Но военных и политических
руководителей Англии и
Соединенных Штатов пугала
непредсказуемость советского руководства
во главе со Сталиным и самая
мощная в мире Советская армия, стоящая
в центре Европы. Уже в декабре 1945
г. американский президент Гарри
Трушэн открыто заявил, что
США «ответственны за дальнейшее руководство
миром». Для оказания давления
на СССР бывший премьер – министр
Великобритании Уинстон Черчилль
предложил использовать «американо-британскую
монополию» на атомную бомбу. А
5 марта 1946 г. он выступил в городе
Фултон (США) с пространной речью, считающейся
официальным объявлением «холодной войны».
Черчилль подверг резкой критике
сложившееся в Европе
послевоенное устройство.
Он призвал начать формирование
международных вооруженных
сил на основе «содружества
англоговорящих народов». На
Западе разрабатывали доктрину
сдерживания, главной задачей которой
было не допустить дальнейшего
распространения коммунизма. Именно с
такой целью 4 апреля 1949
г. был создан военно- политический
союз – Организация Североатлантического
договора (НАТО), ее членами с самого
начала являлись США, Великобритания,
Франция, Бельгия, Дания, Исландия,
Италия, Канада, Люксембург,
Нидерланды, Норвегия, Португалия.
В феврале 1952 г. в НАТО вступили Греция
и Турция, а в мае 1955 г. – Федеративная
Республика Германии. Но
структуры этого альянса
использовались в основном в интересах
США и Англии, из-за чего происходили
кризисы, например, в 1966 г.
Франция вышла из НАТО, сохранив
лишь политическое членство.
14 мая 1955 г. социалистические государства
Восточной Европы во главе
СССР создали собственный военный
блок – организацию Варшавского
договора (ОВД). Тогда и завершился
раскол мира на два противоборствующих
лагеря. Сложилась так называемая
биполярная (двухполюсная)
система. Она
определялась
соперничеством и взаимным сдерживанием
двух сверхдержав – СССР и США.
Из-за войны удельный вес Западной
Европы в промышленном производстве
сократился с 38 % в 1937 г. до 31%
в 1948 г., а в экспорте товаров
с 35% до 28%. Западноевропейские
страны сразу же после
войны оказались в экономической
и политической зависимости от
США, их золотовалютные резервы
с 9 млрд. долл. до 4 млрд. долл. в 1948
г. сократились и были
в 6 раз меньше, чем в США.
Экономика Соединенных Штатов
Америки вышла из Второй
мировой войны значительно окрепшей,
на эту страну приходилось
до 62% прямых зарубежных инвестиций
основных строек мира. Но
администрация США решила
оказать реальную помощь в
восстановлении экономики стран
Западной Европы и предложили
план Маршалла для этой
цели (7 июня 1947г.). Общая
сумма государственных ассигнований по
этому плану составила 17 млрд. долл.
(около 90 млрд. долл. в нынешних
ценах). Более половины этой
суммы получили Великобритания,
Франция и западная Германия.
Экономическую помощь предоставляли
западноевропейским странам на основе
двусторонних соглашений при условии
предоставления свободы предпринимательской
деятельности. И хотя 70% этой помощи
относилось к американским поставкам
продовольствия, топлива и удобрений,
главный смысл этого плана
был направлен на развитие
западноевропейской промышленности,
внутриевропейской промышленности,
внутриевропейской торговли и на укрепление
валют западноевропейских стран.
Эта помощь оказалась настолько
эффективной, что уже к 1949
г. вся
европейская
экономика вышла на довоенный
уровень.
Еще более впечатлительной оказалось
помощь США Японии. Экономика
этой страны находилась в полном
хаосе. Выпуск промышленной продукции
сократился до 20% довоенного
уровня. Как и в Германии,
программа восстановления хозяйства
Японии была разработана
по инициативе оккупационной
администрации, лично
ее командующего –
генерала Д. Макартура. Была
приглашена группа американских
предпринимателей и менеджеров
во главе с управляющим Детройтским
банком Д. Доджем, которые
и разработали соответствующую
программу. Наряду с крупными
вложениями заокеанским управляющим
удалось провести ряд демократических
реформ, были уничтожены крупные
конгломераты ВПК (дзайбацу), а
на их месте создавались
независимые фирмы. Упор развития
экономики был сделан на
гражданские отрасли (металлургия,
химия, судостроение, затем
автомобилестроение и нефтепереработка).
