Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, реферат
Тенденциозные измышления об ассасинах, получившие хождение благодаря враждебно настроенным европейским и мусульманским авторам Средневековья, долгое время служили основным источником сведений об исмаилитах низаритах для многих ведущих востоковедов XIX века, в частности Сильвестра де Саси. Этот деформированный образ низарита, не имеющий ничего общего с действительностью, вплоть до недавнего времени занимал прочное положение в умах ученых Запада. Однако прямой доступ к подлинным исмаилитским документам послужил прорыву в научных исследованиях исмаилизма, позволил отделить миф о низаритах, широко распространенный в средние века, от реальности.
Для упоминания о Рае в
отчете Бурхарда имелись и другие
причины. Они были связаны с историческими
событиями того периода. Сирию Бурхард
посетил в 1175 году, всего через
несколько лет после
В столь же извращенной подаче посол Фридриха
I, как кажется, воспринял и еще одно из
центральных положений доктрины кийама,
проповедовавшейся тогда среди сирийских
низаритов. Как было указано, воскрешение
в Судный день {кийама) толковалось ими
в духовном аспекте на основе известного
исмаилитского принципа эзотерической
интерпретации. Провозглашалось, что лишь
низариты — как единственная община истинно
верующих в правомочного имама эпохи —
были способны воспринять духовную реальность
и подлинную суть всех религий. Потому
отныне Рай был дарован им в этом мире,
т. е. при жизни. Иными словами, в отличие
от других религиозных сообществ, как
мусульманских, так и немусульманских,
низариты всей общиной коллективно вступили
в Рай, а сам их да 'ва подразумевал призыв
к спасению в Раю. Бурхард, должно быть,
слышал о важном для низаритов термине
«рай», и это давало ему основания включить
описание этой части вышнего мира в свой
отчет как представления, играющего ключевую
роль. Подобно другим Средневековым европейцам,
превратно истолковавшим ислам, Бурхард,
возможно, был знаком с распространенными
в то время в христианских кругах взглядами
о «чувственной» природе Рая, обетованного
мусульманам. Латинский перевод Корана
1143 года уже открыл Европе описание исламского
Рая. А Педро де Альфонсо и
другие авторы XII века основательно прошлись
по теме гедонических удовольствий в исламском
«райском саду», чтобы доказать, что ислам
не является подлинно духовной религией
и потому не может быть соотнесен с христианством.
Со временем европейские представления
об исламском Рае, зиждящиеся на коранических
образах, вошли в корпус легенд об ассасинах.
Их кульминацией стало подробное описание
низаритского «райского сада» в исполнении
Марко Поло.
Важно также заметить, что
в отчете Бурхарда дефиниция «рай»
используется в мифическом и в
значительной мере метафизическом плане,
поскольку доступ в небесные пределы
контролировался исключительно
низаритским вождем (автор не привел
никаких объяснений на сей счет).
В силу этого владыка низаритов
представал сверхчеловеком. Его боялись
и ему были послушны фида'и. Их поведение
смахивало на кораническое описание
поведения верующего перед
«Легенда о рае», пусть и в зачаточном
состоянии, уже присутствует в отчете
Бурхарда. С тех пор она стала непременной
составляющей мифов об ассасинах. В соответствии
с общим направлением развития этих фантазий
в ранний период их формирования — интенсивной
гиперболизации — «легенда о рае» явилась
образчиком серьезнейших искажений подлинных
представлений низаритов о рае. Исходя
из более или менее адекватного представления
чаяний общины об обретении Рая Небесного,
сюжет вырождается в свою крайность —
жажду чувственных плотских удовольствий
земного райского сада, тайно созданного
низаритским вождем для имитации блаженств
Рая обетованного.
Отчет Бурхарда о наборе и подготовке
фида'и содержит также и ядро другой легенды,
которая была воспринята, адаптирована
и модифицирована последующими поколениями
европейских писателей. Таким образом,
к 1175 году сложились все условия для укоренения
в сознании крестоносцев легенд об ассасинах
и вхождения этих сказок в
европейские источники. Сам же отчет Бурхарда,
вхождения в дипломатический отчет императору
Фридриху I, был доступен в Германии уже
к концу 1170-х годов; его активно читали
и использовали североевропейские авторы
и прежде всего Арнольд Любекский.
Почти каждый европейский автор, писавший
об ассасинах после Бурхарда, повторяя
с небольшими отступлениями содержание
его отчета, добавлял к подробностям о
наборе и обучении фида'и что-то от себя.
