Комментарий к Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:27, статья

Краткое описание

Включение в закон не только новых норм, но и старых, измененных последующим законодательством, применительно к древнерусским памятникам права известно и по новгородской уставной грамоте кн. Святослава Ольговича 1136/37 г. Здесь перед изложением нового порядка материального обеспечения новгородской епископии (фиксированная сумма, заменяющая десятину от вир и продаж) указывается система такого обеспечения в Южной (Киевской) Руси и в Новгороде до вокняжения Святослава Ольговича.

Вложенные файлы: 1 файл

Kommentary_k_Russkoy_Pravde.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

329 О бортных  знаменах, сохранившихся с ХVI – ХVII вв. см.: Коткова Н.С. Названия русских бортных знамен – историко-лингвистический источник.- В кн.: Исследования по лингвистическому источнико-ведению. М., 1963.

330 Смирнов  И.И. Очерки, с. 56.

Статья 72

Тот же характер имеет  нарушение других знаков собственности: участки леса с бортными деревьями ограничивались вырубленными на коре знаками, вокруг отдельных полей (рольи) шли межи — нейтральные земельные полосы. В грамоте новгородскому Юрьеву монастырю 1134 г. князь Всеволод велел учинити межу промежь Юрьевым монастырем и Пантелеевым монастырем и обозначил ее направление331 . Нарушение и уничтожение межей, как и установка тына (забора, ограды), нарушающего границы дворового участка (дворной межи), также наказывались продажей. Норма соответствует ст. 34 Краткой Правды, но здесь введено указание на различные объекты земельной собственности и изменен характер ответственности нарушителя — продажа вместо возмещения ущерба.


331 ГВНП, с. 139.

Статья 73

Дубы — наиболее заметные и долговечные деревья — служили естественными ориентирами при установлении межи; на них наносились также знаки.


Роззнаменование – уничтожение знака, т.е. нарушение  права собственности.

Перетнеть (от тяти – рубить) – перерубить ограждение в лесу.

 

Статья 74

Статья устанавливает  размеры дополнительной платы княжеским судебным чиновникам при взыскании ими продажи. Эта статья имеет близкое соответствие с установлением о поконе вирном (ст. 42 Краткой Правды и ст. 9 Пространной Правды), но посвящена обеспечению деятельности другого чиновника, собиравшего не виры, а продажи. Из продажи в 12 гривен судья получал 2 гривны 20 кун, т. е. 1/5 часть, как и при сборе вир. Кроме того, община, где происходил суд, обязана была обеспечить судью и его помощника (отрока) мясом и другими продуктами по потребности, а их коней — овсом и выплатить перекладную пошлину (см. о ней комментарий к ст. 9 Пространной Правды). Как и при сборе вир, долей уголовных штрафов обеспечивался только сам судья, а его помощник — отрок — получал лишь довольствие. Община оплачивала и стоимость меха — мешка, в котором хранились собранные продажи и отчисления в пользу судьи.

Некоторые исследователи (И. Беляев, А. А. Зимин) считают, что указанные 2 гривны 20 кун должны были выплачиваться судье сверх полученных в продажу 12 гривен, а не входили в состав этой суммы. Но аналогия с выделением вирнику 8 гривен из 40 и 16 из 80, другие расчеты ставок в 60 кун (50 и 10) и т. д. указывают на то, что и здесь судья получал долю продажи. Заглавие и термин наклади нужно, очевидно, относить не к этой доле продажи, а к другим платам (по Е. Ф. Карскому, это расход, издержка), в частности к содержанию общиной судьи с его отроком. Сравнение со статьями о поконе вирном позволяет согласиться с И. Болтиным и А. А. Зиминым, что отрок в первом случае назван вместо старшего княжеского дружинника — судьи (может быть, мечника), который сам приезжал с помощником-отроком. Эта замена связана с тем, что в XII в. в процессе развития дворцово-вотчинной системы управления отроки — младшие члены дружины все больше занимаются выполнением функций княжеских судей; они участвуют и в сборе сметной гривны кун (ст. 20), что должен был делать вирник, и, вероятно, в сборе вир.

Система денежных уголовных  штрафов и процентного отчисления пошлин судьям от каждой виры, продажи или сметной гривны не могла не способствовать искусственному увеличению количества уголовных дел князьями, их вирниками, мечниками, отроками и числа связанных с ними штрафов. Об этом писал в конце XI в. современник, вспоминавший древних князей и мужей их, которые не в пример новым не собираху многа  имения, ни творимых (искусственных) вир, ни продажь въскладаху на люди, но оже будяаше правая вира, а ту взимааше и дружине на оружие дая332.


Разореть (орати  – пахать) – перепашет межу в  поле.

Подотнеть –  подрубит.

Знаменный –  имеющий знак.

Межный –  стоящий на меже.

332 ПСРЛ, т. V, в. 1, 1925, с. 8-9.

