Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа
В современной литературе не существует единого мнения по вопросу об истоках грузино-абхазского конфликта. По словам директора Исследовательских программ Фонда «Гражданская инициатива и человек будущего» (Абхазия) Лейлы Тания, «неофициально распространена концепция, согласно которой противостояние абхазов и грузин не такое острое, как, скажем армян и азербайджанцев, и «образ врага» возник только в ходе войны и после нее. К сожалению, столь поверхностный взгляд на историю и реалии грузино-абхазского конфликта укрепился и в ряде международных организаций...
Ситуация складывается вполне драматическая и время покажет, как все стороны – Грузия, Абхазия, Россия и США, справятся с этими нелегкими вызовами, без дестабилизации и без серьезного ухудшения международных отношений. Идеальной ситуации отвечал бы цивилизованный развод Абхазии и Грузии, наподобие того, что был между Чехией и Словакией, или Сербией и Черногорией. Однако, учитывая высказывания и действия грузинских лидеров, этот сценарий пока не стоит на повестке дня в Тбилиси. Так, на 13 июня 2006г. встрече между Путиным и Саакашвили в Санкт-Петербурге грузинский президент заявил: «Грузия – маленькая красивая страна, и лучше ее оставить в покое. Нам больше нечего отдавать. Ни метра осетинской или абхазской территории никто не получит».57
И, тем не менее, ни военного, ни мирного решения проблемы Абхазии нет, это понимают, кажется, все так или иначе вовлеченные в конфликт стороны. Для абхазов сама идея вхождения в Грузию равносильна тому, как если бы предлагать предоставление «широкой автономии» в рамках России самой Грузии, Украине или Эстонии.
Что было бы разумным в этой ситуации для Грузии? Понять, что Абхазию не вернуть ни с помощью России, ни с помощью НАТО и отказаться от стремления ее контролировать, наподобие того, как Ельцинская Россия отказалась от претензий на 14 советских республик и признала их независимость. Как нельзя восстановить Советский Союз или Югославию, точно так же невозможно восстановить Грузинскую ССР с ее автономиями. Это хотя и весьма болезненный, но единственный достойный выход из перманентного кризиса грузинской государственности – признать Абхазию прежде, чем ее признают другие. Лучше иметь на своих границах доброго предсказуемого соседа, чем территорию, которая как якорь будет удерживать развитие страны и которую все равно назад не вернуть. Чем скорее придет понимание этого, тем скорее мы увидим окончательное разрешение грузино-абхазского конфликта.
Связь между черноморской интеграцией и грузино-абхазским урегулированием, несомненно, имеется и связь эта прямая. От мирного решения грузино-абхазского конфликта напрямую зависит безопасность, стабильность и перспективы экономической интеграции всего черноморского региона.58 Но при этом очень многое зависит от позиции и действий Грузии, России и США. Абхазия же свою позицию выстроила и я не вижу на нынешний момент ни внутренних, ни внешних сил, которые смогли бы эту позицию поколебать. Это – построение независимого демократического государства и развитие равноправного добрососедского сотрудничества со всеми странами региона. Стремление к свободе и независимости не может быть привилегией избранных, и Абхазия свое право на самостоятельное развитие в течение все своей постсоветской истории уже доказала.
При всей сложности положения населения
непризнанной Абхазии, по ряду важных
показателей оно является более
благоприятным, чем в Грузии. В
Абхазии практически нет перебо
В настоящее время фактический
уровень доходов населения
Причина неудачи мирных переговоров по урегулированию грузино-абхазского конфликта заключается в первую очередь в несбалансированном подходе к сторонам конфликта. Грузинская сторона и выступавшие на ее стороне по большинству позиций посредники надеялись добиться быстрых результатов путем оказания политического и экономического давления на абхазскую сторону. В сложившейся после грузино-абхазской войны ситуации такие требования были совершенно неприемлемы для абхазской стороны и лишь вызывали ужесточение ее позиции.
Возможность выхода переговорного процесса из тупика может стать реальной только в случае осуществления комплекса политических, экономических и социальных мер по снижению уровня напряженности в грузино-абхазских отношениях.
Эффективным путем создания основы для политического компромисса и нормализации межэтнических отношений в масштабах всего грузинского государства могла бы стать реформа государственной власти в направлении демократизации и создания федеративного государства с учетом интересов всех проживающих в стране народов и конфессиональных групп. О начале подобной реформы было заявлено несколько лет назад.
В настоящее время у населения Абхазии господствует убеждение, что современное грузинское государство является враждебным и остается главной причиной всех бед и несчастий. В условиях господства подобных общественных настроений достижение компромисса в грузино-абхазском конфликте путем переговоров не представляется возможным. Очевидно, что изменить подобные настроения могут только реальные меры по прекращению деятельности диверсионных групп.
Мирное урегулирование грузино-абхазского конфликта возможно только в случае создания для него надежной экономической основы. Она может быть создана путем осуществления специальных проектов экономического развития в масштабах всего южнокавказского региона, в сочетании с локальными проектами по развитию отдельных районов.
Действенным средством восстановления единого экономического пространства Грузии могло быòü стать разблокирование существующих путей сообщения и в первую очередь железной дороги, связывающей республики Южного Кавказа с Россией через территорию Абхазии. Восстановление утраченных экономических связей могло бы стать важным шагом в направлении восстановления территориальной целостности Грузии.
Достижение урегулирования сильно затрудняется особенностями массового сознания и господствующими на Южном Кавказе негативными стереотипами восприятия соседних народов. Осуществление специальных образовательных и научных проектов, направленных на изживание подобных негативных стереотипов, могло бы стать важным фактором в изменении общественных настроений. Положительную роль могли бы сыграть демонстративно примирительные акции грузинского руководства, к примеру, помощь в восстановлении сожженного во время войны Государственного архива Абхазии, в восстановлении библиотечных и музейных фондов.
