Где  тот  брат,  который  роптал  на

заплесневевшие хлебы? Пусть увидит, что ныне мы едим не  заплесневевшие,  но

сладкие и мягкие хлебы. Как не вспомнить, братие, слова  пророка  Давида:  Я

пепел, как хлеб, ел и питие мое  слезами  растворял  [Пс.  101.  10]»,  Потом

начали узнавать, чей это хлеб, кто его привез и кто послал. Братия  смотрели

друг на друга, расспрашивали и  допытывались между собой, но никто  до  конца

так и не смог понять случившегося, наконец преподобный спросил: «Разве я  не

повелел вам позвать к столу  тех, кто привез хлебы; где же  они?  Почему  они

не пришли к началу трапезы?»  Братия ответили: «По твоему слову  мы  их  звали

отче, и спрашивали о хлебах: от кого они присланы.  Но  они  только  сказали

нам, что один христолюбец, человек  богатый, прислал их  издалека  L/ергию  и

живущей с ним братии». По повелению  Сергия иноки вновь позвали  приезжих  на

обед, но те отказались, спеша отправиться  в дорогу в другое место, и  вскоре

исчезли из глаз. Удивительно было. что иноки и после расспросов не поняли  и

не узнали, кто привез хлебы или кто  послал  их;  придя  к  игумену,  они  с

изумлением говорили: «Отче! 'VBK хлебы, испеченные с  пряностями  и  маслом,

могут быть теплыми. ведь  они  привезены  издалека?»  На  следующий  день  в

монастырь вновь оыло привезено  много снеди — еды и  напитков.  И  на  третий

день из других мест таким же  образом,  как  мы  описали,  прибыли  съестные

припасы.

    Видя все это, игумен  Сергий со всей братией   прославил  Бога:  «Братия!

Уразумели ли вы, что Господь Промыслитель не оставит  этого  места  и  Своих

рабов, здесь живущих  и  соиночествующих,  работающих  Ему  день  и  ночь  и

терпящих  все  с  верой  и  благодарением?»  Старец  напомнил  инокам  слова

апостола Павла: Имея пищу и одежду, тем довольны  будем  [1  Тим.  6.  8]  и

продолжал: «Не будем заботиться ни о чем бесполезном,  но  будем  уповать  и

надеяться на Господа, Который может  накормить и  одеть  нас  и  позаботиться

обо всем,  потребном  для  нас,  от  Него  будем  ожидать  всего  нужного  и

полезного для душ и тел наших. Будем молиться Богу,  чтобы  Он  заботился  о

нас, а более укрепимся в своей  надежде на Него, ибо Он в древности  накормил

в  пустыне  многие  тысячи  израильтян,   ожесточенных   и   непокорных,   и

впоследствии не раз насыщал  многих: Одождил на  них манну в пищу  и хлеб

небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек, пищу послал Бог им в  изобилии,

и они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25]. Они попросили  —  и  налетели

перепелы. и Бог одождил на них, как пыль, мясо и, как  песок  морской, птиц

пернатых: они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25, 27, 29].  Сам  Господь

отныне будет заботиться о нас. Разве истощилась  Его  сила  или  уменьшилась

Его забота о Своих созданиях? Нет, как  в  древние  времена,  так  и  теперь

Господь готов послать нам пропитание».

    С того времени монахи  положили больше не роптать  в бедах и лишениях, и,

если случались скорби и недостаток  самого  насущного,  они  все  терпели  с

верой и надеждой на Господа Бога, имея залогом обетования преподобного  отца

нашего Сергия.

 

          ГЛАВА  8. О БЕДНОСТИ ОДЕЖДЫ СЕРГИЯ  И О НЕКОЕМ КРЕСТЬЯНИНЕ

 

    Здешние старцы рассказывали  о  преподобном  Сергии,  что  новая  одежда

никогда не покрывала его тело, он не носил ни одежды из  немецкого  сукна  —

нарядного и  разноцветного:  голубого,  багряного,  коричневого  или  других

ярких цветов, ни одежды белой,  мягкой  или  пышной,  ибо  сказано:  Носящие

мягкие одежды находятся в домах  царских [Мф, 11.  8].  Одежда  его  была  из

простого  сукна  —  сермяги,  спряденной  и  вытканной  из  овечьей  шерсти,

простой, некрашеной, небеленой, совсем не нарядной и грубой;  эта  сермяжная

риза  преподобного  была  ветхой,  не   раз   перешитой,   не   отстиранной,

испачканной, пропитанной многими  его потами, иногда с заплатами.

    В связи с нашим рассказом показателен  следующий  случай:  в  монастыре

было сукно — плохо вытканное, дурно окрашенное, некрасивое и ни  на  что  не

годное, так что все братия с  презрением  отворачивались  от  него,  гнушаясь

им. То один инок брал его и,  немного  подержав  у  себя,  возвращал,  потом

другой, третий, так что  это  сукно  побывало  у  семи  человек.  Один  лишь

преподобный Сергий не побрезговал  им, но  бережно  взял  ткань,  благословил

ее, раскроил и сшил себе рясу,  которую  не  погнушался  носить.  Надев  эту

рясу, он уже не хотел снимать  ее и выбросить, пока в  течение  года  она  не

обветшала вконец и не разорвалась. Из этого случая видно, до  какой  степени

старец возлюбил смиренномудрие, что  не возгнушался и нищенского обличья.

