Житие Сергия Радонежского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.

Вложенные файлы: 1 файл

СЕРГИЙ.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

 

    Родители  Варфоломея  сильно  скорбели,  а учитель весьма   огорчался

тщетности усилий своих. Все  печалились,  не  ведая  высшего  предначертания

Божественного Промысла, не зная о  том, что Бог сотворит с этим отроком,  что

Господь не оставит Своего  преподобного.  По  смотрению Божию нужно было,

чтобы книжное знание он получил  от Бога, а  не  от  людей,  что  и  сбылось.

Расскажем подробнее о том, как  благодаря Божественному явлению  он  научился

грамоте.  Однажды  отец  послал  отрока  искать  жеребят,  и  это  было   по

предначертанию Премудрого Бога, как  говорит Первая книга Царств  о  Сауле26,

который был послан отцом своим  Кисом отыскать ослиц: Саул пошел  и  встретил

святого пророка Самуила, которым  был помазан на  царство,  и  таким  образом

обрел жребий, высший по сравнению с обыденными  делами.  Так и блаженный

отрок получил дар, превосходящий  обычные дары:  будучи  послан  отцом  своим

Кириллом искать скот,  он   встретил  некоего  черноризца,  незнакомого  ему

старца, святого и чудного,  саном  пресвитера,  благообразного  и  подобного

ангелу, который стоял на поле  под  дубом  и  усердно  со  слезами  молился-

Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал  вблизи,

ожидая, когда тот кончит молитву.

    Помолившись, старец  взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами

избранный сосуд Святого Духа. Он  с  любовью  подозвал  Варфоломея  к  себе,

благословил его, поцеловал по христианскому  обычаю и спросил: «Что ты  ищешь

и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал:  «Душа  моя  желает  более  всего  знать

грамоту, для этого я отдан  был учиться. Сейчас душа  моя  печалится  о  том,

что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты,  святой  отче,  помолись  за

меня Богу, чтобы смог я научиться  грамоте».

    Старец воздел руки, возвел  очи к небу,  вздохнув  пред  Богом,  усердно

помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав  из  кармана,  он,

как некое сокровище,  тремя  пальцами  подал  Варфоломею  нечто  похожее  на

анафору 27,  с  виду  маленький  кусок  белого  пшеничного  хлеба  —  святой

просфоры, и сказал ему: «Открой  уста свои, чадо, возьми это и  съешь  —  это

тебе дается в знамение благодати  Бо-жией  и  понимания  Священного  Писания.

Хотя и маленькой кажется  частица, которую я даю  тебе,  но  велика  сладость

вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему  было  дано,  и  была

сладость во рту его. как от сладчайшего  меда. И он произнес: «Не об этом  ли

сказано: Как сладки гортани моей слова Твои!  Лучше  меда  устам  моим  [Пс.

118. 103], и душа моя  весьма  возлюбила  их».  Старец  ответил  ему:  «Если

веруешь, больше этого увидишь. А  о  грамоте,  чадо,  не  скорби:  знай,  что

отныне Господь дарует тебе хорошее  знание  грамоты,  большее,  чем  у  твоих

братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души.

    Отрок  поклонился  старцу,  и,  как  земля  плодовитая  и  плодоносная,

принявшая семена в сердце свое. он радовался  душой  и  сердцем  встрече  со

святым старцем. Старец хотел пойти  своей дорогой,  но  отрок  пал  на  землю

лицом к ногам старца и со слезами умолял его  поселиться  в  доме  родителей

его, говоря: «Мои  родители  очень  любят  таких,  как  ты,  отче».  Старец,

удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей.

    Увидев  старца,  они   вышли  ему  навстречу   и   поклонились.   Старец

благословил их, и в доме приготовили  трапезу для него.  Но  гость  не  сразу

отведал пищи, но сначала вошел  в моленную, то есть в часовню, взяв  с  собой

освященного в утробе отрока, и  начал петь  часы2а,  а  отроку  велел  читать

псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я  сказал

тебе, что с сего дня Господь  дарует тебе знание грамоты. Читай  слово  Божие

без  сомнения».  И  случилось  тогда  нечтс  удивительное:  отрок,   получив

благословение от старца,  начал  стихо-словить29  Псалтирь  очень  внятно  и

стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту. Над ним  сбылось  пророчество

премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так говорит  Господь:  Вот,  Я  дал

слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]». Родители же и  братья  отрока,  увидев

этс и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и  прославили

Бога, давшего ему такую благодать.