Результаты реформ были впечатляющими
за период с 1955 по
1970
г. среднегодовые темпы роста
экономики составляли 11%.
Но самые большие и страшные
потери понесла инфраструктура
Советского Союза. На временно
оккупированной фашистской Германией
территории СССР до войны
проживало 45% населения страны, производилось
63% угля, 58% стали, 60% алюминия,
38% зерна, 84% сахара. Враг захватил
территорию площадью в 4,8 млн.
кв. км., где производилось 33% промышленной
продукции, находилось 47% посевных
площадей. В результате военных
действий полностью или частично
было разрушено 1710 городов и
поселков и более 70 тысяч сел
и деревень, в которых было
сожжено и разрушено свыше
6 млн. зданий. Крова лишились
почти 25 млн. человек. Помимо
этого было разрушено 31,8
тыс. промышленных предприятий, 65 тыс.
км. железнодорожных путей, 4,1
тыс. железнодорожных станций. Немцы
зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей,
17 млн. голов крупного рогатого скота,
20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Наша
страна в этой войне потеряла 30% своего
национального богатства (более
40% всего материального ущерба,
нанесенного Второй мировой войной).
Однако особенно страшными оказались
людские потери. Прямые потери населения
в годы войны составили 26 млн. человек,
косвенные (из-за падения рождаемости)
– 22-23 млн., всего 48 млн. человек. Тем
не менее СССР, благодаря упорству
и труду своего народа,
удалось быстро восстановить
экономику, напрямую конкурировать
в военной сфере с США (чья экономика
многократно возросла благодаря войне).
СССР удалось добиться огромного
прироста в добывающих отраслях
(в отдельных годы уровень добычи нефти
достал около 1 млрд. тонн в год), была
восстановлена металлургия и
машиностроение. Но у Советского
Союза были огромные «черные
дыры», которые съедали большие
ресурсы: сельское хозяйство и содержание
мировой социалистической системы.
Неэффективность сельского
хозяйства, неспособность
прокормить собственную страну,
вызывала огромные траты со
стороны государства.
Страны мировой социалистической
системы для поддержки
своих коммунистических режимов
и неэффективной экономики
требовали растущей помощи
со стороны СССР. По оценке
специалистов, помощь СССР другим
странам составила в 1954 – 1987
гг. от 144 до 200 млрд. долл.
Самый высокий ее уровень
пришелся на 1981 г. (свыше 20 млрд. долл.),
самый низкий – на 1985 г.
(свыше 8 млрд. долларов). Тем не
менее Советский Союз помог
завершить индустриализацию для
большинства стран Центральной
Восточной Европы (их среднегодовой
рост исчислялся в 10%).
Наиболее ярким проявлением
соперничества между сверхдержавами
была гонка вооружений. Ее первоначальная
цель – оказаться сильнее
противника в неизбежной «горячей»
войне. Но скоро стало
ясно: разрушительная сила накопленного
оружия такова, что в случае
его применения победителей
не будет. Тем не менее
гонка вооружений не прекратилась.
Мало внимания уделялось тому,
что она тягощала экономик
участвовавших в ней
стран. Теперь гонка вооружений
являлась средством оказательства
военной и экономической мощи,
взаимного шантажа и давления.
Ядерным оружием уже располагали
не только США, но и другие
державы, ставшие постоянными
членами Совета Безопасности
ООН, - СССР, Великобритания,
Франция, Китай. За годы «холодной
войны» число ядерных зарядов в
мире перевалило за отметку в 40 тыс.
США строили военные базы по всему миру.
