Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Краткое описание

МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества

Вложенные файлы: 1 файл

История Казахстана лекции..docx

— 151.47 Кб (Скачать файл)

Литература:

  1. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие/ Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева, А.Н. Алексеенко, Г.С. Баратова. Алматы, 2001.
  2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
  3. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины р. Или. Алма-Ата, 1963.
  4. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966.
  5. Миняев С.С. Исчезнувшие народы. Сюнну. М., 1988.

 

МОДУЛЬ 2.  КАЗАХСТАН В СРЕДНИЕ ВЕКА

 Лекция 3. Тюрки в истории Евразии

  1. Тюркский этнофеномен на территории Евразии.  Тюркский и Западнотюркский каганаты
  2. Государства тюргешей, карлуков, огузов в УШ-нач.Х1 в.в.
  3. Караханиды и кыпчаки (Х1-ХП в.в.)

                1. Тюркский этнофеномен на территории Евразии.  У1-ХП в.в. в истории Казахстана – это тюркский период.    Этноним «тюрк» впервые упоминается в 542 г. в китайских источниках,  в них описываются набеги тюрков на Китай. Китайцы считали тюрков потомками хунну. Тюрки пришли с Алтая, разбили племя аваров и основали  Тюркский каганат (551-603 гг.).  Вождь тюрков Бумын принял титул кагана  в 551 г.,  он объявил себя повелителем всех тюрок. Сплотить соплеменников Бумын мог, организовав военные походы против соседних народов и пообещав тюркской знати большую добычу.  Но в 552 г. Бумын умер. Его преемники: Кара-каган (552-553), Мукан – каган (553-572), позднее – Таспар-каган (572-581)  - добились успеха. В период своего расцвета Тюркский каганат занимал обширную территорию.     

              Покорив народы Центральной Азии, тюрки двинулись в Среднюю  Азию, где на территории от  Восточного Туркестана до Каспийского моря находились владения эфталитов. В 561 –563 гг. Муган –каган заключил союз с Ираном против эфталитов, и они были разбиты. Тюрки стали хозяевами Великого Шелкового пути! Затем тюрки заключили союз с Византией против Ирана и персы обязались платить дань.

                 Тюрки первыми стали широко  использовать жесткое седло и стремена, что повысило боевые качества конницы. Новинкой в военном деле были слегка изогнутые сабли тюрок. Важнейшим  направлением тюркской политикии было восточное, против Китая.

         Власть  тюркских каганов держалась не только на военной силе. Стремясь упрочить столь разнородный по своему составу Тюркский каганат, его правители, обратили свой взор на “великие религии”.  Раньше  всех этих религий в среде тюркской знати стал популярен буддизм. В тюркской среде распространялись также и христианство, зороастризм*, иудаизм.

        В то же  время у тюрков было  собственное мировоззрение – тенгрианство* или тюркский тенгризм.  Мир делился на Верхний, Срединный и Нижний мир. Верховное божество  - Тенгри – небо, как отец-прародитель, порождающее начало, покровитель людей. Срединный мир – Жер-Су  у казахов, Йер-Суб  у тюрков - Земля-Вода, с которой связываются надежды на плодородие и покровительство.     Нижний мир – куда уходят души умерших, где течет река слез, его божество – Ерлик.

        Именно с  древнетюркской эпохи поднимается  на новую ступень культура  степняков – возникла тюркская письменность, (руническое письмо), появилась письменная тюркская литература.   Известно более 150 памятников тюркского рунического письма.    

                     Восточный календарь, который  многие привыкли считать китайским,  японским, правильнее называть тенгрианским. Это самый сложный из календарей, в его основе лежат глубокие  астрономические знания, необходимые  кочевникам.

             Приобщение к мировым религиям  позволило тюркам освоить достижения иных цивилизаций – индийской, иранской, византийской, китайской. В определенной степени древние тюрки сыграли роль посредников между сравнительно изолированными ранее друг от друга очагами цивилизаций – дальневосточной и переднеазиатской. В условиях кочевой жизни, а иногда после перехода к оседлому и городскому быту тюрками была создана новая самобытная культура, занявшая свое место в мировой цивилизации того времени.

