Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:46, реферат
О взаимоотношениях отцов и детей говорят столько времени, сколько на Земле живет человечество. Когда у родителей появляются трудности в общении с детьми, им кажется, что эта проблема возникла впервые. Между тем каждое новое поколение слышит от взрослых, что старшие в юности были другими — более сознательными, серьезными и т. п. На что дети, как правило, отвечают, что «предки» старомодны, несовременны и вообще отстали от жизни: «Какое право они имеют нас поучать?» Правда, многим из молодых хватает такта не говорить этого вслух, но думают так практически все.
Поэтому, на мой взгляд, родители должны очень дорожить доверием детей, не «перегибать» палку и делать так, чтобы в любой момент ребенок мог прийти к родителям и рассказать правду о том, что с ним происходит, пожаловаться, если трудно, и попросить помощи в сложной ситуации. Доверие между родителями и детьми — чрезвычайно дорогая вещь. Это даже важнее вопросов, пьет ребенок шампанское или не пьет, пробует он курить или не пробует. Доверие — может быть, это вообще одна из самых важных вещей, которые существуют между детьми и родителями. И если ребенок в трудную минуту не может прийти и рассказать о проблемах, попросить помощи, значит, дела в семье обстоят плохо, потому что в такой ситуации старшие лишаются возможности помочь.
Я полагаю, что конфликт поколений был всегда, что без него человек не может стать взрослым, что новые поколения, входя в общественную жизнь, должны сказать старшим: «Вот мы пришли, молодые, энергичные ! Мы будем вытеснять вас с авансцены истории, будем захватывать командные позиции, чтобы исправить ваши ошибки и сделать мир лучше». Конечно, молодежь так не говорит напрямую, но в подтексте это чувствуется и старших раздражает. А старшие начинают напрягаться, чтобы не пускать молодежь, чтобы удержать свои позиции, чтобы остаться начальниками. Заканчивается это все-таки тем, что молодежь приходит на место старших поколений, действительно вытесняет их, радуется этому, но недолго, потому что тут же подрастают следующие поколения, которые приходят на их место и вытесняют их. И те мальчики и девочки, которые сидят в этой аудитории и, может быть, не очень довольны своими родителями, возможно, считают их не очень демократичными, лет этак через 20-30 сами станут родителями подростков, сами будут притеснять своих детей, сами будут недемократичными, так жизнь и развивается.
Конфликт поколений
был, есть и будет, без него жизнь
не обходится. Но я думаю, что в
последние 100-150 лет в его протекании
появились очень серьезные
Часть 2. ЦЕНТРЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Что такое «социализация»?
Постепенно, по мере развития общества, стало увеличиваться количество центров социализации. Что это такое — «центр социализации»? Вообще, что такое социализация?
Когда человек появляется на свет — это всего лишь биологический организм. Ему, кроме физиологических задатков, еще ничто человеческое не присуще, ему еще предстоит стать человеком, членом общества, войти в социум. Сама биология человека имеет особую природу — это социальная биология. Как показал опыт тех трагических случаев, когда ребенок вырастал в изоляции, лишенный общества, не пройдя процесс социализации, человеком в полном смысле слова он не становится. Во- первых, предоставленный своей природе, но изолированный от общества с момента рождения, человек не обладает организацией нервных процессов, свойственной «нормальным» людям, и соответствующим ей поведением. Не владея речью, он не способен к человеческому общению. Во-вторых, даже сама его телесная организация не является нормальной для человека. Например, отличается форма позвоночника. Индивиду, выросшему в изоляции, не свойственно прямохождение. Его позвоночник остается полусогнутым, а руки при ходьбе касаются земли. Даже умение пить из чашки у нас — не от природы.
Академик Б. Ф. Ломов указывает, что человеческое дитя уже рождается с такими механизмами поведения, направленного на удовлетворение потребностей, которые «рассчитаны» на человеческий способ ухода за ним. В отличие от новорожденного животного, которое находит свою среду «готовой», для человеческого дитя взрослыми создается особая, специальная среда. В обществе, в культуре сформировалась и закрепилась система способов и средств создания соответствующей среды для ребенка. Можно говорить о наличии у человека особого рода задатков, обеспечивающих возможность усвоения программ развития, социальных по своей природе, носителем которых является не видовая память, заложенная в генах индивида, но общество, культура.