Каждый стремился по возможности красочнее
изобразить своеобразные методы Старца
Горы, который для получения контроля
над фида'и искусно сочетал обучение с
психологической обработкой, основанной
на обещании Рая. Как уже указывалось,
исключением из этого писательского ряда
стал Гийом Тирский, не отличившийся вкладом
в формирование мифа об ассасинах. Все
же остальные европейские источники конца
XII и XIII века, включая старофранцузское
продолжение «Истории» Гийома Тирского,
с небольшими вариациями утверждали, что
Старец Горы набирал своих фида'и в нежном
возрасте, иногда силой отбирая их у родителей,
после чего детей обучали у него в доме,
дворце или в некоем отдаленном месте,
где он соблазнял их обещаниями блаженств
Рая 20. В этой связи особенно важным представляется
описание Жака де Витри (1216—1228 гг.), епископа
Акры, фактически дальнейшее развитие
легенды об ассасинах.
Он пишет:
Старец Горы, их повелитель, требует, чтобы мальчики этого народа доставлялись в тайные и дающие отдохновение места (locis secretis et delectabilibus), где он их усердно тренирует и обучает различным языкам, засылает в различные края с кинжалами ц приказывает уничтожать великих людей из христиан, равно как и из сарацин <...> суля за исполнение своих приказаний вкушение блаженств без конца и удовольствий в раю после смерти (in paradiso post mortem), даже больших, чем те, что уже испытаны ими. Если их постигнет смерть при исполнении акта послушания, они будут причислены общиной к мученикам и займут место среди их святых, станут почитаться с величайшим благоговением. А их родители получат множество даров от Наставника, именуемого Старцем (Senex). <„> Вот почему эти несчастные и одураченные отроки <...> отдаются своей смертельной миссии с такой радостью и удовольствием 21.
Как уже говорилось, после Гийома Тирского Жак де Витри был лучше других западных наблюдателей осведомлен о ходе дел у мусульман на Латинском Востоке. Его отчет об исмаилитах низаритах опирался в основном на более ранний отчет Гийома. Однако он присовокупил ряд собственных «украшений». В любом случае, отчет Жака де Витри, созданный в первой половине XIII века, независим от очерка Бурхарда. Если же оценивать «легендарную» составляющую отчета, то он находится где-то посередине между взвешенным описанием архиепископа Тира и разгулявшимся воображением Бурхарда. В отличие от Гийома, Жак де Витри, как кажется, охотно поддается влиянию рассказов и историй, которые он слышал на местах. Но, в отличие от Бурхарда, в его отчете значительно более ясно и аккуратно освещены основные положения верований современных ему низаритов и их фида'и. Так, Жак верно подмечает, что для низаритов «всякий, даже самый незначительный акт послушания и повиновения, выказанный по отношению к их владыке, будет вознагражден в жизни вечной» и что не вернувшиеся с задания фида'и будут причислены общиной к мученикам и станут почитаться с величайшим почтением.
Жак де Витри высказался
и по вопросу подготовки фида'и, сведения
о чем он почерпнул, по-видимому,
из местных слухов. Однако он опускает
многие интригующие подробности, содержащиеся
в отчете Бурхарда, косвенно свидетельствуя
тем самым, что не стал слепо доверяться
тамошним информаторам. Как и франкские
писатели до него, за исключением Гийома
Тирского, Жак де Витри дал объяснение
повиновению фида'и надеждой на обретение
ими Рая в загробной жизни.
Следует также подчеркнуть, что
корнями такое увязывание уходит
в подлинные верования
Рассказ Жака де Витри имеет еще одно поистине
знаменательное отличие от всех других
сочинений до Марко Поло. Он первым из
западных авторов назвал места подготовки
фида'и «тайными и восхитительными» («locis
secretis et delectabilibus»), как бы предвосхищая
земные «тайные райские сады», рожденные
фантазией венецианца. Жак имел в виду,
что в ходе обучения будущие фида'и имели
возможность получать известные удовольствия,
которые должны были подвигнуть их приложить
все силы к стяжанию обещанных им в качестве
высшей награды великих наслаждений мира
иного. Однако Жак не утруждал себя деталями
описания этих заветных уголков, голословно
и безосновательно названных им «тайными
и восхитительными». Не дал он описания
и радостей, которыми будущие фида'и предположительно
наслаждались в процессе обучения. Вполне
возможно, что подобные рассуждения и
инсинуации получили развитие на базе
непонимания или извращенных пустыми
фантазиями местных слухов, курсировавших
в то время среди крестоносцев на Латинском
Востоке. Добавим, что в пору своего длительного
служения на посту в Акре, в близком соседстве
к территориям низаритов в Сирии, Жак де
Витри мог слышать о садах и подземных
водных каналах Масйафа, Кадмуса, Кахфа
и других низаритских крепостей Сирии.