Тюрки, как и многие другие народы, не  избежали  внутренних противоречий. В 603 г. Тюркски1 каганат распался на  Восточный и Западный. Восточно-тюркский каганат находился на территории Монголии и существовал до 628 г. Затем на  его территории были Уйгурский каганат, Второй Восточно-тюркский каганат. Западно-тюркский каганат именуется «государство десяти стрел». Он занимал земли от восточных склонов Каратау до Джунгарии. Центр его находился в Семиречье, столица -   город Суяб В Зап-тюркском каганате высшие долности принадлежали роду кагана. Выделялись племена аристократические и зависимые. Фоормировался госуд аппарат. В государстве была удельная система, что порождало междоусобицы. .Период расцвета Западно-тюркского каганата – 1 половина УП Но  в результате междоусобиц произошло вторжение в Семиречье китайских войск  в 657 г. Управление каганатом стало осуществляться через китайского ставленника.

   2.  В районе Балхаша,  в Чу-Илийском  междуречье жили тюргеши – многочисленное племя, контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элик-каган в 699 г устранил ставленника китайского императора в Западнотюркском каганате и основал  Тюргешский каганат (704-756 гг.), главная ставка которого находилась в городе Суяб, а затем была перенесена в Тараз. Тюрегши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и,  несмотря на сопротивление Западно-тюркского каганата, им удалось захватить его южную часть и включить в состав Арабского халифата.

Тюргешский каганат укрепился  при правлении кагана Сулука. Сулук вел активную дипломатию, он женился на дочери кагана Восточного каганата, а также дочери царя Тибета, ему удалось нейтрализовать Китай. Однако большая опасность для тюргешей исходила от арабов, которые всячески пытались склонить Сулука на свою сторону, но он успешно боролся против них, за что арабы прозвали его Абу Музахим (“Бодливый”).               

В 737 г. его воины появляются в верховьях Амударьи, чтобы взять реванш за отвоеванную в 732 арабами Бухару. Кагана поддержали согдийцы. В короткий срок тюргеши вытеснили из Тохаристана арабские войска и окрыленные успехом рассеялись мелкими отрядами по стране. Недооценка арабской мощи дорого обошлась тюргешам. Сулук, с небольшими силами атаковавший арабов, был наголову разбит. В 739 г. арабские воины вторглись в пределы Тюргешского каганата и разбили тюргешского полководца Кули Чора. В июле 751 г. на реке Талас, недалеко от Тараза произошла Таласская битва. Карлуки в 756 г создали свое государство в Семиречье. на месте Тюргешского государства. Карлуки – это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем. В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации.. Владения карлуков были обширны и они правили около 200 лет (756-940). На юге карлуки граничили с уйгурами, на севере, востоке – с кимаками, которые укрепились  на территории Прииртышья, В УШ-1Хв.в. на территорию Северо-Восточного Казахстана выдвигаются племена кимаков (из Монголии)  а на западе карлуки граничили  – с огузами. Эти государства уцпоминаются в источниках 1Х- начала Х1 в.в. Огузы своей родиной считали Семиречье, но кимаки вытеснили их на запад и  наиболее компактно они жили в Приаралье, Прикаспии, в низовьях Сыр-Дарьи. Но в то же время у них было много общего в обычаях, культуре и в мирное время огузы кочевали к кимакам и наоборот, особенно тесные связи у них были в Х в. Огузы участвовали в исторических событиях своего времени –заключали союзы с русскими князьями и участвовали в разгроме Хазарского каганата и Волжской Булгарии                 У огузов была языческая религия, поклонение шаманам. Первым шаманом считается Коркут –ата. Его образ  оказал огромное влияние на складывающееся мировоззрение кочевников.                    

На рубеже Х-Х1в.в. все три государства стали  приходить в упадок. Карлуки продолжали борьбу против арабов, в их гос-ве усиливалась раздробленность и этим воспользовались тюрки-язычники из Кашгара. В 940 г. они взяли Баласагун.   Огузы уступали кыпчакам  и сельджукам.  В истории кимаков много проблем и противоречий, но те исследователи, кто основывается на арабских источниках, считают, что западной ветвью  кимаков были кыпчаки и они захватили политическую гегемонию на территории Казахстана в Х1 веке.    

      В 40-е годы X в. произошло падение державы карлуков и установление государства тюркской династии караханидов (942-1210 гг.). Родоначальником династии был Сатук Богра-хан (915-955 гг.), который в 942 г. объявил себя каганом. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр располагался в Чуйской долине, а ставка – в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара.