Их войска разместились и
на территории Западной Европы
– в рамках сотрудничества
стран НАТО. В государствах Восточной
Европы находились советские
воинские части. Обе стороны
выделяли огромные средства
на разведывательную и
подрывную деятельность против враждебного
лагеря. Шпионские скандалы, поиск
«агентов влияния» среди политиков
и интеллигенции были типичными
явлениями той эпохи. Обычным делом
стали взаимные обвинения в нарушении
прав человека. С Запада раздавались
справедливые упреки в подавлении инакомыслия,
насаждении тоталитарного режима,
отсутствии экономической свободы
в государствах социалистического
лагеря. На Востоке поводом для критики
капиталистических держав служили безработица,
платное образование и лечение,
национальные ирасовые конфликты.
Неудивительно, что глобальное
противостояние не раз выливалось
в локальные войны. Практически
каждый вооруженный конфликт
в «горячих точках» планеты
разводил СССР и страны НАТО
по разные стороны баррикад.
Например, на Ближнем Востоке
СССР после 1953 г. поддержал
арабских националистов,
тогда
как НАТО – Израиль.
Трижды Советская армия предпринимала
вооруженные акции в
Восточной Европе, оберегая сферу
влияния СССР: в 1953 г. в ГДР,
в 1956 году в Венгрии и
в 1968 г. при оккупации
Чехословакии. Вообще военные
специалисты или регулярные
части Красной армии
участвовали практически
в каждой региональной войне
после 2-ой мировой войне. За
время гражданской войны
в Китае в 1946 – 50 гг. погибло
936 советских солдат; в Северной
Корее в1950- 53 гг. погибло 315 человек;
в Венгрии в 1956 г. – 720; в
войне во Вьетнаме – 16 человек,
во время Карибского кризиса
в 1962 – 64 гг. 69 человек;
в общей сложности в боевых
операциях по всему миру
погибло около 18 тысяч
советских граждан.
Но в свою очередь государства
НАТО защищали в развивающихся
странах собственные интересы. В
1954 г. американские наемники
свергли президента Гватемалы
Жакобо Арбенса Гусмана, пытавшегося
ограничить влияние США. В
1956 г. Великобритания, Франция и
Израиль воевали с Египтом
из-за права управления зоной
Суэцкого канала. В 1958 г.
Великобритания вмешалась в
ближневосточные события уже
совместно с США. В сентябре
1960 г. европейские и американские
наемщики свергли просоветское
правительство Патриса Эмери Лумумбы.
В результате была парализована
государственная власть
в Демократической Республике Конго.
16.Реформа политической
системы советского общества
в 80-90 г. Итоги и уроки.
Признание несовершенства
политической системы требовало решительных
перемен в этой сфере. Концепция политических
реформ - 19 всесоюзная конференция КПСС,
на январском пленуме ЦК КПСС 87 г. и
февральском 88 г. Задачи:
1) Вовлечение миллионов
трудящихся в действительное правление
страной;
2) Создание эффективного
механизмама обеспечения самообновления
политической системы.
Цель: всестороннее
обогащение прав человека, повышение
социальной активности.
Пути достижения цели:
1)изменить избирательную
систему (декабрь 88 г. - закон о выборе народных
депутатов, 26 марта 89 г. - первые выборы
на альтернотивной основе.
2)реорганизовать стуктуру
органов власти и управления (в центре
и в республике созданы новые структуры
власти, избраны ВС, которые работали уже
на постостоянной основе. Наличие новых
структур власти - законодатательной и
исполнительной - призвано было обеспечивать
разграничения властей. Возрождалась
и укреплялась власть Советов народных
депутатов.
3) Обновление законодательства:
отказ партии от выполнения административно-управленческой
функций, которые выполняли теперь Советы.
В 1990 г. закон "О печати и средствах массовой
информации" отменил цензуру. Закон
о свободе совести. В СССР стал реален
политический плюрализм - образование
множества партий и политико-общественной
организаций. Профсоюзы вышли из подчинения
КПСС. Противники реформаторских путч
19-21 авг. 91 г.
Итоги: политическая реформа
оказалась наиболее эффективной из всех
преобразований, демократизация основных
сфер жизни общества получила необратимый
процесс.