Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества
Границы
Ногайской Орды, как и других
кочевых государств, менялись в
зависимости от
В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родов. Во главе улусов стояли мурзы, обладавшие неограниченной властью в своих владениях.
В XV в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды тесно связана с историей соседних ханств Поволжья, Сибири и Средней Азии. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов.
Сибирское ханство с 60-х годов XV в. до конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории современного северо-восточного Казахстана. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли кереиты.
Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязычные племена, известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша.
Контрольные вопросы:
Литература:
.
Лекция 5. Этногенез казахов
1.1. Проблемы происхождения казахского народа и образования его государственности – узловые в истории Казахстана. Они постоянно вызывали интерес исследователей и споры в научной литературе, а в последние десятилетия – и в публицистике Источники изучения этого периода немногочисленны. Единственный труд, созданный представителем казахов – сочинение Кадырали Джалаири, написанное в ХУПв. Сочинения мусульманских авторов посвящены правителям соседних с казахами областей, они содержат случайные или фрагментарные сведения о казахском ханстве. Единственное связное изложение ранней истории казахского ханства содержится в «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати.
1.2. В историографии проблемы этногенеза казахов представлены различные версии:
1. по вопросу о характере этногенетического процесса:
- миграционная концепция происхождения казахского народа;
- автохтонная концепция происхождения казахского народа;
2. по поводу времени сложения народности:
- домонгольская версия (А.И.Левшин; неоднократно подвергалась серьезной критике)
- этнополитическая версия (В.В.Вельяминов-Зернов; постепенно стала общепринятой)
- узбекская версия (Ч.Ч.Валиханов - узбек-казахи как народ сформировались раньше откочевки Джанибека и Керея.)
- собственно казахская версия (Н.Красовский – казахский народ сформировался в к.ХУ1 в., когда этноним «казах» окончательно стал самоназванием народа).
3. Какие факторы способствовали объединению:
- политические
- и политические, и этнические
- этнические
- общий тип хозяйства и образ жизни.
Таким образом, историография этногенеза казахов неоднозначна и противоречива.
2.1. Основные этапы этногенеза:
1. C середины 1 тысячелетия до нашей эры до середины 1тысячелетия нашей эры |
П.C середины 1тысячелетия нашей эры до середины П тысячелетия нашей эры |
Ш. Х1У – ХУ века |
- складывается единство |
- идет дифференциация признаков |
- завершающий период |
2.2 Представляется справедливым рассматривать этнос и среду его обитании я как целостность – этно-экологическую систему.
В пустынях
и полупустынях, степях Казахстана
господствовал только один тип
хозяйства – кочевое
В кочевых зонах преобладало натуральное хозяйство, родовые, межпоколенные связи. Отсюда приоритет родовых отношений в общественном сознании.
В смешанных зонах экономика была многоукладной, производство было больше ориентировано на сферу обмена, преобладали межгрупповые отношения.
2.3. 1этап - происходило накопление этноинтегрирующих черт культуры – в данном случае общекочевых. П этап - в отдельных регионах происходило культурное обособление, появлялись разнородные традиции, социокультурные стереотипы и т.д. Ш этап - после монгольского нашествия продолжается накопление однородных признаков, образуются государства на местной этнической основе. Они способствовали процессу завершения формирования казахской народности.
Сложившаяся народность с нач. ХУ1 века стала называться этнонимом «казак».
2.7. Данные антропологии подтверждают, что казахская народность сложилась в середине П тысячелетия нашей эры.
3.1. Сложившаяся этнокультурная общность стремилась к созданию своей государственности. Государство способствует сохранению языка, материальной культуры, обычаев, исторической памяти населения, объединению и защите его этнической территории. Государство выступает в качестве важнейшей интегрирующей силы, объединяющей обособленные этнические части казахского общества. В Казахском ханстве осуществилась окончательная консолидация единого народа.
Войны и усобицы замедляли процесс формирования казахской народности. Военные действия вновь и вновь разрывали объективно возникавшие хозяйственные, культурные и этнические связи. Миграции населения играли двоякую роль: с одной стороны, тормозили процесс сплочения народности, но в то же время создавали возможность общения близких по этническому происхождению коллективов. Т.о., социально-экономическое, этнополитическое и культурное развитие население в Х1У-ХУ в.в. подготовило условия для политического объединения казахского народа. Со всей необходимостью встала задача преодоления политической раздробленности и государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность.
Первые сведения
о Джанибеке и Керее относятся
к 50-м г.г. ХУ в. До этого они находились
в южной части Ак-Орды, где были
их наследственные земли. После поражения
Абулхаира от ойратов в к.50-х .г.,
он жесткими мерами стал наводить порядок,
повышал налоги. В ханстве
Абулхаира росло число
Контрольные вопросы:
Литература:
1. Асфендияров С.Д. История
Казахстана с древнейших
2. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-нач 16 века. А.,1977.
3. История Казахстана с
4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А.,1992
5. Мухаммед Хайдар Мирза. Тарих-
Лекция 6. Казахское ханство – общество и культура.
1. Организация системы власти
2. Общественные отношения. Социальная структура общества.
3. Материальная и духовная культура казахского народа.
1.1. Сложившаяся
организация системы власти у
казахов явилась закономерным
результатом длительного
1.2. Институт ханской власти был унаследован казахами от кочевников Могулистана и Восточного Дешт-и Кыпчака и опирался на сложившуюся в кочевом обществе систему социальных отношений. Эта система основывалась на многовековой традиции (ХШ-ХУ1 в.в.) разделения кочевников на «белую кость» и «черную кость».
Первая социальная группа –ак-суйек обладала наследственными привилегиями. К ней относились султаны–чингизиды и кожа. Только они могли занимать ханский престол. Попытка присвоить ханский титул нечингизидами воспринималась как противоправная и даже аморальная. Султаны не относились ни к одному из родов и племен, не подлежали суду биев и телесному наказанию. Они могли быть судимы только ханским судом.
1.3.Ханский титул мог быть приобретен лишь в результате официального акта избрания, провозглашения хана на курултае знати. Основными функциями ханской власти были координация неэкономических отношений, регулирование системы землепользования на уровне крупных родоплеменных групп, разрешение межплеменных противоречий, военно-политическая и судебная деятельность. Поэтому сила и влияние казахских ханов значительно возрастали в периоды военных действий, а в мирное время сводились к минимуму. Кроме того, хану принадлежала роль верховного судьи.