    Выйдя из часовни,  хозяева предложили старцу трапезу.  Старец  от.  ведал

пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо.  ляли  старца

остаться у них, спрашивая его  и говоря: «Отче господине  Побудь  еще.  чтобы

мы могли расспросить тебя и  ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие  и  нашу

печаль. Вот смиренный отрок  наш, кото рого ты  благословляешь  и  хвалишь  и

которому предсказываешь многим блага,  он  удивляет  нас,  и  печаль  о  нем

сильно  уязвляет  нас,  потому  что  с   ним   случилось   нечто   страшное,

удивительное и непонятное: когда  он  был  в  утробе  матери,  незадолго  до

своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в утробе  при

народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано  и не  видано

ничего подобного, и мы этого  боимся, не понимая,  чем  все  кончится  и  что

случится в будущем».

    Святой старец, провидя  духом будущее, сказал им: «О блаженная  чета!  О

прекрасные супруги, ставшие родителями такого  ребенка!  Зачем  вы  убоялись

страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь  и  веселитесь,

что вы сподобились родить такое  дитя, которого Бог  предызбрал  до  рождения

его и отметил еще в материнской  утробе.  Последнее  я  скажу  вам  и  потом

умолкну: знамением истинности моих слов будет для вас то,  что  после  моего

ухода отрок будет хорошо знать  грамоту и понимать  священные  книги.  И  вот

второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом  и  людьми

за свою  добродетельную  жизнь».  Сказав  это,  старец  собрался  уходить  и

напоследок промолвил такие  загадочные слова: «Сын ваш будет  обителью  Святой

Троицы  и  многих  приведет  вслед  за  собой   к   пониманию   Божественных

заповедей». Сказав эти слова, старец покинул дом; хозяева провожали  его  до

ворот, но он внезапно стал невидимым.

    Кирилл и Мария,  недоумевая,  решили,  что  это  был   ангел,  посланный

даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца  благословение

и запечатлев его слова в своих  сердцах,  возвратились  домой.  После  ухода

старца отрок внезапно постиг  всю  грамоту  и  чудесным  образом  изменился:

какую  бы  книгу  он  ни  раскрыл,  он  хорошо  читал и понимал ее.  Этот

благодатный отрок, от самых пеленок  познавший и  возлюбивший  Бога  и  Богом

спасенный, был достоин духовных дарований. Он жил, во всем  покоряясь  своим

родителям: старался исполнять их повеления и ни в  чем  не  выходить  из  их

воли, как повелевает Священное  Писание:  Чти  отца  своего  и  мать  свою  и

будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].

 

                           ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ

 

    Расскажем еще об одном  деянии этого блаженного отрока: как  он,  будучи

молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он  начал  строго

поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не  ел,  а  в

прочие дни питался хлебом и  водой;  по  ночам  святой  часто  бодрствовал  и

молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.

    Мать же, любя,  уговаривала   его:  «Дитя  мое!  Не  погуби  свою  плоть

излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще  мал,  тело  твое

растет и расцветает.  Никто,  будучи  молодым,  в  таком  юном  возрасте  не

соблюдает  столь  жестокого  поста,  как  ты;  никто  из  твоих  братьев   и

сверстников так строго не воздерживается от еды, как ты.  Ведь  есть  такие,

которые семь раз на дню поедят — с  утра  пораньше  начнут  и  поздно  ночью

кончат и пьют без меры. Ты же когда один раз днем поешь, когда и  ни  одного

раза,  но  через  день   питаешься.   Прекрати,   чадо,   такое   длительное

воздержание, ты не достиг еще зрелости, время для этого еще не настало.  Все

ведь хорошо, но в свое  время».  Блаженный  отрок  отвечал,  упрашивая свою

мать: «Не  уговаривай  меня,  мать  моя,  чтобы  не  пришлось  мне  невольно

ослушаться тебя, разреши мне  делать так, как я  делаю.  Не  вы  ли  говорили

мне: «Когда ты был в пеленках и  вколыбели, тогда каждую среду и  пятницу  ты

молока не ел». И это слыша, как  я могу в меру  своих  сил  не  стремиться  к

Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»

    На это мать ответила  ему: «Тебе  нет  еще   двенадцати  лет,  а  ты  уже

говоришь о своих грехах. Какие  же у тебя грехи? Мы не видим на  тебе  следов

твоих грехов, но видели знамения  благодати  и  благочестия,  того,  что  ты

избрал  благую  часть,  которая  не  отнимется  у  тебя».   Отрок   отвечал:

«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты  говоришь  как  чадолюбивая  мать,

которая  радуется  за  своих  детей,  движимая  естественной   любовью.   Но

послушай, что говорит Священное  Писание: «Никто да не похвалится  из  людей;

никто не чист пред Богом, если хотя бы один день  проживет  на  земле  [Иов.