Социализация означает вхождение человека в социум, обретение им знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы функционировать в человеческом обществе. Понятно, что если при рождении человек этого не получает, значит, где-то он должен приобрести необходимые знания, умения и навыки. Такие места и называются центрами социализации. В старину практически единственным центром социализации была семья. Что должен был уметь делать, например, мальчик в России на селе? Он должен был уметь запрягать лошадь и ухаживать за ней, уметь пахать, ковать, он должен был уметь перекрыть крышу, если надо. Он должен был все это уметь, чтобы стать взрослым. Научиться этому было не так трудно, надо было просто все свое детство смотреть, как это делает его отец. И смотрели, и учились: как отец маму бьет, как он самогон пьет, что он говорит, когда борщ ест. Я немного утрирую, как вы понимаете, но социальная роль в браке, профессия и так далее — все формы поведения человека формировались в семье. Сын смотрит на своего отца, учится у него, и когда приходит время жениться, он уже знает, как быть взрослым. Он фактически уже делал все, что должен делать взрослый, когда учился у отца, смотрел на него. Девочка — а что девочка должна уметь? Она должна уметь пеленать ребенка, подоить корову, испечь хлеб, смолчать, когда муж пьяный ее ругает. Девочка смотрит на маму, ей не надо нигде больше учиться, чтобы стать взрослой. И так происходило многие века. Основным центром социализации была семья.
С началом индустриализации дети уходят от традиционных способов производства, принятых на селе, в города. Они приходят на заводы и фабрики, начинают там работать на машинах. И оказывается, что человек, пришедший из деревни, не умеет работать на машине. Его надо учить. По мере развития ремесел, а затем и промышленности возникла потребность в массовом обучении. Оказалось необходимым обучать огромное количество людей для того, чтобы они могли работать на заводах, на производстве, чтобы они могли писать, чтобы они могли прочесть какие-то бумаги, связанные с производством. Производство становится все более сложным, там уже нужна не просто мускульная сила, там нужно решать все более сложные производственные задачи. Следовательно, появляется образование как специальный общественный институт.
Образование довольно-таки быстро становится всеобщим. В истории человечества появляется второй массовый центр социализации — учебное заведение, школа. За школой следует институт, университет. Школа, вуз, образовательные учреждения — это второй, исторически сложившийся в процессе развития человечества центр социализации.
2.2. Взросление в историческом аспекте
Что происходит по мере развития человечества? Ускоряются темпы этого развития. Еще в XIX веке дети входили во взрослую жизнь практически в тех же условиях, в которых входили их родители. Родители старше детей, допустим, на 20 лет. Прошло 20 лет, еще столько же, а в жизни мало что изменилось. Что-то, конечно, изобрели, постепенно развивалась техника. Чем дальше, тем быстрее меняется жизнь. Во второй половине XX века происходит скачок, радикально меняющий темпы перемен. Происходит научно-техническая революция. Мне 50 лет. В моем раннем детстве не было телевизоров. Когда я пошел в первый класс, человечество вышло в космос. Моя юность совпала с такими величайшими изобретениями человечества, как нейлоновые рубашки, нейлоновые же парики и складные зонты. Затем у людей появились транзисторные приемники. Когда я учился в старших классах, в нашей стране появились электрогитары, усилители звука, бытовые магнитофоны. В начале 1980-х годов я стал одним из первых в Ленинграде покупателей бытового видеомагнитофона. 14 лет назад, когда я стал ректором, у нас на весь вуз был один персональный компьютер, и тот хранился на складе. Об Интернете тогда никто еще не слышал. 10 лет назад ни у кого в России не было мобильных телефонов. Вот так меняется жизнь. Мамы сегодняшних старшеклассников большую часть своей жизни не знали, что такое микроволновая печь и посудомоечная машина. Но это, как вы понимаете, только наиболее наглядная, лежащая на поверхности часть перемен.
Применительно к теме нашего разговора важно, что начиная примерно с середины ХХ века, с начала научно-технической революции, условия вхождения во взрослую жизнь поколений отцов и детей отличаются очень сильно. 20 лет назад была совершенно другая ситуация в стране, нежели сейчас. Папы и мамы становились взрослыми в совершенно других условиях, нежели сегодняшние дети. Они в своей юности входили в другое общество. Современные социологи иногда говорят, что нынешние родители и дети относятся к разным цивилизациям. Молодые люди понимают, что когда их отцы были юношами, на дворе был другой век, и люди исповедовали другие ценности. Теперь каждому новому поколению приходится начинать самостоятельную жизнь в кардинально изменившихся условиях по сравнению с теми, в которых выросли их родители.