Статьи 75—76

За уничтожение борти (возможно, во время рубки леса) устанавливался трехгривенный уголовный штраф, как и за сожжение борти по ст. 32 Краткой Правды. Кроме того, за дерево, на котором она находилась, — полгривны. Близость построения ст. 75 и ст. 80 может свидетельствовать о том, что плата за дерево — это возмещение собственнику бортного дерева, которым может быть и не князь, а другой землевладелец. Разграбление борти наказывалось той же продажей, а размер возмещения собственнику зависел от того, взят ли был хозяином собранный пчелами мед или нет (пчелы не лажены).


Олек –  верхняя часть борти, где оставался  мед для питания пчел.

Статья 77

Статья устанавливает  пределы ответственности членов общины за преступление (кражу), которое было совершено неизвестным  лицом на  ее территории.  Вора  следует  искать по  его следу. Предполагается несколько случаев. Первый – след вора может вести к селу феодала или к товару — купеческому обозу или пастушескому стану, временно обосновавшимся на земле общины. Второй случай — члены общины (они) определили по следу, что вор ушел за пределы их территории. Если они этого не сделают, не будут выяснять куда ведет след, или откажутся это делать, они отвечают за кражу (платят и продажу и возмещение ущерба потерпевшему). Если след выводит на большую дорогу (на гостинец) где нет поселений, или к безлюдному месту (на пусте), община не должна отвечать за кражу. Процедура преследования по следу должна была вестись с участием чужих людей, не принадлежавших данной общине, являвшихся понятыми, чтобы исключить предвзятость ее результатов. Эта процедура отличалась от свода и была неизвестна Краткой Правде. Учитывая разнообразие возможных вариантов и обеспечивая объективность расследования, статья свидетельствует об определенном развитии процессуального права.

Эта новая статья, не имевшая  аналогии в Краткой Правде и возникшая, вероятно, в XII в. (хотя и исходившая из ранних норм), указывает на существование соседской общины, подчиненной феодальному государству и осуществлявшей власть над определенной территорией.


Женути –  гнать, преследовать.

Статья 78

Самоуправство относительно смерда со стороны не представителей государственной власти, а рядовых лично свободных смердов карается уголовным штрафом. Кроме того, потерпевшему полагается  возмещение  ущерба.  Не  санкционированное властью  насилие   над  боярином  карается  штрафом,  в четыре раза более высоким,  но возмещение ущерба остается тем же, что и у простолюдина. М. Ф.   Владимирский-Буданов объясняет это отсутствием корпоративности, которая могла бы объединить бояр юридически333. По сравнению со ст. 33 Краткой Правды данная статья показывает развитие феодальных отношений  на  Руси,   предполагая  существование  наряду с лично свободными смердами также частновладельческих (боярских) смердов.   Б. А. Романов   считал,   что   вставка   в  Пространной Правде слова смерд относится только к смерду в первой части статьи, а не к огнищанину во второй ее части334. По мнению А. А. Зимина,   «здесь  делается  особое  ударение на возможность покушения на огнищанина со стороны смерда» 335.

Огнищане упоминаются  среди новгородской знати в Новгородской Первой летописи: Прииде Ростислав (Мстиславич) ис Кыева на Лукы (будущие Великие Луки) и позва новгородци на поряд (на совет): огнищаны, и гридьбу, и купце вятышии   (лучшие)336.

333 Правда Русская,  т. II, с. 575.

334 Правда Русская,  т. II, с. 576

335 Памятники  русского права. Вып. первый, с. 173.

336 Новгородская  Первая летопись, с. 219, 1162 г.

Статья 79

Похищение речных и морских  судов наказывается уголовным штрафом в зависимости от цены судна, а само судно должно быть возвращено владельцу. Перечислено пять видов судов: челн — малое пассажирское судно, выдолбленное из ствола дерева; речная лодья — грузовое судно; струг — также речное грузовое судно, гребное или парусное; набойная лодья — большегрузное судно с надставленными в высоту бортами, с палубой; морская лодья — большое килевое судно, также с палубой. Сравнительно со ст. 35 Краткой Правды эта статья показывает значительный успех в судостроении на Руси, что является также свидетельством и распространения судоходства, и развития частной собственности на эти средства транспорта. На страже последней стоит кодификатор, которого, однако, больше интересуют доходы, поступавшие от государственного суда, чем размеры возмещения собственнику.

Статья 80

За повреждение сети для ловли птиц (перевеса) выплачиваются продажа и возмещение собственнику.


Подотнеть вервь  – перерубит веревку.

Статья 81

Как и в случаях  с повреждением борти и похищением из нее меда, предусмотренных в  ст. ст. 75—76, кодификатор различает такие преступления, как повреждение ловчей сети и кража из нее диких птиц. Значительная (от 5 до 15 раз) разница в штрафах за похищение ястреба и сокола, с одной стороны, и дичи — с другой, связана с тем, что крупные хищные птицы, специально дрессированные, использовались для охоты. Перечень птиц, которых ловили в XII в., сравнительно со ст. 36 Краткой Правды не изменился — все они были известны на Руси очень давно.