      В основе структуры  Караханидского государства лежала  феодальная по своей сути удельная  система. Государство было разделено  на ряд крупных и более мелких  областей – уделов, во главе  со своими правителями.    Важнейшим социально-политическим  институтом в государстве Караханидов  была военно-ленная система. Ханы  жаловали своим родственникам  и приближенным права на получение  с населения района, области или  города налогов, до того взимавшихся  в пользу государства. Такое  пожалование получило название  икта, а его держателя называли мукта, или иктадар.    Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XII в Жетысу и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.  

   В 960 г. во внутренних областях этого государства – в Семиречье ислам был принят в качестве государственной религии. Так тюрки средневекового Казахстана оказались в зоне мощного воздействия исламской цивилизации Передней и Средней Азии и стали ее неотъемлемой частью. Ярким свидетельством достижений  в культурной жизни тюркских народов на рубеже X-XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – “Кутадгу билиг” (“Благодатное писание”) Юсуфа Баласагунского, и “Диван-лугат-ат-тюрк” (“Словарь тюркских наречий”) Махмуда Кашгари, “Диуани хикмет” (“Книга премудрости”) Ахмеда Яссави.         Эпоха караханидов представляла собой качественно новый этап в развитии всех сфер общества. Лишь монгольское нашествие прервало этот естественный процесс.

                   Таким образом, этнический состав  населения Казахстана в У1-ХШ  в.в. был неоднородным, включал  в себя племена и народы  разного происхождения, языковой  принадлежности, расового типа. Среди  оседло-земледельческого населения  продолжали преобладать ираноязычные  группы, а среди кочевников все  заметнее становится преобладание  тюркоязычных племен.

 

Контрольные вопросы:

  1. Основные причины и факторы, способствовавшие    тому, что тюрки за короткое время добились  значительных успехов за господство в  Центральной Азии?
  2. Причины распада Тюркского и  Западно-Тюркского каганатов.
  3. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность Сулук-кагана.  Какое ему имя дали арабы за его смелость и отвагу?
  4. В чем историческое значение битвы при г. Атлах в 751 г. между китайцами и арабами в судьбах народов Центральной Азии, в т.ч. Казахстана?
  5. Особенности социально-экономического развития государства караханидов.

 

Литература:

  1. Абылхожин Ж.Б., Бурханов К.Н., Кадырбаев А.Ш., Султанов Т.И. Страна в сердце Евразии. Сюжеты по истории Казахстана. Алматы, 1998.
  2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
  3. Орынбеков М.  Предфилософия протоказахов. Алматы, 1994.
  4. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1992
  5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). – Алматы,  1993.
  6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-ти томах. Алматы, 1996. – Т.1.

 

Лекция 4. Казахстан в монгольскую эпоху. Государства на территории Казахстана в Х1У-ХУ вв.

1. Казахстан накануне монгольского нашествия

2. Завоеваниие монголами  территории Казахстана. Золотая  Орда.

3. Политическая история Казахстана в послемонгольскую эпоху.

1. Накануне монгольской эпохи степи Казахстана и Восточной Европы населяли племена кыпчаков, не имевшие единого государства. Степи Центральной Азии – монгольские кочевники, а также – джалаиры, найманы и  киреиты. Они впоследствии вощли в состав казахской народности. 

Значимы были и правители найманов и кереитов, создавшие на территории Монголии свои улусы, овладевшие письменностью, приобщившиеся  к христианству (1007). Накануне нашествия  Чингисхана  кереиты господствовали на территории всей современной Монголии и Алтая.

Х-ХП в.в. –  время расцвета городов Казахстана И оседлая, и кочевая часть  населения  входили в единую экономическую  систему, оба направления хозяйственной  жизни не могли нормально функционировать  без постоянного взаимообмена.

Таким многообразным был облик средневекового Казахстана  накануне нашествия Чингисхана.

Основным  источником по истории средневекового Казахстана  служат сочинения мусульманских ученых. Средневековая историография дает материал прежде всего по военной и политической истории. Этнические и социальные процессы отмечаются лишь вскользь, мимоходом. Поэтому необходимы тщательные исследования и использование всех возможных дополнительных источников – данных археологии, топонимики, нумизматики и т.д.

2. Уже в первые десятилетия XII в. монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в Китай, фактически контролировали весь Восточный Туркестан и Китай к северу от Хуанхэ. Теперь на пути Чингисхана в Восточную Европу и Переднюю Азию лежали Казахстан и Средняя Азия.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"