Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, реферат
Тенденциозные измышления об ассасинах, получившие хождение благодаря враждебно настроенным европейским и мусульманским авторам Средневековья, долгое время служили основным источником сведений об исмаилитах низаритах для многих ведущих востоковедов XIX века, в частности Сильвестра де Саси. Этот деформированный образ низарита, не имеющий ничего общего с действительностью, вплоть до недавнего времени занимал прочное положение в умах ученых Запада. Однако прямой доступ к подлинным исмаилитским документам послужил прорыву в научных исследованиях исмаилизма, позволил отделить миф о низаритах, широко распространенный в средние века, от реальности.
Л. Хельмут выдвинул интересную гипотезу
происхождения легенды о
Контакты между франками и сирийскими низаритами не прекращались и на протяжении первой половины XIII века. Высшим достижением этой дипломатии стали сношения между королем Франции Людовиком IX и Старцем Горы. Однако легенды об ассасинах продолжали оставаться чрезвычайно популярными. Сам Жуанвиль и его источник Ив Бретонский, лично обсуждавший с главой исмаилитов низаритов Сирии доктринальные вопросы, были, судя по всему, единственными западными литераторами XIII века, кто упомянул в своих трудах эту общину и не приумножил выдумок об ассасинах. Оба они, как уже было сказано, отнесли повиновение фида'и на счет приписанной низари-там веры в переселение душ, вследствие чего мученик будто бы удостаивается реинкарнации в теле более высокого ранга, обретая больше комфорта и удовольствий.
К 1256 году государство низаритов
в Персии пало под натиском монголов.
И вскоре после этого, в начале
1270-х годов, низариты Сирии утратили
влияние и независимость, с трудом
сохранявшиеся после падения
Аламута, и превратились в послушных
подданных Мамлюков. В 1277 году войска
Мамлюков немало сократили заморские
владения крестоносцев, и их земли
были сведены лишь к узкой прибрежной
полосе Сирии. В 1291 году Мамлюкам была
сдана и Акра — последняя твердыня
христианства на Святой Земле. Эти события
знаменовали, с одной стороны, конец
политической мощи и стабильного
положения исмаилитов низаритов, с
другой — прекращение франко-
Утратив политическое влияние, низариты
сошли с исторической сцены, и их община
сохранилась как конфессиональная единица,
не ведущая борьбы за власть. Не в малой
степени этому способствовало сохранение
низаритами Сирии, Персии и других регионов
своих общин и жизней путем существования
под различным прикрытием. В мусульманской
историографии от этого раннего этапа
посталамутского периода остались лишь
отдельные упоминания о низаритах. При
таком развитии событий у европейцев было
еще меньше причин писать или рассуждать
о судьбе низаритов, с которыми надолго
прервались всякие контакты. Фактически
Запад оказался в неведении о существовании
общины низаритов и после XIII века. Низаритов
европейцы вновь обнаружили в Сирии не
далее как в начале XIX века. Тот факт, что
сведения об исмаилитах низаритах вообще
сохранились в памяти европейцев в период
позднего Средневековья и последующих
веков, связан исключительно с их былой
репутацией и широким хождением по Европе
легенд об ассасинах.
К концу XIII века термин «ассасины» со всеми
его производными и разного рода истории
о живущих в отдалении людях, называемых
так, стали широко известны в Европе благодаря
крестоносцам и прочим франкам, путешествовавшим
по Востоку. Эти истории, особенно те, что
были связаны с абсолютным послушанием
фида'и и загадочным поведением Старца
Горы, произвели столь сильное впечатление
на провансальских поэтов, что зачастую
они проводили сравнение между своим романтическим
поклонением прекрасной даме и преданностью
ассасинов Старцу Горы 31. С того
времени легенды об ассасинах зажили собственной
жизнью, особенно в Италии, куда они постоянно
попадали благодаря венецианским и иным
итальянским купцам Леванта.
С прекращением прямых контактов европейцев и низаритов легенды об ассасинах стали обрастать еще большим числом подробностей. Отныне мифы, рождаемые ничем не сдерживаемой творческой фантазией, могли развиться в полной мере. Именно тогда венецианец Марко Поло (1254—1324), наиболее известный из европейских путешественников средних веков, дал легендам об ассасинах новый поворот и новую жизнь, представ крупнейшим авторитетом в этой области.
Отец и дядя Марко Поло,
Никколо и Маттео, провели в 1260-х
годах приблизительно семь лет в
путешествии по Востоку ко двору
великого хана Хубилая (1260—1294 гг.) в
Китае. Тот был братом и преемником
Мунке (ум. 1259), несколько ранее приказавшего
разрушить низарит-ские крепости Персии.