Представьте себе, в 1970-е годы папа говорил ребенку: «Иди учись на инженера, будешь инженером — будешь человеком». А ребенок уже ухмылялся несколько недоверчиво, потому что это в 1950-е годы можно было, став инженером, получать большую зарплату, иметь высокий общественный статус. В начале ХХ века стать инженером означало стать почти что олигархом в нашем сегодняшнем понимании — в смысле материального благосостояния. Я живу на Каменноостровском проспекте, в доме, построенном архитектором Федором Ивановичем Лидвалем в начале ХХ века. Это огромный пятиэтажный дом. Там высокие потолки, квартиры до революции были площадью по 300 кв. м. Этот дом был построен на деньги инженера-путейца, инженера-железнодорожника. Человек строил мосты, железные дороги и получал такую огромную зарплату, что на нее он мог себе позволить нанять знаменитого и дорогого архитектора, который построил гостиницу «Астория» и участвовал в строительстве «Европейской», построить огромный доходный дом, жить там в одной из квартир и еще сдавать другие квартиры, получая с них доход. Вот что такое «стань инженером — стань человеком» в начале прошлого века. А в 1970-е годы ребенок улыбался, если ему папа говорил: «Стань инженером — будешь человеком», потому что в это время сыновья уже понимали, что здесь что-то не так. На инженера надо было учиться пять с половиной лет, при этом все доходы — стипендия да субсидии от родителей «на карманные расходы». Девушку в кино пригласить — и то проблематично. А что потом? Когда инженер приходил после вуза на производство, он получал 120-150 рублей. А не хочешь быть инженером — идешь на завод работать токарем, фрезеровщиком, сразу получаешь рублей 200. Правда, заберут в армию, но это только два года, а не шесть лет. Зато практически сразу человек становится самостоятельным, получает зарплату, до которой инженеру надо идти лет 10. Ребенок говорит: «Папа, ну зачем я пойду инженером-то? Посмотри, совершенно невыгодное дело». Конечно, у инженера работа непыльная, но других плюсов, по всей видимости, нет.
Спустя еще 20 лет, в 1990-х годах, инженер зарабатывал уже не просто мало — своим трудом он не мог даже прокормить семью. Люди с высшим образованием шли в торговлю, в сферу обслуживания, начинали заниматься извозом, и это явление стало типичным и массовым.
Сейчас инженер, если он специалист высокой квалификации, в успешной фирме может зарабатывать больше тысячи долларов. Этот пример наглядно показывает, что, давая ребенку совет, основанный на собственном опыте, отец рискует промахнуться.
В те же 1970-е годы мама говорила девушке, что не надо целоваться с мальчиками до свадьбы, надо выйти замуж, а потом целоваться. А у дочки была какая-нибудь шустрая подруга Клава, которая уже пробовала целоваться, и она выдвигала совершенно другой тезис: «Нет, надо целоваться до свадьбы, и чем больше, тем лучше, и надо выбрать того, кто лучше всех целуется, и за него выйти замуж». И вот возникал вопрос: кого девочка послушается? Она послушается маму или Клаву? Кого? Понятно, к кому девочка прислушается. А что за этим стоит на самом деле? Мама вступала во взрослую жизнь на 20 лет раньше дочери, совершенно в других обстоятельствах. Нравы меняются, понятия о жизни меняются. В Германии, например, уже в 1970-е годы государственная идеология утверждала, что у ребенка должен быть большой сексуальный опыт до вступления в брак, так считали и в Швеции. Правда, эти страны потом заплатили довольно-таки приличную цену за эти утверждения, но это уже другая история. Взгляды на вещи меняются, сегодня уже оказывается, что девочке не обязательно вступать в брак с мальчиком, уже можно бы и с девочкой даже вступить.
Лично я не сторонник подобных новшеств. Смысл этих примеров — только в том, что во второй половине XX века семья и школа уже не являются всеохватывающими центрами социализации. Объем необходимых знаний, умений и навыков все меньше перенимается у старших поколений и все больше — у своего.