В отчете он говорит об укрепленных замках
местных низаритов, «окруженных плодородными
долинами, где изобильно произрастают
плоды и зерновые, что позволяет им жить
восхитительно, себе в удовольствие».
Известно, что Хасан Саббах посадил множество
деревьев в долине Аламута, развивал там
системы орошения и культивации земли.
Предприняв те же меры, его будущий наследник
Бузург-Уммид совершенно изменил Ламассар,
превратив за время своего продолжительного
правления этот замок северной Персии
в «восхитительное место». Другие низаритские
вожди, включая и Синана в Сирии, также
занимались благоустройством своих владений,
окружая низаритские крепости прекрасными
зелеными рощами и возделанными полями,
дававшими высокие урожаи, что превращало
эти цитадели в независимые анклавы с
возможностью выживания даже в условиях
длительных осад. В то же время возможно,
что под «тайными и восхитительными местами»
Жак подразумевал сами низаритские замки.
Как бы то ни было, для него эти восхитительные
места наслаждений были недвусмысленно
отделены от небесного Рая, обещанного
фида'и в награду за их повиновение. Как
и в других отчетах, поведение фида'и здесь
также мотивировано их желанием попасть
в метафизический, потусторонний Рай,
а дающие «усладу» места подготовки служат
лишь тому, чтобы позволить хоть в малой
мере вкусить тех удовольствий, что ожидают
в грядущей жизни. Вот почему Жак де Витри
разъясняет, что наслаждения мира иного,
ожидаемые фида'и, превзойдут все те радости,
что фида'и уже вкусили в этом мире в ходе
подготовки. По мнению Жака, отличному
от представленного в повествовании Марко
Поло, повиновение фида'и объяснялось
не их жаждой вернуться в места, где они
испытали подобную радость и наслаждение,
т. е. в «сад», а скорее это было ожидание
блаженств небесного Рая, и именно потому
фида'и были готовы к самопожертвованию.
Таким образом, в основных
положениях отчет Жака де Витри оказывался
много более точным и достоверным
изложением реальных ни-заритских воззрений,
нежели те, что передал значительно
менее информированный Бурхард.
Кроме того, низаритский вождь
в описании Жака вовсе не сверхчеловек,
хотя он и представлен деятелем,
вводящим подданных в заблуждение.
Жак де Витри сделал важный вклад
в развитие легенды об ассасинах,
поскольку ввел понятие «тайных
и восхитительных мест». Сделав это,
он наметил, хотя весьма предварительно
и неполно, черты Старца Горы, хозяина
земного тайного «райского
Следующим шагом в конструировании
мифа об ассасинах стал отчет Арнольда
Любекского (ум. 1212) — германского
историка, составившего свою «Хронику»
до 1210 года как продолжение «Славянской
хроники» Гельмольда из Бозау. Упоминая
об убийстве в 1192 году Конрада Монферратского,
Арнольд предлагает собственный портрет
ассасинов [хейссессин). Следует напомнить,
что он имел доступ к отчету своего современника
и соотечественника Бурхарда Страсбургского
и использовал его как один из источников.
Однако на Латинском Востоке, который,
как кажется, Арнольд посетил в 1172 году,
у него были и собственные информанты,
передававшие сведения изустно.
Предваряя свой текст замечанием, что
слышанное им о Старце может показаться
нелепым (ridiculosum), рассеивая сомнения насчет
надежности своих осведомителей, Арнольд
Любекский сообщает:
<...> этот Старец своим волшебством
так заворожил подданных, что
они не поклоняются и не
верят в иных богов, кроме
него самого. Удивительным образом
он соблазняет их такими
Рассказ Арнольда Любекского важен в нескольких
отношениях. Во-первых, косвенным указанием
на его собственные сомнения по поводу
достоверности поступивших ему сведений.