В свою вторую поездку в Китай
братья Поло решили захватить младшего
сына Никколо — Марко, в то время
семнадцатилетнего юношу. Экспедиция
Поло покинула Венецию летом 1271 года,
и уже в ноябре того же года они
отправились из Акры в свое знаменитое
путешествие на Восток. В 1273 году три
венецианца пересекли Персию, миновав
Кирман и Хорасан примерно через
семнадцать лет после распада
низаритского государства. Из Персии путь
Поло лежал через Балх, Бадахшан
и Памир, что в верховьях Окса
(Амударьи), где в то время уже
находились значительные низаритские
общины. Преодолев Памирское нагорье,
они прибыли в Кашгар и Иаркенд,
где проживали численно меньшие
исмаилитские сообщества. Экспедиция
пересекла пустыню Гоби и в
конце концов, в мае 1275 года, достигла
летней резиденции Хубилая. Молодой
Марко Поло вскоре завоевал расположение
великого хана своими разносторонними
дарованиями и служил ему на различных
должностях все семнадцать лет своего
пребывания в Китае. Последней его миссией
стало сопровождение монгольской принцессы
ко двору Илханидов в Персию. Марко и два
других венецианских путешественника
отправились в свое обратное путешествие
в 1292 году, прибыв в Венецию тремя годами
позже, в 1295 году, после двадцатипятилетнего
отсутствия.
В этом городе Марко Поло и провел последние
десятилетия жизни, став процветающим
купцом и уважаемым гражданином. Тогда-то
и произошел судьбоносный для него случай.
В 1298 году он взялся командовать венецианской
галерой, принявшей участие в одной из
баталий между Венецией и Генуей, близ
берегов Далмации. Генуэзцы разбили венецианский
флот и пленили более семи тысяч венецианцев,
в том числе и нашего героя. Находясь под
арестом в Генуе, он предался воспоминаниям
о своих странствиях. Рассказы о «царствах
и чудесах Востока» он диктовал товарищу
по камере, известному под именем Рустикиано
или Рустикелло из Пизы, литературно одаренному
профессиональному сочинителю, известному
в качестве автора одного из рыцарских
романов. К освобождению в 1299 году Марко
Поло из тюрьмы Рустикелло завершил то,
что можно рассматривать как исходную
версию книги о путешествиях его товарища
по заключению. Этот первый вариант, написанный
на странном смешении старофранцузского
и итальянского, не сохранился, но был
вскоре переведен на ряд итальянских диалектов
(в частности, венецианский), а также на
латынь. Проблемами установления подлинности
текста этой известной травелогии занимались
А. Юль (Heniy Yule; 1820-1889), А. Кордье (Henry Cordier;
1849-1925), A.-K. Муль (Arthur Moule; 1873—1957) и другие
современные ученые. Здесь достаточно
упомянуть лишь, что все ранние рукописи
путешествия Марко Поло, созданные в XIV
веке, в той или иной степени дефектны,
содержат лакуны, исправления переписчика
и интерполяции. Судя по всему, в последний,
венецианский, период жизни Марко Поло
сам внес в травелогию отдельные поправки.
В свою очередь, Рустикелло добавил во
франко-итальянский оригинал кое-какие
подробности от себя, последовательно
перекочевавшие в переводы на венецианский
и другие диалекты.
Повествуя о путешествии по восточной
Персии, Марко Поло делает отступление,
чтобы передать услышанный, по его утверждению,
от местных жителей три десятка лет назад
рассказ о Старце Горы и его ассасинах
32.
Венецианский путешественник,
или, скорее, записавший его слова
Рустикелло, сообщает:
Старец по-ихнему назывался Алаодин.
Развел он большой, отличный сад в долине,
между двух гор; такого и не видано было.
Были там самые лучшие в свете плоды.
Понастроил он там самых лучших домов,
самых красивых дворцов, таких и не видано
было прежде; они были золоченые и самыми
лучшими в свете вещами раскрашены. Провел
он там каналы; в одних было вино, в других
— молоко, в третьих — мед, а в иных — вода.
Самые красивые в свете жены и девы были
тут; умели они играть на всех инструментах,
петь и плясать лучше других жен. <...>
В их обязанности входило одаривать юношей,
что попадали сюда, всеми удовольствиями
и наслаждениями. Здесь было множество
различных одеяний, лож, еды и всего, что
можно было пожелать. Здесь не вели речи
ни о чем грустном и было не принято отводить
время чему-либо, кроме игры, любовных
утех и удовольствий. И девы те, одетые
столь изысканно в золото и серебро, резвясь,
прогуливались бесконечной чередой по
саду и дворцам; ведь те жены, что жили
в саду, были заперты и никогда не выходили
наружу.
