Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, реферат
Тенденциозные измышления об ассасинах, получившие хождение благодаря враждебно настроенным европейским и мусульманским авторам Средневековья, долгое время служили основным источником сведений об исмаилитах низаритах для многих ведущих востоковедов XIX века, в частности Сильвестра де Саси. Этот деформированный образ низарита, не имеющий ничего общего с действительностью, вплоть до недавнего времени занимал прочное положение в умах ученых Запада. Однако прямой доступ к подлинным исмаилитским документам послужил прорыву в научных исследованиях исмаилизма, позволил отделить миф о низаритах, широко распространенный в средние века, от реальности.
Ассасины
Фархад Дафтари
Зарождение и начало сложения легенд
об ассасинах
Дафтари Ф. Легенды об ассасинах.
Мифы об исмаилитах. - М.: Ладомир, 2009, с.
9-17, 84-116
ПРЕДИСЛОВИЕ
Крупную общину мусульман шиитов – исмаилитов
низаритов – в средневековой Европе знали
как «ассасинов». Широкое хождение это
уничижительное наименование – производное
от слова «гашиш» – получило благодаря
крестоносцам и их европейским хронистам,
столкнувшимся в первые десятилетия XII
века на Ближнем Востоке с представителями
этого таинственного братства. Европейцы,
в то время не слишком знакомые с исламом,
принципами мусульманского вероисповедания
и обрядностью, привозили из путешествий
и походов одну за другой истории о тайном
Ордене ассасинов и его предводителе —
загадочном Старце Горы. Благодаря Марко
Поло эти легенды со временем претворились
в автономное собрание рассказов об ассасинах
и зажили собственной жизнью, а само слово
«ассасин» («assassin»), этимология которого
растворилась в прошлом, вошло в европейские
языки как имя нарицательное и стало означать
убийцу.
Тенденциозные измышления об ассасинах,
получившие хождение благодаря враждебно
настроенным европейским и
ВВЕДЕНИЕ
Западному читателю, знакомому с
введением Эдварда Фицджеральда
к его английскому переложению
«Рубайата» Омара Хаййама, хорошо известна
«История о трех товарищах». В ней имя
персидского поэта и астронома Омара Хаййама
связано с именами вазира Сельджукидов
Низам ал-Мулка и Хасана Саббаха — основателя
так называемого Ордена ассасинов. Согласно
этому повествованию, в юности все три
популярных в Персии героя были в Нишапуре
учениками одного школьного наставника.
В то время они поклялись друг другу, что
первый достигший успеха в жизни поможет
в карьере и друзьям. Первым добился положения
и власти Низам ал-Мулк — стал вазиром
в сельджукском султанате. Положив стипендию
Омару и добившись высокой должности для
Хасана, он сдержал слово, данное в юности.
Однако вскоре Хасан превратился для Низама
в опасного соперника, и вазиру пришлось
немало потрудиться, чтобы опорочить конкурента
в глазах султана. Поклявшись отомстить,
Хасан отправился в Египет, где овладел
секретами веры исмаилитов. По возвращении
в Персию он создал тайную организацию
и взялся терроризировать Сельджукидов.
Первой жертвой ассасинов Хасана стал
сам Низам ал-Мулк. Таково одно из самых
распространенных на Востоке преданий,
связанных с исмаилитами низаритами.
С XII века низариты оказались героями многих историй и на Западе. Первое столкновение европейцев — франков, участников Крестовых походов за освобождение Святой Земли, — и живущей в Сирии общины мусульман шиитов, получивших известность в Европе как ассасины, произошло в самом начале XII века. В то время исмаилиты низариты Персии под водительством целеустремленного Хасана Саббаха еще только основали свое государство, создав реальную угрозу гегемонии тюрок сельджуков в мусульманских владениях. Сирийские же исмаилиты низариты оказались участниками сложной системы союзов и конфронтации с мусульманскими и христианскими правителями. Последние, что понятно, не были заинтересованы в сколь-либо точном описании не только своих соседей исмаилитов, но и любого другого мусульманского сообщества Латинского Востока. Посему крестоносцы и их западные летописцы выступили в роли передатчиков множества вымышленных историй, например, о так называемых «ассасинах» — верных последователях таинственного Старца Горы (Vetus de Montanis). Легенды о них разошлись по всей Европе. Захватывающие, полные романтики рассказы вернувшихся с Востока крестоносцев быстро обрели популярность. Фантасмагории о мусульманах и всем, что связано с ними, снискали благодарного и к тому же совершенно не осведомленного в данном вопросе слушателя.
Легенды об ассасинах родились из надуманных сообщений европейцев о Востоке и коренились в негативном отношении к исмаилитам остальных мусульман. Со временем эти выдумки, ставшие неотъемлемой частью исторического наследия Средневековья, были приняты даже наиболее солидными западными хронистами и стали считаться достоверным описанием обычаев загадочной восточной общины. Наивысшей точки мифотворчество достигло благодаря незаурядному таланту Марко Поло — известного венецианского путешественника XIII века.
