Асасины - легенды и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, реферат

Краткое описание

Тенденциозные измышления об ассасинах, получившие хождение благодаря враждебно настроенным европейским и мусульманским авторам Средневековья, долгое время служили основным источником сведений об исмаилитах низаритах для многих ведущих востоковедов XIX века, в частности Сильвестра де Саси. Этот деформированный образ низарита, не имеющий ничего общего с действительностью, вплоть до недавнего времени занимал прочное положение в умах ученых Запада. Однако прямой доступ к подлинным исмаилитским документам послужил прорыву в научных исследованиях исмаилизма, позволил отделить миф о низаритах, широко распространенный в средние века, от реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

Ассасины.docx

— 119.73 Кб (Скачать файл)

Честь разрешения загадки  происхождения этого термина  принадлежит Сильвестру де Саси (1758-1838), старейшине востоковедов XIX века. В  своем «Сообщении...» он доказал, что слово «ассассин» связано  с арабским «хашиш». Исследователь  привел арабские тексты, принадлежащие  перу сирийского историка Абу Шамы (1203-1267), в которых низариты названы  «хашиши» (мн. ч. «хашишиййа»). Взяв на вооружение результаты основных научных исследований, а также ряд мусульманских  летописей, доступных ему в Париже, де Саси впервые в Новое время  дал научное описание исмаилитов низаритов. Однако, объясняя причину, по которой они стали называться «хашишиййа», он частично подтвердил миф  крестоносцев об ассасинах. По сути дела, именно с одобрения де Саси легенда  об ассасинах была вновь введена  в европейский научный оборот.

Средневековые мифы об исмаилитах низаритах вновь оказались в  поле зрения крупнейших востоковедов ХГХ века. Наиболее популярной среди  трудов на эту тему стала монография австрийского дипломата-востоковеда Иозефа фон Хаммер-Пургшталла (1774-1856), изданная в 1818 году в Германии и посвященная исмаилитам низаритам периода Аламута. Автор всецело доверился версии Марко Поло, в том числе и в части, касающейся приписываемым им козням и ереси. Положившись на результаты своих низаритских исследований, он счел, что имеет достаточно оснований утверждать: 
То, что византийцы, крестоносцы и Марко Поло передавали о них, долгое время считалось беспочвенными мифами и восточной выдумкой. Сообщения последнего нельзя подвергать сомнению подобно сведениям о древних странах и народах, приведенным Геродотом. Чем более мы открываем Восток, изучая языки и путешест-вуя, тем большее подтверждение получают эти освященные веками записи исторического и географического характера. И достоверность сведений «отца современных путешествий», как и «отца истории», получает лишь всё более убедительное подтверждение 45
То, что фон Хаммер подписался под столь фантасмагорическим и враждебным к низаритам взглядам, впрочем, неудивительно, ведь его текст опирался на те данные, что собрали или сфабриковали хронисты крестоносцев и средневековые сунниты. Заметим также, что книга фон Хаммера имела громкий успех в Европе. Вскоре она была переведена на французский и английский языки, и на нее как на хрестоматийное описание средневековой истории низаритов продолжали опираться вплоть до последних десятилетий. 
Мифы об ассасинах противостояли даже исследованиям востоковедов, развернувшимся в Европе в XIX веке, — столь трудно их оказалось развеять. Широкую известность они снискали благодаря историческим романам и на самом Востоке, где сказания о низаритах развивались с оглядкой уже на европейские сюжеты. В итоге эти выдумки были усвоены и самими мусульманами как подлинное описание тайных средневековых практик низаритов. 
Тем временем прогресс в исламоведении наряду с обнаружением значительного числа подлинных исмаилитских источников и появлением новых возможностей для их изучения подготовил почву для начала нового этапа научного изучения исмаилизма. Многие исмаилитские тексты, до того времени втайне хранившиеся в частных собраниях в Немене, Сирии, Персии, Индии и Средней Азии, были изучены, отредактированы и изданы. Исследования исмаилизма, начатые в 1930-е годы и с тех пор набирающие ход, позволили взяться за коренной пересмотр взглядов на историю исмаилитской общины и ее духовную жизнь в средние века, критически оценить неисмаилитские источники с упоминаниями об исмаилитах, включая и документы крестоносцев.