Сад этот, толковал Старец
своим людям, есть Рай. Разбил
он его таким точно, как
Содержал Старец при своем
дворе всех тамошних юношей
от двенадцати до двадцати
лет, тех, что пожелали стать
доблестными воинами и
Сообщая дальнейшие подробности о том,
как Старец Горы готовит ассасинов к абсолютному
послушанию, Марко Поло утверждал:
Проснется юноша и, как увидит
всё то, что я вам описывал, поистине уверует,
что находится в Раю, а жены и девы во весь
день с ним — играют, поют, забавляют его,
всякое его желание исполняют; всё, что
захочет, у него есть; не вышел бы оттуда
по своей воле.
Двор свой Старец Горы держит отлично,
богато, живет прекрасно; простых горцев
уверяет, что он — пророк; и они этому поистине
верят.
Захочет Старец послать куда-либо кого
из своих убить кого-нибудь, приказывает
он напоить столько юношей, сколько пожелает,
когда же они заснут, приказывает перенести
их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце,
изумляются, но не радуются от того, что
из Рая по своей воле они никогда не вышли
бы. Идут они к Старцу и, почитая его за
пророка, смиренно ему кланяются; а Старец
их спрашивает, откуда они пришли. Из Рая,
отвечают юноши и описывают всё, что там,
словно как в раю, о котором их предкам
говорил Мухаммад; а те, кто не был там,
слышат всё это, и им в Рай хочется; готовы
они и на смерть, лишь бы только попасть
в Рай; не дождутся дня, чтобы идти туда.
Старец отвечает им: «О чада, следуя воле
нашего пророка Мухаммада, тому, кто защитит
его приверженца, он дарует Рай. И если
будете послушны мне, то удостоитесь его
благосклонности». Таким образом, он вдохновлял
всех этих людей на гибель, чтобы попасть
в Рай, дабы тот, кому Старец прикажет идти
на смерть своим именем, чувствовал себя
счастливым и был твердо уверен, что удостоится
Рая. Так, многие владетели или люди, что
были врагами Старца, были убиты его адептами
— ассаси-нами, поскольку никто из них
не боялся смерти, если только мог выполнить
повеление Старца. И они, будто безумцы,
подвергали себя любой опасности, страстно
желая погибнуть вместе с врагом своего
господина и презирая жизнь. И по той причине
этого деспота боялись во всех странах.
Захочет Старец убить кого-либо из важных,
прикажет испытать и выбрать самых лучших
из своих ассасинов; посылает он многих
из них в недалекие страны с приказом убивать
людей; они идут и приказ его исполняют;
кто останется цел, тот возвращается ко
двору; случается, что после смертоубийства
они попадаются в плен и сами убиваются.
Вернутся к своему повелителю те, что спаслись,
и рассказывают в точности, как дело сделали;
а Старец устраивает пир да веселье великое;
смельчаков он хорошо знает; за каждым
из посланных он отряжает особых людей,
и они ему доносят, кто смел и ловок в душегубстве.
Захочет Старец убить кого-либо из важных
или вообще кого-нибудь, выберет он из
своих ассасинов и, куда пожелает, туда
и шлет его. А тому говорит, что хочет послать
его в Рай и шел бы он поэтому туда-то и
убил бы таких-то, а коль сам будет убит,
то тотчас же попадет в Рай. Кому Старец
так прикажет, охотно делал всё, что мог;
шел и исполнял всё, что Старец ему приказывал.
Кого Старец Горы порешил убить, тому не
спастись. Скажу вам по правде, много царей
и баронов из страха платили Старцу дань
и были с ним в дружбе. [Пер. со старофранц. И.П. Минаева.)
В конце очерка Марко Поло сообщает, что
Старец имел двух представителей в Дамаске
и в Курдистане, которые вели себя так
же и имели те же обычаи. И что конец Старца,
известного как Алаодин, наступил, когда,
будучи осажден три года кряду, он со всеми
своими людьми и ассасинами был убит монголами,
которые разрушили и его замок, и «райский
сад».
В рассказе Марко Поло о
Старце Горы и его ассасинах комплекс
легенд о них приобретает законченный
вид. Отсутствует лишь сюжетная линия
о «смертельном прыжке». Оригинальный
авторский вклад Марко Поло состоит
в рассказе о тайном «райском саде»
Старца Горы. Оказывается, этот сад
Старец устроил в своей резиденции
с единственной целью — ввести
в заблуждение будущих фида'и,
поскольку обещание в качестве награды
Рая в мире ином было не более, чем
обман. Обучение фида'и проходило
в несколько этапов, на последнем
из которых дезориентированные и
одураченные молодые люди, будущие
фида'и, оказывались ненадолго в
«райском саду», где отдавались плотским
утехам, попадая в сети неодолимого
желания вновь и вновь тешиться
этими удовольствиями в обстановке
роскоши и великолепия. В отчете
Марко Поло «легенда о гашише»
низведена до подчиненного положения
по отношению к «легенде о рае»,
отныне обретающем свое земное измерение.