Так легенды об ассасинах
обрели собственную жизнь. Позднее,
когда значительно более
В наши дни численность исмаилитов низаритов
вместе с исмаилитами других ветвей достигает
семи миллионов. Проживают они по всему
миру, более чем в двадцати пяти странах
Азии, Африки, Европы и Северной Америки.
В настоящее время духовным лидером исмаилитов
низаритов является принц Карим Ага Хан
IV, сорок девятый имам. Исмаилиты — одно
из важных подразделений шиитов — составляют
десятую часть от более чем миллиарда
мусульман.
Полная событий история
исмаилитов насчитывает свыше двенадцати
веков. За это время они разделились
на несколько крупных ветвей и
групп. В самостоятельную шиитскую
общину исмаилиты выделились приблизительно
в середине VIII века. В средние
века они дважды основывали независимые
государства — халифат
В 1094 году исмаилитское движение, единое в ранний Фатимидский период, раскололось на две ветви — низаритов и мусталитов. Низариты, которым, собственно, и посвящена настоящая книга, создали независимое государство в Персии, подчинив себе и ряд территорий Сирии. Это государство с центром в горной крепости Аламут, что в северной Персии, располагалось отдельными анклавами на территориях двух больших стран.
Аламут находился в окружении тюрок сельджуков, значительно превосходивших исмаилитов в военной силе. Враждебно настроенные к шиитам, сельджуки поддерживали суннизм и его номинального представителя — халифа Аббасида в Багдаде. В таких условиях низариты Сирии не могли избежать столкновения с крестоносцами, поток которых не ослабевал начиная с 1096 года. Европейцы прибывали, чтобы освободить святую для христиан землю от мусульман (или сарацин, как их ошибочно называли). В 1256 году государство исмаилитов низаритов, состоявшее из горных крепостей и окрестных поселений, пало под натиском монголов. С тех пор низаритские общины Персии, Сирии и других областей уже не притязали на политическую роль, сохранившись как одно из шиитских меньшинств.
Традиция именования исмаилитов низаритов ассасинами восходит к крестоносцам и их латинским хронистам, а также к другим западным наблюдателям, черпавшим сведения об ассасинах в Леванте. Наименование или, скорее, прозвище ассасин было образовано, по-видимому, от одного из производных слова «хашиш» — арабского названия наркотического вещества. Позднее это прозвание распространилось на Западе и стало обозначать исмаилитов низаритов. Вскоре оно приобрело в европейских языках новое значение и стало именем нарицательным со значением «убийца», в то же время сохранив и старое. Особенность такого словоупотребления была отмечена Сильвестром де Саси (1758— 1838) и другими востоковедами XIX века, первыми приступившими к научным исследованиям истории исмаилитов.
Позднее многие западные исламоведы
перенесли этот термин уже на самих
исмаилитов низаритов, по-видимому, не
имея понятия о его сомнительном
происхождении. Так, термин «ассасин»
регулярно употребляет в своих
работах Бернард Льюис —
Мифы и легенды об исмаилитах
низаритах, столетиями актуализируемые
самим наличием термина «ассасин»,
как кажется, имеют сходную историю.
Их появление восходит к последним
десятилетиям XII века, когда целый
корпус взаимосвязанных историй
распространился по Латинскому Востоку
и Европе. В них рассказывалось
о таинственной восточной организации,
члены которой слепо
Вымыслам не потребовалось
слишком много времени, чтобы
оформиться в стройное повествование
с единой сюжетной линией и занять
место подлинного документального
свидетельства тайных практик низаритов.
Отныне последние предстали в
европейских исторических документах
зловещим сообществом наркоманов и
убийц — ассасинов. Эти обретшие
популярность вымыслы передавались
из поколения в поколение, играя
роль надежного источника
Между тем с начала IX века
мусульманские авторы творили собственные
мифы об исмаилитах, что было вызвано
особенностями происхождения, целями
и задачами исмаилитского движения.
В частности, сунниты, в целом
плохо информированные о
В целях дискредитации всего исмаилитского движения, от Средней Азии (Трансоксании) до Северной Африки, сунниты-полемисты, распространяли свои обличительные опусы, заложив этим основы «черной легенды» об исмаилитах. Исмаилиты представали неким сообществом с не заслуживающими доверия основателями и засекреченной системой посвящения, а сложившаяся практика общины представала нацеленной на отрицание религии и нигилизм. Общей чертой всей этой антиисмаилитской полемики, будоражившей мусульманское сообщество вплоть до Нового времени, было выставление исмаилизма сверхъересью (илхад), созданной для разложения ислама изнутри. Кроме того, оспаривалось происхождение исмаилитских имамов, в частности халифов Фатимидов, от дочери Пророка Фатимы и ее мужа Али, первого шиитского имама. Антиисмаилитские выпады полемистов были подхвачены средневековыми мусульманскими теологами, правоведами, ересиографами и историками, использовавшими каждый удобный случай, чтобы опорочить исмаилитов и их учение. Таким образом, компрометировавшая исмаилитов «черная легенда» и враждебность к ним их мусульманского сообщества в целом в конечном счете внесли решающий вклад в укоренение фантастических измышлений об исмаилитах низаритах и на Западе.