Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа
В современной литературе не существует единого мнения по вопросу об истоках грузино-абхазского конфликта. По словам директора Исследовательских программ Фонда «Гражданская инициатива и человек будущего» (Абхазия) Лейлы Тания, «неофициально распространена концепция, согласно которой противостояние абхазов и грузин не такое острое, как, скажем армян и азербайджанцев, и «образ врага» возник только в ходе войны и после нее. К сожалению, столь поверхностный взгляд на историю и реалии грузино-абхазского конфликта укрепился и в ряде международных организаций...
Неурегулированность отношений между мятежной автономией и Грузией, наличие многотысячных групп грузинских беженцев является постоянным источником напряжённости на Кавказе, средством давления на руководство Грузии.6
В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с сепаратистами, начала постепенно восстанавливать трансграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму. Существенной поддержкой сепаратистского режима, по мнению Грузии и многих членов международного сообщества, является выплата населению российских пенсий и пособий, ставшая возможной после предоставления российского гражданства значительной части (более 90 %) населения Абхазии в рамках обмена советских паспортов.
В начале сентября 2004 возобновилось прерванное 12 лет назад железнодорожное движение по маршруту Сухум-Москва. Для восстановления дороги в Абхазию из Ростова была доставлена специальная техника, в том числе три вагона шпал. Было восстановлено 105 км железнодорожного полотна, более 10 км тоннелей.
В конце сентября 2004 было установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухумом. При этом российско-грузинская граница на Военно-Грузинской дороге была, наоборот, на некоторое время закрыта после теракта в Беслане.
Несмотря на оживление российско-абхазских контактов, экономика Абхазии (промышленность и туристический бизнес) так и не восстановлены в полном объёме, что и неудивительно если вспомнить о тотальной блокаде "мятежного" региона.
Глава II. Состояние диалога и позиции сторон
2.1. Состояние диалога и позиции сторон
Грузино-абхазский конфликт является одним из сложных конфликтов на всем постсоветском пространстве и все еще остается неурегулированным из-за диаметрально противоположных позиций сторон. Несмотря на неоднократные заявления Тбилиси о приверженности принципам мирного урегулирования конфликта, определенные политические круги в Грузии все еще рассматривают силовое решение абхазской проблемы как один из возможных и вполне реальных вариантов разрешения конфликта. События в Кодорском ущелье предельно обострили внутриполитический кризис в Грузии и осложнили внутриполитическую ситуацию в Абхазии накануне парламентских выборов, когда обострилась внутриполитическая борьба различных политических сил. Структурировавшаяся за последние два года оппозиция в Абхазии подвергла критике действия абхазских властей, в частности уровень обороноспособности.7 В свою очередь часть грузинской общественности осудила провокационные действия грузинских силовиков в Абхазии и призвала грузинские власти к ответственности.8 Сложно прогнозировать как будут развиваться события в ближайшем будущем, но ясно, что обострение грузино-абхазского конфликта усилило геополитическое противостояние в регионе.
Позиция Грузии. Официальная позиция Грузии по определению статуса Абхазии базируется на незыблемости территориальной целостности государства и других общепринятых норм международного права. Грузинское правительство добивается большого вовлечения в конфликт международного сообщества. Президент Грузии настаивает на интернационализации миротворческих сил с привлечением международного контингента. Несмотря на то, что западные страны отказались проводить в регионе политику "принуждения к миру", грузинские власти все еще рассчитывают на поддержку НАТО для разрешения одной из главных проблем - восстановление территориальной целостности государства. Все это -ориентация Грузии на Запад и игнорирование российских интересов в регионе -осложнило российско-грузинские отношения. Нынешний уровень взаимоотношений между Грузией и Россией осложнен также чеченской проблемой: отказом Грузии от тесного сотрудничества с Россией в пресечении боевиков в районе Панкисского ущелья и как следствие этого, введение Россией визового режима.
Позиция Абхазии. С начала переговорного процесса российская дипломатия перестала принимать во внимание интересы абхазской стороны и выступила откровенным лоббистом грузинских интересов. Но с 1999г. наметилось определенное потепление абхазско-российских отношений. <Вполне очевидно, что стабильность в Кавказском регионе, в частности в Абхазии, соответствует интересам национальной безопасности России>.