    Его повседневная одежда была очень бедной, так  что  если  бы  человек,

никогда не видевший и не знавший  преподобного, встретил его  в  его  обычной

одежде, то не поверил бы, что он тот самый игумен Сергий, но принял  бы  его

за одного из странствующих монахов,  нищего  и  убогого,  или  за  трудника,

выполняющего черную работу. Попросту говоря, блаженный  был  одет  беднее  и

хуже всех иноков своей обители, так что  некоторые  люди,  не  знавшие  его,

могли обмануться и соблазниться его  видом, что и происходило на самом  деле;

о случае с одним крестьянином я  постараюсь рассказать.

    Слух о жизни преподобного  прошел  по  разным  землям,  и  многие  люди

приходили издалека в монастырь, чтобы  только посмотреть  на  Сергия,  увидев

его, они возвращались восвояси,  рассказывая  о  преподобном  и  дивясь  его

жизни. Один человек — христианин, земледелец,  крестьянин-пахарь,  живший  в

деревне, которая находилась далеко от монастыря,  пахавший  плугом  землю  и

этим трудом добывавший себе пропитание, наслышавшись о  преподобном  Сергии,

возгорелся желанием его увидеть.  Управившись  с  работой,  этот  крестьянин

пришел в монастырь. В то время  преподобный  Сергий  копал  лопатой  землю  в

огороде для посадки овощей. Поскольку  крестьянин никогда  не  видел  Сергия,

то,  придя  в  обитель,   он   начал   усердно   разыскивать   преподобного,

расспрашивая братию: «Кто из вас  Сергий?  Где  мне  найти  этого  чудного  и

славного мужа, о котором столько  рассказывают?  Как  мне  его  увидеть?»  У

каждого встретившегося ему монаха этот крестьянин спрашивал о преподобном и

просил показать его. Ему  отвечали:  «Старец,  уединившись,  копает  огород.

Подожди  немного,  пока  он  не  выйдет».  Нетерпеливый  посетитель  не  мог

дождаться появления старца и, заглянув в щель забора,  увидел  блаженного  в

разодранной, ушитой заплатами  бедной  одежде,  трудившегося  в  поте  лица.

Крестьянин не мог и подумать, что это был тот,  кого  он  так  сильно  желал

увидеть, и не верил, что это был  тот, о котором он столько слышал.  И  снова

он досаждал братии своими настойчивыми  просьбами,  говоря:  «Почему  вы  не

показываете мне его? Я издалека  пришел  поклониться  ему,  и  у  меня  есть

важное дело». На это иноки отвечали: «Мы показали тебе игумена, и  ты  видел

его в щель. Если же  не  веришь  нам,  то  вскоре  снова его увидишь»^  Но

крестьянин упорно отказывался  им верить и стоял у огородной  калитки,  ожидая

Сергия неизвестно откуда.

    Когда преподобный, закончив  свое дело, вышел из огорода,  монахи  сразу

показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого  ты  желал  увидеть».  Но

крестьянин, отвернувшись от блаженного, презрительно  рассмеялся  и  сказал:

«Я  пришел  посмотреть  на  пророка,  а вы  мне   показываете   сироту.   Я

путешествовал издалека, надеясь получить пользу, но вместо  пользы  встречаю

только насмешки. Хотя я пришел в честную обитель, но не нашел  полезного  для

себя: вы глумитесь надо  мной.  Считая  меня  за  сумасшедшего.  Я  надеялся

увидеть святого мужа Сергия в великой  чести, славе  и  величии,  ибо  я  так

слышал о нем. Но у того, на кого вы мне указываете, я не вижу ни  чести,  ни

славы, ни величия, ни красивой и многоценной  одежды, ни служителей,  которые

бы предстояли ему. ни слуг, которые  бы немедленно выполняли его приказы,  ни

множества  рабов,  которые  бы  прислуживали  и   воздавали   честь   своему

господину,— этот человек имеет  вид нищего, обездоленного сироты;  поэтому  я

думаю, что он не тот, кого я ищу»  —  так  говорил  этот  селянин-земледелец

монахам. Поистине  он  был  селянином-невеждой,  ибо  не  видел  внутренними

очами, но смотрел только телесными  глазами и не знал Священного  Писания,  в

котором премудрый Сирах пишет: Человек смотрит на лицо,  а Господь смотрит

на сердце [1 Цар. 16. 7]. Этот  крестьянин  смотрел  на  внешнее,  а  не  на

внутреннее, и, увидев бедную одежду блаженного и его труды  на  огороде,  он

надсмеялся над добродетелью и  нищетой старца,  не  веря,  что  это  был  тот

человек, о котором он столько  слышал. Не  доверяя  тому,  что  ему  говорили

братия, этот поселянин думал: «Мне рассказывали о  величии,  чести  и  славе

Сергия, но почтенный и прославленный  человек не может жить в такой  нищете  и

скудости»,

    Братия сказали игумену: «Мы не смеем ничего сказать твоему  гостю  ради

тебя, потому что боимся тебя, иначе  мы давно бы отослали его из обители  как

человека негодного и бесчестного: этот селянин-невежа тебе не  воздал  чести

Информация о работе Житие Сергия Радонежского