Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества
Лекция 2. Формирование на территории Казахстана пастбищно-кочевого скотоводства. Скотоводческая община.
1. Обширная
территория Казахстана, располагаясь
на стыке различных
Географические условия Казахстана характеризуются:
- повышенной величиной солнечной радиации, засушливостью, резко выраженной аридностью, континентальностью, бедностью водных и почвенных ресурсов, дефицитом атмосферных осадков, что, в свою очередь, обусловливает крайне скудный растительный покров, резкие колебания урожайности, низкую кормовую продуктивность пастбищного травостоя.
Вследствие
этого данная зона
2. В результате освоения человеком аридной зоны Евразии была выработана особая стратегия природопользования и социокультурной адаптации – кочевое скотовоческое хозяйство. Кочевничество на протяжении почти трех тысячелетий оставалось главной формой жизнедеятельности и способом существования населения на территории Казахстана. Земледелие всегда играло вспомогательную и второстепенную роль. Только в Х1Х-ХХ столетиях в Казахстан пришло промышленное производство, и начался процесс урбанизации.
Генезис
кочевничества в течение 1 тысячелетия
до н.э. привел к появлению
большого количества подвижных
групп населения по всей
Но
проанализировать эти процессы
в полном объеме не
2. VIII – VII вв. до н.э. – это эпоха открытия и использования железа. В древней истории Казахстана эпоха железа делится на два периода:
- эпоха раннего железа с VIII в. до н.э. до III в. до н.э
- эпоха позднего железа – с III в. до н.э. до IV в. н.э.
Саки. В отличие от предшествующего периода эпоха раннего железа представлена письменными источниками – античными, персидскими и китайскими. Они сообщают информацию о различных племенах на территории Казахстана (туры, даи, массагеты, сарматы и др.) Саки – собирательное название.
Материальная
культура и общественный строй
саков имеют много общего с
племенами скифов. Поэтому древнегреческие
авторы называли саков азиатски
Сакские племена расселялись на огромной территории и их отдельные группы существенно различались как в хозяйственном, так и в культурном отношении. Но четко прослеживается их общность – (так называемая «скифская триада»: тип вооружения, одежда. «звериный стиль» в искусстве)
Многочисленные
источники называют саков скотоводами.
Скотоводство занимало господствующее
место в хозяйстве саков в
сочетании с земледелием. Форма
хозяйства саков определялась природными
условиями, близостью к городским
центрам, торговым путям и представляла
смешанный тип хозяйства и
смешанный образ жизни: оседло-кочевой.
Основными видами скота были лошадь,
овца и верблюд. Важнейшим направлением
скотоводства саков было коневодство.
В степных и полустепных
Высокого уровня развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой
В I тыс. до н.э. в Евразии шла оживленная торговля между странами Запада и Востока, Средиземноморья и Китаем. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать «степной путь».
Общественный строй В VII – III в до н.э. сакские племена объединялись в союзы племен. Тип общественного устройства – военная демократия. Во главе союзов племен стояли верховные вожди, которых называли царями. Цари избирались советом вождей. Важнейшие дела обсуждались на народном собрании. Хотя произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они наравне с мужчинами участвовали в войнах и имели право быть верховными вождями. Среди саков развивалось имущественное неравенство. В обществе выделились 3 группы населения: воины, жрецы, общинники (пастухи и земледельцы). Пленных превращали в рабов.
Саки
участвовали в исторических
Саки поклонялись силам природы - Солнцу, Ветру, Грозе, Грому. У них был распространен культ Митры. Главным компонентом в искусстве был «звериный стиль», сложившийся в VII веке до нашей эры и получивший распространение у населения обширной зоны степей Сибири, Казахстана, Поволжья и юга Европы. Основной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались предметы быта, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя.
Большинство
исследователей признают индоиранскую
языковую принадлежность саков, а
часть считает, что они говорили
на прототюркском языке. При раскопках
кургана Иссык найдена
Для скифо-сакских захоронений, как и для захоронений эпохи бронзы характерен курганный обряд погребения.