Самим же фида'и предоставляется
не просто возможность испытать видения
и грезы, вызванные наркотиком, как
в описании Арнольда Любекского, но
они подвергаются воздействию опиума
или другого подобного вещества непосредственно
в момент их введения в «райский сад» и
выхода оттуда. Этот сокровенный сад весьма
похож на коранический Рай, обещанный
Мухаммадом праведникам. Чтобы усилить
притягательность своих злодейских Замыслов,
Старец в интерпретации Марко Поло стремится
быть похожим на Пророка.
Надежды фида'и на обретение рая в мире
ином сообразно заслугам в этом мире трансформированы
Марко Поло в неутолимую жажду плотских
радостей. Фида'и становятся послушниками
Старца только потому, что одержимы желанием
вернуться в тот «сад», где они так глубоко,
но, увы, ненадолго погружались в не поддающиеся
описанию удовольствия, доступные другим
лишь в Раю мира иного, представлен ного
в Коране. Испытав вкус радостей «сада»
Старца, фида'и уже более не озабочены
Раем небесным. Отныне они томимы страстью
к удовольствиям тайного земного «сада»,
скрытого во дворце, что притаился в замке
Старца. Вход в тот «сад» — под его строгим
надзором. Повторно допускаются туда,
уже навечно, лишь те ассасины, или фида'и,
которые, верно служа ему, выполнили свою
смертельно опасную миссию. Вот откуда
бесстрашие ассасинов и их безграничное
послушание Старцу в течение всей их жизни.
Свод Марко Поло очевидным образом наследовал
ранним европейским версиям легенды об
ассасинах. Однако эта литературно обработанная
компиляция, приобретшая популярность
у самой широкой аудитории, и стала считаться
первоначальным вариантом. Венецианский
путешественник не считал себя обязанным
своим европейским предшественникам,
не упоминал он и о собственном вкладе
в легенды об ассасинах. При всем том его
версия представляет собой отступление
от основополагающего корпуса легенд,
связанное, в частности, с привлечением
других источников. Так, Марко Поло утверждает,
что слышал о Старце Горы и его ассасинах
в Персии от местных жителей. Как бы там
ни было, но местом действия сюжетов, которые
до тех пор касались лишь сирийских низаритов,
отныне оказывается Персия. Да и сами легенды
впервые стали связываться с общиной персидских
низаритов Аламута. Более того, нельзя
упускать из виду утверждение нашего венецианского
странника о том, что он «собственными
глазами» наблюдал жизнь азиатских государств,
и потому плоды его фантазии были восприняты
ев ропейскими читателями как достоверные
факты.
Известно, что Марко Поло следовал в Китай
по восточным окраинам Персии, югу Хорасана
— Кухистану, бывшей низаритской территории.
Там он, бесспорно, мог видеть руины замка,
одного из многих подобных бастионов,
ранее находившихся во владении местных
низаритов. Однако он не заезжал в сам
Аламут, который, как кажется, подразумевается
в его очерке. Судя по всему, описание ассасинов
основано не на личных наблюдениях венецианца.
Если оно и принадлежит Марко Поло, то
остается предположить, что ряд подробностей,
касающихся Аламута и общины персидских
низаритов, он почерпнул в более ранний
период от своих персидских информантов.
Имя вождя персидских низаритов — Алаодин
и сообщение, что сей Старец имел наместника
в Сирии, должно быть, относились к подробностям,
почерпнутым молодым Марко Поло на пути
через Персию. Однако на самом деле его
Старец Алаодин — это Ала ад-Дин Мухаммад
III (1221—1255 гг.), предпоследний владыка государства
низаритов в Персии. Последним правителем
был его сын Рукн ад-Дин, который в 1256 году
сдался монголам и был убит несколькими
месяцами спустя в Монголии. Наблюдательный
Джувайни, посетивший Аламут в 1256 году,
вскоре после частичного разрушения крепости
монголами, не обнаружил там никаких следов
«сада», прославленного Марко Поло. Наличие
такого «райского уголка» у исмаилитов
Персии не было подтверждено ни Рашид
ад-Дином, ни каким-либо иным мусульманским
источником. В то же время на Джувайни
произвела сильное впечатление организация
в Аламуте системы водоснабжения и складского
хозяйства для хранения продуктов.