Статья 82

Статья устанавливает  за похищение воза сена или дров возмещение потерпевшему в размере  2  ногат,  т. е. 5 кун вместо 9 кун по ст. 39 Краткой Правды. Это может свидетельствовать об изменении соотношения цен на указанные предметы и повышение курса денег (серебра или его заменителей). Необычна для Пространной  Правды  ставка  продажи  за  кражу сена или дров — 9 кун,  в то время как уголовные штрафы в ней имеют   размеры   60   кун,   3   и   12   гривен.   Как   предполагают В. И. Сергеевич и А. А. Зимин,  размер продажи внесен ошибочно   в Пространную   Правду   из   соответствующей   статьи Краткой Правды, где ставка 9 кун является возмещением владельцу. Если это так, то можно считать, что здесь при формировании текста Пространной Правды кодификатор пользовался  не  практикой,  записью норм  обычного  права,  а  обновлял и приспосабливал к условиям XII в. норму писаного права — Краткой Правды.

Статья 83

За поджог хранилища собранного урожая — гумна или двора (основного комплекса хозяйственных и жилых построек) виновный подвергался потоку и грабежу. Эта архаичная высшая мера наказания относилась только к преступлениям, которые ставили под угрозу самую возможность существования древнерусской семьи. На догосударственный период происхождения этой меры наказания указывает второстепенная, вспомогательная роль княжеской власти в ее осуществлении.

По мнению А. А. Зимина, эта статья свидетельствует, что  представители господствующего  класса добиваются принятия постановлений, карающих потоком и разграблением лиц, пытавшихся открыто выступать против них337.


337 Памятники  русского права. Вып. первый, с. 175.

Статья 84

Намеренное уничтожение  чужого коня или рогатого скота влечет за собой уплату продажи по высшей ставке и возмещение ущерба потерпевшему. Противоречие мер наказания за преступление, которое здесь обозначено как конь порежетъ (продажа), и за кражу коня (значительно более сильное наказание — поток (см. ст. 35) можно объяснить тем, что украденный конь мог быть продан, что приносит вору выгоду, а погубленный такой материальной выгоды не приносит.


Урок –  в данном случае размер платы за ущерб в результате гибели скота (см. в ст. 45 уроци скоту).

Статья 85

Статья регламентирует порядок использования холопа в  качестве свидетеля. Его показания  можно привлекать только в исключительных случаях, когда на этом настаивает истец, и то, как оговорено в статье, не для определения действительной виновности обвиняемого (что мог бы сделать свободный свидетель своей присягой), а только для возбуждения уголовного дела против указанного холопом — свидетелем лица. Сама же вина определяется в результате «божьего суда» -испытания железом. Но если испытание железом не приводило к доказательству вины подозреваемого, то обвинитель должен был уплатить ему возмещение, поскольку поверил показаниям холопа. Использование свидетельства холопа в суде указывает на эволюцию положения холопа в сторону феодально-зависимого крестьянина, обладавшего определенной хозяйственной самостоятельностью.

Статья 86

Статья устанавливает  размеры судебных пошлин при применении железа в судебном процессе: в государственную казну (железное), судебному чиновнику (мечнику) и судебному исполнителю — детьскому, который и проводил, вероятно, это испытание.

Статья 87

Если испытание железом  проводится не потому, что использовано свидетельство холопа, а по подозрению (запа), которое трудно проверить (человека видели ночью около места преступления), или по показанию свободного, но оно не докажет вины обвиняемого, то возмещение ему не полагается, а обвинитель платит только железное.

Статья 88

В Русской Правде до сих пор не предусматривалась защита жизни свободной женщины, а уделялось внимание только материальному ущербу,   который   наносило   феодалу   убийство принадлежащих вотчинному хозяйству  ремесленницы, кормилицы  и  просто  рабы   (ст. ст. 15—17   Пространной   Правды). Значит ли это, что жизнь женщины не была защищена и ее мог   убить    каждый?    Конечно,    нет. Церковное    законодательство, судя по Уставу кн. Ярослава о церковных судах, охраняло честь замужней женщины и дочери и наказывало не только изнасилование, но и избиение, и оскорбление словом. Памятники древнерусского права, соединявшие светские и церковные нормы, такие, как международные договоры Новгорода   с Готским   берегом   конца   XII в.,    Смоленска   с   Ригой 1229 г. и середины XIII в.,  также охраняют честь женщины. Но церковное законодательство не устанавливало ответственности за убийство  женщины  перед  церковной  властью.   Это свидетельствует о том, что такое преступление подлежало не церковной, а светской юрисдикции — княжеской. Таким образом, можно считать, что ст.  88 была заимствована Пространной Правдой из предшествующего  источника,  отличавшегося от Краткой Правды и содержащего нормы права, также относившиеся к раннему времени.  Половинная ставка уголовного штрафа за убийство женщины по сравнению с мужчиной находит  аналогию  в   половинной   ставке   штрафа   за   оскорбление женщины в Краткой редакции Устава кн. Ярослава о церковных судах:  за острижение головы и бороды там установлено 12 гривен (кун), за избиение чужой жены — 6 гривен (кун).

Информация о работе Комментарий к Русской Правде