Роль России. С начала грузино-абхазской войны Россия играла значительную роль в происходивших событиях. По мнению некоторых экспертов, на протяжении 1992-1993гг. Россия не имела единой политики в отношении грузино-абхазского конфликта. <Было не ясно, что больше соответствует русским интересам: видеть Грузию сильной и единой или слабой и расчлененной>.9(4). Но с приходом к руководству страны Путина, политика России в регионе становится более прагматичной. Москва перестает рассматривать Грузию в качестве своего единственного стратегического союзника на Кавказе, и меняется отношение к грузино-абхазскому противостоянию. <Можно сделать вывод, что российские власти начали выстраивать систему обеспечения собственных геополитических интересов в Закавказье на принципиально новой основе>.10
Роль ООН и ОБСЕ. В урегулировании грузино-абхазского конфликта участвуют ООН и ОБСЕ.. С 1993 г. под эгидой ООН проходят Женевские переговоры. Но взаимоотношения ООН и России как посредников были и остаются достаточно напряженными. Российское правительство не может допустить окончательного урегулирования конфликта в ходе переговорного процесса, контролируемого не Россией, а ООН, т.к. это приведет к дальнейшему снижению российского влияния в регионе, что противоречит ее национальным интересам.
Отношения между Грузией и Россией находятся сегодня в напряженном состоянии. В двусторонних отношениях сохраняется взаимное недоверие и подозрения. Поддержка Россией сепаратизма самопровозглашенных республик рассматривается Грузией главным камнем преткновения на пути к нормализации двусторонних отношений. Для России таким основным фактором в целом является ставка Грузии на интеграцию в евроатлантические структуры и ее противодействие российским интересам на Кавказе.
Как мне представляется, вооруженный конфликт в августе 2008 г. стал во многом следствием того, что в Москве на каком-то этапе осознали необратимость дрейфа Тбилиси в сторону Запада и неэффективность прежней внешнеполитической линии на грузинском направлении. Это происходило на фоне стратегического продвижения США и НАТО в Восточной Европе и на Среднем Востоке, что болезненно воспринималось Россией. Уязвленная позицией Запада, Москва не видела для себя необходимости сдерживать стремящихся к отделению от Грузии республик.
После вооруженного конфликта и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии дипломатические отношения между Россией и Грузией были разорваны. На территории республик были размещены российские военные базы, а также подписаны двусторонние соглашения, предоставляющие Абхазии и Южной Осетии гарантии военной безопасности со стороны России.
Для Грузии произошедшее - это оккупация ее территории. Соответственно, власти Абхазии и Южной Осетии рассматриваются Тбилиси марионеточными режимами, управляемыми из Москвы. Мирное урегулирование с Россией для Грузии предполагает, прежде всего, восстановление территориальной целостности страны и вывод российских войск на исходные позиции.
В свою очередь, Россия поддерживает позицию Южной Осетии и Абхазии, которые провозгласили себя самостоятельными государствами, и признает их независимость. В течение двух последних лет Россия добилась определенных успехов в вопросе международного признания самопровозглашенных республик. Помимо России Абхазию и Южную Осетию официально признали Никарагуа, Венесуэла и Науру. В настоящее время Грузия ставит себе заслугу то, что процесс признания приостановился.
Следует отметить, что интенсивный обмен взаимными обвинениями и недружественными шагами за последний год заметно снизился. Тема российско-грузинских отношений ушла из актуальной повестки дня между Россией и Западом. Администрация Обамы заинтересована не отталкивать от себя Россию для обеспечения взаимодействия по ряду международных и региональных вопросов. Как мы видим, сейчас у Запада другие проблемы, и грузинская тема «заморожена» на неопределенное время.
Насколько долго продлится такая ситуация – зависит от развития международной и региональной обстановки. У самой Грузии рычагов давления на Россию в данном вопросе практически нет. Абхазия и Южная Осетия находятся под защитой России, обладающей превосходящей военной мощью. Попытки оказания давления на Россию с привлечением США, международных организаций и европейских структур пока не увенчались успехом.
Кроме того, сам М. Саакашвили как партнер по переговорам Россию категорически не устраивает. Как заявили российские власти, «с нынешним руководством Грузии нам говорить не о чем».