14. 45]; никто не безгрешен,  только  един  Бог».  Не  слышала ли  ты,  что

Божественный Давид, думаю, о нашем  убожестве говорил: Вот,  я  в  беззаконии

зачат, и в грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]».

    Сказав так, он еще  больше прилепился к своему  первоначальному  благому

обычаю,  и  Бог  помогал  ему  в  добром  намерении.  Этот   совершенный   и

добродетельный отрок  еще  некоторое  время  жил  в  доме  родителей  своих,

возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не  ходил  и  не

участвовал в  их  забавах, бездельникам  и суетным людям не  внимал,  со

сквернословами  и  насмешниками  не  имел  общения-  Он  на   всякое   время

упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался,  прилежно  стоял  в  церкви

Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню и  часто читал священные

книги.

    Он непрестанно  всячески  изнурял  свое  тело  и   иссушал  свою  плоть,

соблюдая неоскверненной душевную и телесную  чистоту,  и  часто  наедине  со

слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о  чем  поведали  мне

мои родители, если  до  моего  рождения  Твоя  благодать,  Твое  избрание  и

знамение осенили меня, убогого, да  будет  воля  Твоя,  Господи!  Да  будет,

Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С  детства,  от  самой  утробы

матери всем сердцем и всей душой моей я прилепился  к Тебе,  от  чрева,  от

груди матери моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя  благодать

посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и  мать  моя

со временем оставят меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня  к  себе

и причисли меня к избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий.  С

детства избавь меня, Господи, от  всякой  нечистоты  и  скверны  телесной  и

душевной. Помоги мне, Господи, совершать  святые дела в страхе  Твоем.  Пусть

сердце мое возвысится к Тебе, Господи, и  все  прелести  этого  мира  да  не

усладят меня,  и  вся  красота  житейская  да  не  волнует  меня,  но  пусть

прилепится душа моя к Тебе Единому, и пусть воспринимает меня десница  Твоя.

Да не ослабну, услажденный мирскими красотами, и не попусти  мне  когда-либо

возрадоваться  радостью  мира  сего,  но  исполни  меня,  Господи,  радостью

духовной, радостью несказанной. сладостью  Божественной, а  Дух  Твой  благой

да наставит меня на  путь  истинный».  Старцы  и  прочие  люди,  видя  жизнь

отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет  этот юноша, которого  уже  с  детства

Бог сподобил столь великой добродетели?»

    До сих пор было  рассказано  обо  всем,  что   случилось,  когда  Кирилл

проживал в некоей деревне, находившейся в  Ростовском  княжестве,  вдали  от

города Ростова. Следует теперь рассказать и  о  переезде,  поскольку  Кирилл

переселился из Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я  мог

бы многое рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.

 

                  ГЛАВА 4. О ПЕРЕСЕЛЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ  СВЯТОГО

 

    Раб Божий Кирилл, о  котором шла речь, прежде владел  большим  имением  в

Ростовской области,  он  был  славным  и  именитым  боярином,  имел  большое

богатство, но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность. Скажем  и

о том, как и почему он обнищал: из-за  частых  хождений  с  князем  в  Орду,

частых набегов татар на  Русь,  частых  татарских  посольств,  из-за  многих

тяжких даней и сборов ордынских, из-за частого недорода хлеба. Но хуже  всех

этих бед было великое нашествие  татар  во  главе  с  Федорчуком  Туралыком,

случившееся в то время, после которого в течение года продолжались  насилия,

потому что великое княжение досталось  великому  князю  Ивану  Даниловичу и

Ростовское княжество также  отошло к Москве30. Горе, горе тогда  было  городу

Ростову, а особенно ростовским князьям, так как у них  были  отняты  власть,

княжество, имения, честь и слава,—  все отошло к Москве.

Информация о работе Житие Сергия Радонежского