У саков прослеживается
Таким образом, эпоха саков представляла собой высокоразвитую цивилизацию, сложившуюся в степной части Центральной Азии.
История усуней – сложная научная проблема. Первые сведения об усунях появляются во П в. до н.э. Термин «усунь» означает «внуки ворона», что связано с легендой об их происхождении. Китайские ученгые освещают историю усуней до Ш в. н..э.. Усуни жили на территории Джунгарии, а во П в. до н.э. появились в Юго-Восточном Казахстане.
Усуней, как и
саков, большинство ученых
Усуни вели кочевой образ жизни. Усуни испытывали влияние Китая, враждовали с хунну. Много династийных браков с принцессами из Китая. Право на усуньский престол оспаривали как сторонники хунну, так и представители прокитайской оиентации. Но в сер. 1 в. до н.э.. в рез-те междоусобиц гос-во распалолсь на 2 владения - великого и малого гуньмо.
Хунну (гунны). Существует представление о том, что существовала гигантская империя гуннов, образованная их завоеваниями, простиравшаяся на территории почти всей Евразии и существовавшая несколько столетий. Но не все исследователи с этим согласны. Н.Э.Масанов в книге «История Казахстана::народы и культуры» отмечает, что «история гуннов» вобрала в себя историю десятков различных племен и была мистифицирована западноевропейской культурой. В образе гуннов выступали все кочевники. Наши племена хунну (к.Ш в. до н.э.- 1 в н.э.) и центральноевропейские гунны (1У-У в.в. н.э.) разделены пространством и временем. (с.27)
Хунну (сюнну) жили на границах Северного Китая. Впервые упоминаются в китайских источниках в к. Ш в. до н.э.
Хунну
вели кочевой образ жизни.
Большинство исследователей
Археологические
данные свидетельствуют, что в
это время в отличие от
Китайские источники указывают, что в среднем течении Сыр-Дарьи располагались племена кангюй ( канцзюй, кангха). Они находилоись в тесных контактах с хунну, усунями, китайцами. Китайские хроники сообщают, что на востоке кангюй подчинен хунну Их часто связывают с поздним этнонимом «канглы», который упоминается в конце 1 тысячелетия н.э. Большинство ученых считает кангюй иранцами, но позднее они, видимо, были тюркизированы. Ряд исследоватеолей считает, что кангюй – не этническое, а политическое образование и в его составе были представлены и иранцы, и тюрки.
Сведения
о государственном объединении
кангюй отрывочны и
В 1-П в.в.
н.э. кангюй контролирует
Античные
авторы, рассказывая о событиях 1У
в. до н. э.., не упоминают
кангюй. Видимо, их возвышение произошло
в Ш-П в.в. до н.э., что связано
с усилением гегемонии и
Кангюй китайские источники называют
«кочевым владением» (600 тыс неселения,
120 тыс. войско). Но в другом
месте говорится, что народ
живет внутри глиняных стен. Известен
столичный город Битянь. Но правитель
имел также и летнюю
Территория, занимаемая государством кангюй была очень разнообразна по природно-климатическим условиям. В Хорезме, Приаралье, Ташкентском оазисе развивалась оседлость, формировались древнейшие поселения и города (Куль-Ата, Актобе). В Население, занимавшееся кочевым и полукочевым скотоводлством и поливным земледелием было гармонично объединено. Причем кочевники и оседлое население были этнически родственны, имели общие культурные корни. Уже в первые века н.э. были построены крупные каналы (до 20 км.), плотины, дамбы. Население Кангюя было вовлечено в междунардную торговлю с Индией, Китаем.
Контрольные вопросы:
1. Почему
кочевничество стало главной
формой жизнедеятельности
2. Что означают термины «аридность», «аридная зона»?
3 Как влияли кочевники на жизнь оседло-земледельческого мира?
4. Четко прослеживается общность сакских племен (так называемая «скифская триада»). Охарактеризуйте характерные черты этой общности.