Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества
Необходимо
иметь в виду, что контроль со
стороны хана над кочевыми общинами
в целом был ограничен, т.к. они
были рассредоточены по всему пространству
региона Следовательно
1. 4. Отношение кочевников
к земле определялось
Вопрос об институтах власти остается спорным в исторической литературе:
2.1. Система общественных отношений В казахском кочевом обществе фиксируется дуализм форм собственности - частносемейная собственность на скот и общинная собственность на землю. 1. Каждый член семьи имел свои особые права на определенную долю семейного имущества. Каждый из сыновей – на надел (енши) и на калым. После выделения сыновей и замужества дочерей оставшуюся часть имущества наследовал обычно младший сын (система минората). 2. Согласно обычному праву признавалось право общины на пастбищные угодья. 3. Существовала собственность на водные источники - право «первого использования» колодца теми, кем он был создан или принадлежал предкам. Или право «первозахвата» на естественные водоемы – община могла свободно расположиться у водоисточника, придя к нему первой. Но постепенно на одном полюсе происходила концентрация скота, собственности и имущества в руках немногочисленного слоя богатых скотовладельцев, а на другом – малоимущих скотоводов. Богатые – баи, бедные – кедеи.
2.2. Кроме
того, общество было
Племена
были объединены в три группы
- Старший, Средний и Младший
жузы. Общество было строго
2.3. В основе социальной
структуры традиционного
Таким образом, возрастной
Преобладание центробежных
2.4 Кочевая община выступает не просто как хозяйственная структура, а как механизм жизнеобеспечения этноса. Общинное, коллективное начало является основным принципом жизнедеятельности кочевого общества. Для кочевого общества характерна синкретичность Все элементы системы жизнеобеспечения взаимосвязаны и иногда могут подменять друг друга.
Система родства способствует регулированию количества и численности социальных групп. Одежда показывает статус человека. Даже угощение гостей - это ритуал.
Отдельные
элементы находятся в тесной
взаимосвязи со всеми
3.1. У кочевников были собственные представления о мире, Вселенной как целом - космология. Они имели астрономические знания.
Время понимается как циклическое, кругообразное. 12-летний цикл – мушель и 60-летний – полный мушель – в отличие от линейного времени не имеют ни начала, ни конца мира.
Этот принцип (цикличности)
В состав
традиционного мировоззрения
Главенствующая роль мужчины, старца, отца.
Традиция гостеприимства. При
кочевом образе жизни, когда
община была разделена на
В целом это устойчивая
3.2 Изустность - одна из особенностей культуры кочевых народов.
Устное творчество, будь то эпос,
сказка, миф, легенда представляет
собой наиболее универсальный
и эффективный способ передачи
межпоколенной информации, в нем
получают обоснование
Циклический принцип
Музыка неразрывно
связана со словом. Музыка
имела в казахском обществе
особое значение. Казахские жырау,
акыны, салы, серэ не являлись
лишь музыкантами. Слово и
. Музыка всегда сопровождала
казахов, особенно в
3.3. То же отношение к миру проявляется и в орнаменте: равноценность узора и фона, когда узор и фон точно повторяют друг друга, проникают друг в друга – вместе создают единое целое. А Мухамбетова видит здесь то же отражение циклического мышления: когда мы смотрим на орнамент, вдруг то, что было фоном, начинает восприниматься как узор – и наоборот – то же совмещение начала и конца. Выделяются также группы орнаментов – космогонический (Звезда, розетка, + «бегущие волны», геометрический, цветочный)
Гамма цветов также символизировала состояния природы и человека. Красный – активность , плодородие расцвет природы и и чел.жизни Сине-зеленый – «кок»- небо и трава. Черный –цвет ночи, зимы, желтый –степи. Т.О. орнамент- отражение мира на плоскости, пространственная модель мира кочевника.
3.4.
Неотъемлемой частью культуры
жизнеобеспечения кочевников
Таким образом, традиционная кочевая культура казахов, все составляющие ее элементы (сфера производства, социальные институты, мировоззрение, семья, быт) настолько органически связаны и взаимозависимы, что их невозможно представить вне связи с другими.
С.Аязбековой
предложен термин «Бикультура»:
современный казах является
Контрольные вопросы:
Литература:
1. История Казахстана: народы и культуры/ Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин и др. Алматы,2001.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А.,1992
3. Алимбай Н., Муканов М.С,
Аргынбаев Х.А. Традиционная
4. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-Ата и философия музыки казахов
5. Ибраева К.Т. Казахский
6. Казахи. Историко-этнографическое исследование А.1995
7. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов А., 1994.
8. Шаханова н. Мир традиционной культуры казахов. А.1998
Лекция 7. Политическая история казахского ханства в ХУ1-ХУШ в.в.
1. Основные направления
политической деятельности
2. Освободительная борьба
казахского народа против
Хронологический период истории Казахстана с 70-х г.г. ХУ в. до 30-х г.г. ХУШ в. можно охарактеризовать как период окончательного оформления и укрепления самостоятельного казахского ханства. Создание казахского ханства и расширение его территории отразили естественный процесс сближения родственных по происхождению и близких по образу жизни и культуре тюркоязычных групп кочевников. В основе их интеграции лежали общие интересы в хозяйственно-культурной и военно-политической сферах. В ходе консолидации этих групп населения формировался институт ханской власти.
1.1. В начале ХУ1 в. основными противниками казахских ханов были шайбаниды, утвердившиеся в Мавераннахре. Касым совершил ряд походов в присырдарьинские степи. Пытался овладеть Ташкентом. Под власть Касыма перешел Сайрам и прилегающие к нему селения (1513). В последующие годы Касым укрепил позиции Казахского ханства в Западном Семиречье и Туркестанском районе, что позволило ему переместить акценты во внешней политике на север Дешт-и Кыпчака, в кочевья Ногайской орды. К началу 20-х г.г. ХУ1 в. границы казахского ханства распространились на северо-запад до междуречья Яика и Волги, а на Севере – до Улутауских гор. Проблему расширения территории казахского ханства Касым решал как путем вооруженной борьбы, так и политическими средствами. При Касым-хане были установлены дипломатические связи между Казахским ханством и Московским государством. Казахи стали известны и в Европе (сведения о них были помещены в записках С. Герберштейна).
Численность населения Казахского ханства впервые достигла 1 млн. человек. С именем Касыма связывают создание свода законов.
1.2. После смерти Касыма обострились внутренние противоречия в казахском ханстве. 20-е – середина 50-х г.г. ХУ1 в. были отмечены политической нестабильностью и ростом центробежных тенденций и в конечном счете ослаблением позиций Казахского ханства.
Новый этап укрепления казахского ханства был связан с приходом к власти Хаккназара и Тевеккеля. Они проводили гибкую и прагматичную политику.
Хаккназар взял курс на упрочение позиций Казахского ханства на берегах Яика, на вытеснение оттуда ногайских мурз в сторону Волги. При Хаккназаре были установлены торговые связи с русским государством. Русские купцы доходили до Мангышлака. Иван Грозный хотел не только установить торговые отношения с казахским ханством, но и заключить с ним союз против Сибирского ханства Кучума.