Снижению уровня напряженности
в грузино-абхазских отношениях
могла бы содействовать специальная
международная программа по изучению
и улучшению положения
В первую очередь необходимо выяснить
современное состояние
При рассмотрении вопроса о возвращении конкретных семей беженцев на прежнее место жительства необходимо выяснить отношение к этому местного населения, их соседей. Для этого представляется целесообразным выработать под эгидой международных гуманитарных организаций специальную программу поездок грузинских беженцев в прежние места проживания для ознакомления с реальной ситуацией.
Опыт стихийного возвращения грузинских беженцев в разные районы Абхазии позволяет сделать вывод о том, что в случае, если они не были участниками военных действий и не наносили своим соседям ущерба в период военных действий, после возвращения не возникает особых проблем в их отношениях с местным населением. Более того, многие из возвратившихся фактически находятся под защитой своих соседей, что дает реальную возможность обеспечить их безопасность.
Одновременно с осуществлением реальных шагов по возврату грузинских беженцев в Абхазию в современной ситуации необходимо обеспечить их достойное существование в местах нынешнего проживания. В частности, необходимо наладить эффективный международный контроль над распределением поступающей в адрес беженцев гуманитарной помощи и финансовых средств.
В сложившейся ситуации представляется чрезвычайно важным предпринять меры по снижению уровня военного противостояния в зоне грузино-абхазского конфликта. В настоящее время наиболее взрывоопасной точкой Абхазии является Кодорское ущелье, фактически находящееся вне зоны контроля грузинского и абхазского руководства. Существующий режим патрулирования Кодорского ущелья со стороны международных военных наблюдателей не является эффективным. В этих условиях территория Кодорского ущелья может превратиться в базу деятельности чеченских и международных террористов.
В настоящее время в ущелье постоянно находится несколько десятков чеченских боевиков и есть основания полагать, что масштабы чеченского присутствия будут увеличиваться. Установление эффективного контроля над Кодорским ущельем в приемлемых для всех заинтересованных сторон формах могло бы стать действенным средством снижения существующего уровня военного противостояния.60
Мирное урегулирование грузино-абхазского и аналогичных имеющихся в Грузии конфликтов возможно в том случае, если для национальных окраин станет политически и экономически выгодным нахождение в составе единого грузинского государства. Это может стать реальным в случае демократизации общественной жизни, преодоления экономического кризиса и ускоренного экономического развития Грузии. Поэтому восстановление территориальной целостности Грузии мирным путем не может быть быстрым по своим срокам, однако в исторической перспективе именно этот путь представляется наиболее плодотворным.
Альтернативным мирному и
Итак, план урегулирования грузино-абхазского конфликта.
Признание независимости Абхазии при условии ее преобразования в конфедерацию двух общин/регионов: абхазского и грузинского – Конфедерация Апсны-Абхазети. Внимание! Речь идет не об одном из старых планов конфедерации Грузии и Абхазии, а именно о конфедерации двух общин/регионов внутри Абхазии. Без права одностороннего расторжения конфедеративных отношений в течение определенного периода.
Максимальное самоуправление регионов, минимальные полномочия центрального правительства (как минимум, коллегиальные министерства: 1. иностранных дел, 2. экологии и МЧС, 3. сквозных коммуникаций, 4. совместных проектов). Президент и вице-президент с правом вето, парламенты регионов одновременно – две палаты парламента Конфедерации. Русская, армянская и другие этнические общины выбирают принадлежность к той или иной политической общине.
Границы абхазского (Апсны) и грузинского (Абхазети) регионов. Сегодня этническими грузинскими территориями являются Гальский район (в старых, широких границах 1991 года до реки Охурей) и малонаселенное Кодорское ущелье. Грузинское население городов Гагра, Сухуми, Гульрипш (фактически часть Сухуми, как и аэропорт Бабушара), Очамчира, сел Очамчирского района было изгнано.
В Гальском районе и Кодорском ущелье невозможно дополнительно поселить 150-200 тыс. грузинских беженцев. Таким образом, необходимейшее условие урегулирования – обмен Кодорского ущелья (в пользу Апсны) на большую часть Очамчирского района (в пользу Абхазети). Так, чтобы граница регионов проходила по Кодорскому хребту и реке Кодори.
Очамчирский район и Кодорское ущелье примерно равны по территории. Да, первый имеет больший экономический потенциал. Но и Кодорское ущелье имеет важное значение для абхазского региона Апсны. В частности, здесь проходит трасса планируемой к реконструкции дороги Сухуми – Омаришара – Теберда – Черкесск («Военно-Сухумская дорога»).
Между устьем Кодори и городом Очамчира строится новый город (район единого города) – «Новый Сухуми» или просто «Сухуми» в отличие от абхазского «Сухум» (сравните: Валга-Валка в Латвии и Эстонии, Тешин-Цешин в Чехии и Польше). Если Новый Сухуми получит статус международного гуманитарного проекта, то его реализация – вопрос 5-6 лет.
Абстрагируясь от обещаний политиков (включая клятвенные обещания), следует признать, что предлагаемая формула – единственная, которая позволяет вернуть в Абхазию любое количество грузинских беженцев без угрозы безопасности абхазов. Аналогичный план для Южной Осетии (Конфедерация Алания-Самачабло).
Расстояние между центрами Сухума и Сухуми составит 35-40 км – 20-25 минут по автостраде, которая, конечно, тоже будет построена. (А железную дорогу обязательно нужно перенести подальше от моря.) Можно не сомневаться, через несколько лет люди начнут ездить через Кодори. Так, как сегодня ездят в «чужой регион» сербы, мусульмане и хорваты Боснии и Герцеговины.