Речь идет не только в том, что Москва стремится выставить грузинского президента «хромой уткой», но и о том, что Россия не заинтересована в принципе пересматривать выгодные для нее итоги вооруженного конфликта. Россия заявила, что не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии, и предложила двигаться в переговорном процессе вперед, отталкиваясь от новых реалий.
В январе 2010 г. в Грузии была обнародована Государственная стратегия по отношению к оккупированным территориям, отражающая позицию официального Тбилиси в отношении самопровозглашенных республик. Во главу угла стратегия ставит реинтеграцию утраченных территорий и населения в конституционное пространство Грузии и деоккупацию страны. Стратегия исключает возможность решения конфликтов военным путем, только мирными и дипломатическими средствами путем вовлечения в сотрудничество.
В России и двух республиках принятие Грузией новой стратегии приняли скептически, как несоответствующую сложившейся реальности. Несомненно, Тбилиси продолжит усилия по возвращению двух самопровозглашенных республик в состав Грузии, но без особой надежды на успех. Восстановления территориальной целостности страны в ближайшие годы добиться не удастся. Наблюдатели в данном случае проводят прямые аналогии с ситуацией вокруг Северного Кипра.
2.2. Диалоговые площадки
Теперь несколько слов о ходе переговорного процесса. Ключевым механизмом по урегулированию ситуации в зоне конфликта являются Женевские переговоры по безопасности на Кавказе, в которых принимают участие представители Грузии, России, Южной Осетии, Абхазии, а также США, ЕС, ОБСЕ и ООН.
Начиная с 15 октября 2008 г, в общей сложности прошло 15 раундов Женевских переговоров. Последний, 15-й по счету раунд переговоров состоялся 4 марта с.г. Ни по одному из вопросов достигнуть прогресса сторонам не удалось.
Требования Грузии на переговорах можно свести к следующим трем основным пунктам:
- во-первых, взятие Россией обязательства о неприменении силы против Грузии;
- во-вторых, создание международных механизмов безопасности и их размещение на «оккупированных территориях». Под механизмами безопасности в настоящее время речь идет международных полицейских силах.
- в-третьих, возвращение беженцев и вынужденно перемещенных лиц в свои дома.
Кроме того, Грузия требует полной деоккупации страны.
23 января 2011 г. в письменной форме президент М. Саакашвили взял на себя обязательство не использовать силу для восстановления территориальной целостности страны /3/. Теперь грузинская сторона ожидает, что Россия также примет на себя юридически оформленное аналогичное обязательство.
Россия не считает себя стороной конфликта и предлагает Грузии подписывать соглашения о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией.
Относительно создания международных механизмов безопасности и допуска международных наблюдателей Абхазия и Южная Осетия продолжают придерживаться прежней линии, выступая против международного присутствия на своих территориях.
Сторонам не удалось прийти к соглашению и по третьему вопросу. Как известно, 7 сентября 2010 г. Генеральная ассамблея ООН поддержала Грузию, приняв по предложению грузинской стороны резолюцию, подтверждающей право беженцев на возвращение домой на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию. Самопровозглашенные республики к массовому наплыву временных переселенцев не готовы, обоснованно полагая, что это приведет к нестабильности и обострению проблемы их бывшей собственности.
По-разному стороны интерпретируют условия выполнения плана Медведева-Саркози. Так, Грузия настаивает на выполнении Россией 5 пункта данного Плана касательно вывода вооружённых сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий. Россия обязательство вывести свои вооруженные силы с территории Грузиисчитает выполненным, что было осуществлено формально 9 октября 2008 г. Территория Абхазии и Южной Осетии, где после конфликта были размещены российские военные базы, в расчет Россией не принимаются.
6 пункт Плана Медведева-Саркози предполагает создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии. Как известно, в связи с завершением мандата деятельность на территории Грузии в 2009 г. были вынуждены прекратить миссии наблюдателей ОБСЕ и ООН в Южной Осетии и Абхазии соответственно. В приграничных районах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, действует в настоящее время только миссия наблюдателей ЕС (МНЕС), их задачей является наблюдение за выполнением сторонами конфликта «Плана Медведева-Саркози». Европейским наблюдателям также отказано в допуске на территорию самопровозглашенных республик. Причиной отказа со стороны Сухуми и Цхинвали является их прогрузинская позиция и отказ данных организаций разместить отдельные миссии на их территории, чему препятствуют грузинские власти.