Особенный прорыв в исследованиях  исмаилизма наметился в области  изучения низаритов Аламутского  периода, чья история была темна  и изобиловала тайнами, на протяжении длительного времени служившими питательной почвой для фантастических историй и мифов. Благодаря пионерским трудам таких ученых, как Владимир А. Иванов (1886-1970), Маршалл Дж.-С. Ходжсон (1922-1968) и Бернард Льюис, стала  возможной полная переоценка устоявшихся  в науке взглядов на общину низаритов. С тех пор о низаритах Аламутского  периода — покровителях образования  и просвещения, придававших своей  миссии высший духовный смысл, — более  нельзя было говорить как об ордене одурманенных наркотиками «ассасинов», промышлявших бессмысленными убийствами и кознями. 
Однако экзотические истории о гашише, кинжалах и земных «райских садах», коренящиеся в страхе, враждебности и невежестве, оказались столь сенсационными и потому притягательными, что даже на основании рациональных исследований Нового времени не могли быть всецело перемещены в сферу неприкрытых измышлений. То, что такого рода мифы продолжают питать воображение всё новых поколений и в них продолжают верить во многих уголках земного шара, проистекает из того злополучного факта, что и в западном, и в восточном мирах границы между фактом и вымыслом, действительным и воображаемым далеко не всегда лишены размытости. Ныне наконец пора окончательно признать: истории об ассасинах, столетиями считавшиеся отражением реальности, есть не более, чем абсурд, продукт клеветнических, невежественных фантазий, рожденных буйным воображением и не заслуживающих серьезного внимания. Могли ли низаритские фида'и и в самом деле быть теми доверчивыми юношами, какими они изображены в легендах, — слепыми последователями коварного вождя, легко превращавшего их в зависимых от гедонистических удовольствий существ и требовавшего самопожертвований в целях собственных дьявольских планов? И сколь правдив образ Хасана Саббаха, основателя революционного движения низаритов? Ведь известно, что он вел жизнь аскета, был благочестивым мусульманином. Все тридцать лет своего правления он не покидал пределов крепости Аламут. Хасан, не колеблясь, приговорил к смерти обвиненного в пристрастии к вину сына и отослал своих жену и дочерей в отдаленную крепость, где им пришлось зарабатывать на жизнь прядением. Он основал независимое движение и возглавил сплоченное государство, сохранившееся во враждебном окружении, поставив во главу угла шиитскую идеологию и руководствуясь указанными строгими принципами.

Вызов, брошенный Хасаном  Саббахом существующему строю и  подхваченный низаритскими лидерами Персии и Сирии, естественно, вызвал как  военную, так и литературную кампании против низаритов, и прежде подвергавшихся преследованиям со стороны мусульманского большинства. Антиисмаилитские литературные нападки мусульман — плод домыслов о ранних исмаилитах — в конечном счете вылились в легенды об ассасинах, рожденные бурным воображением крестоносцев, вообще мало что знавших об исламе, а тем паче о низаритах. Эти  легенды явились результатом  странного молчаливого соглашения между христианами и мусульманами в период Крестовых походов. 
Таким образом, мифическое странствование, начатое Ибн Ризамом в Багдаде, было завершено в каземате Генуи Марко Поло, пересекшим Китай, Персию, Сирию и многие другие земли. Тем самым ранняя антиисмаилитская «черная легенда» суннитских полемистов обрела «достойное» развитие в мифе об ассасинах крестоносцев. И хотя самим легендам об ассасинах не хватало исторического основания, они обрели самую невероятную, мифическую предысторию. 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 
Система представления языкового (арабского  и персидского) материала, использованная в данной книге, по существу та же, что  и принятая в последнем, втором, издании  «Энциклопедии ислама» («The Encyclopaedia of Islam»), с рядом модификаций ввиду  использования кириллицы: j [dj) обозначается как дж, a q (к) и к — как к, не различаясь, то же для kh и Л, передаваемых через х. Лигатуры и диакритические знаки, как правило, опускаются, в  частности, в именах собственных, за исключением знаков для «айн»  и «хамзы», когда они встречаются  в середине слов, например: исма'или  и фида'и.

Даты приводятся, как правило, по европейскому календарю, но те, что  фигурируют в «Собщении...» де Саси и изданиях, опубликованных в мусульманском  мире, привязаны к исламскому летосчислению (лунному или солнечному), в необходимых  случаях они сопровождаются параллелями  согласно христианской временной шкале  — от Рождества Христова. 
 
Использованные сокращения:

BSO(A)S Bulletin of the School of Oriental (and African) Studies

EI2 The Encyclopaedia of Islam. New edition

EIR Encyclopaedia Iranica

JA Journal Asiatique

JRAS Journal of the Royal Asiatic Society

JBBRAS Journal of the Bombay Branch Royal Asiatic Society

в. x. век хиджры


Информация о работе Асасины - легенды и реальность