Подчеркивая надежность своих источников,
Арнольд удостоверял, что реалистичность
рассказываемого в легендах об ассасинах
не подвергалась сомнению крестоносцами,
что, естественно, способствовало последующей
разработке и активному распространению
этих выдумок в средневековой Европе.
Во-вторых, что значительно более существенно,
его «Хроника» — по-видимому, самый ранний
западный источник, в котором упоминается
без каких-либо объяснений дурманящий
напиток, подаваемый фида'и Старцем. Это
первое утверждение новой легенды, которая
может быть обозначена как «легенда о
гашише», а составляющие ее элементы —
первые шаги утверждения нового мифа,
позднее воспринятого Марко Поло и другими
западными авторами. Появление этой легенды
о видениях и грезах фида'и в состоянии
наркотического опьянения было, судя по
всему, спровоцировано самим говорящим
за себя обозначением — производным слова
«гашиш». Напомним, что данное именование
использовалось в то же время мусульманскими
оппонентами сирийских низаритов в качестве
их уничижительного обозначения. Именно
на таком буквальном толковании термина
строились доказательства употребления
низаритами гашиша. В-третьих, отчет Арнольда
развивал сюжетную линию «легенд о рае»:
фида'и получают возможность насладиться
дарами небесного Рая под воздействием
галлюцинаций, инициированных в этом мире.
В сравнении с отчетами Бурхарда и Жака
де Витри, описание Арнольда Любекского
уводит читателя несравненно дальше от
действительности. Как и другие франкские
авторы, он представляет Старца низаритов
ловким интриганом и манипулятором побуждениями
фида'и, а его действия квалифицирует как
происки вождя, хитроумно заставляющего
доверчивых фида'и повиноваться ему в
обмен на обещания райских блаженств в
будущей жизни. Однако в изложении Арнольда
обман Старца приобретает новые, более
зловещие черты, поскольку, вызывая у адептов
под двойным действием — наркотика и магической
силы Старца — иллюзию райского наслаждения,
дьявольски побуждает их к самопожертвованию.
Так, воздаяние в мире ином, ожидаемое
фида'и в соответствии с постулатами их
веры, приобрело в изложении Арнольда
земное измерение. Именно из его текста
стало известно, что фида'и при жизни получают
опыт пребывания в Раю с его наслаждениями
и что достигается это посредством наркотических
грез. Арнольд меж тем дает лишь краткое
описание конкретных образчиков радостей
земного «райского сада», устроенного
Старцем исключительно с целью получения
этих удовольствий. Иной поворот «легенды
о рае», схематично намеченной в описании
Жака де Витри, уже в полном объеме был
осуществлен Марко Поло.
В описании Арнольда намечена
и еще одна линия развития мифологии
об ассасинах — «легенда о смертельном
прыжке». Этот особенно впечатляющий рассказ
о том, как низаритские фида'и
ради демонстрации преданности и
устрашения врагов, не колеблясь, бросались
с высокой башни или стены
по комйнде предводителя, приводился
с небольшими отступлениями во многих
европейских источниках средних
веков. Впервые он был упомянут в
составленном по-старофранцузски
Арнольд Любекский подает этот сюжет как способ изъявления верности, практикуемый низаритской общиной.
Однако имеется некоторое сомнение, что демонстрация подобного прыжка со смертельным исходом проходила в присутствии Анри Шампанского или какого-либо другого европейца. По-видимому, эта легенда тесно связана с историей о гашише, поскольку предполагается, что под действием наркотика фида'и должны совершать смертельные прыжки с еще большей готовностью. В любом случае, Арнольд, не упоминающий европейского вельможу в своей версии, как кажется, передал эту легенду наиболее точно, поскольку, судя по всему, в его время она имела широкое хождение на самом Востоке. Вслед за Арнольдом Любекским этот сюжет как отражающий сложившийся в общине сирийских низаритов обычай в период правления Синана упоминает и Ибн Джубайр 27. Изложение легенды о смертельном прыжке содержится и в нескольких других восточных источниках. Так, Георгиус Елмакин (Джиргис ал-Ма-кин), арабоязычный историк-копт (ум. 1273), переносит это мифологическое событие в персидскую низаритскую общину времен Хасана Саббаха. Согласно Елмакину, сын Хасана, желая устрашить посла сельджукского султана Маликшаха, вознамерившегося подчинить низаритскую общину, приказал нескольким фида'и покончить с собой 28. Следует заметить, что описанию Елмакина в целом недостает исторической достоверности.