2.3. Новые центры социализации
От поколения к поколению условия жизни меняются все более существенно. На рубеже 1970-1980-х годов у нас в стране появились дискотеки. Случилось так, что я вел первые дискотеки в Санкт-Петербурге, подробно изучал это явление и даже первым в нашей стране написал на эту тему кандидатскую диссертацию. Я обнаружил удивительные вещи (тогда были немного другие дискотеки, в чем-то похожие на сегодняшние, в чем-то — не похожие). Когда начинал исследования, я предполагал, что на дискотеки молодежь приходит потому, что там музыка, потому, что они любят потанцевать, потому, что там можно легко познакомиться, решить проблемы общения. Так оно, конечно, и оказалось, но выяснилось, что это — далеко не все.
Социологи выделяют восемь групп основных потребностей, которые должен удовлетворить человек при нормальном своем развитии в период юности. Назову обретение мировоззрения, целостной картины мира, определенных ценностных ориентаций, что важно. В 6 лет это делать рановато, в 50 лет — поздно. Когда это нужно делать? Где-то в возрасте 14-17 лет.
Затем обретение друзей. Можно найти друзей в песочнице, но, как правило, это все-таки еще недостаточно зрелая дружба, чтобы с ней идти через всю жизнь. Лет в 60 уже искать друзей трудно. Можно найти товарищей по компании, людей, с которыми приятно общаться, поиграть в лото или в домино, а друзей ищут в период юности.
Обретение спутника жизни: лет в 10 рановато, лет в 50 можно уже пойти по второму, по третьему кругу, если вы не решили эти проблемы раз и навсегда лет в 19-20 или, скажем, в 25.
Профессиональная ориентация. В три годика рановато; можно, конечно, сказать: «Я хочу быть пожарным», но когда тебе будет 10 лет, уже скажешь: «Я хочу быть банкиром»; в 12 некоторые очень хотят быть валютными проститутками, в 14 уже понимают, что лучше быть моделью, в 16 снова хочется стать банкиром. Когда происходит профориентация? Выбор профессии? Профориентация происходит в юные годы, в годы молодости. Бывает, потом приходится менять профессию, но не всегда. Это — тема отдельного разговора.
И вот в 1970-1980-е годы, когда я начал исследовать дискотеку, то обнаружил, что почти все проблемы, стоящие перед молодежью, решаются на дискотеке (я не говорю, хорошо или плохо). Оказалось, что дискотека представляет собой помимо музыкального и развлекательного мероприятия еще и определенную форму существования группы сверстников, людей, которые вступают во взрослую жизнь в одинаковых условиях, в одинаковой ситуации. И им очень важно обменяться опытом деятельности в этой ситуации.
Родители все время детям навязывают свой опыт, таков их родительский долг, это на самом деле правильно, так и надо делать. И более того, их опыт в существенной степени приемлем для детей, потому что, несмотря на все перемены в обществе, фундаментальные ценности остаются неизменными. Но проблема в том, что детям надо самим открыть для себя эти истины. И все-таки не во всем родительский опыт годится.
Как происходила профориентация на дискотеке? Молодые люди ходят на дискотеку раз в неделю, например каждую субботу. Они приходят, знакомятся, общаются. Один говорит: «Я пошел в институт, со мной происходит то-то и то-то». Другой говорит: «Я пошел на завод, со мной происходит то-то и то-то». Третий говорит: «Я устроился в такую-то контору на работу, это ужасно, я ушел, я без работы». А четвертый ему отвечает: «Иди к нам, у нас есть место, и у нас очень хорошо» и т. д. То есть постоянно происходит обмен информацией. Приходит девочка, рассказывает: «Вот этот мальчик ко мне пристал, я его прогнала, он меня схватил за руку. А я ему сказала то-то, а он мне ответил то-то, а он положил руку туда-то, а я сделала так-то». Вот эта девочка поступила так, другая поступила иначе, одна руку сбросила, а другая совсем наоборот. И вот они встретились, они обменялись мнениями, произошел обмен опытом социализации, вхождения во взрослое общество. Подростки на дискотеке постоянно друг другу про себя и про своих друзей рассказывают, и рассказывают такое, о чем родители не знают. Но это их жизнь, это первый опыт их взрослой жизни. Юное поколение накапливает опыт, пробуя разные подходы к жизни. У кого-то есть первый успех, у кого- то нет. Все это обсуждается с живейшим интересом: он такой же, как я, у него получилось, значит, и у меня получится. А у этого не вышло, как хотелось. В чем его ошибка? Молодежная общность функционирует, в ней происходит важный процесс — накопление коллективного опыта социализации.
Информация о работе Отцы и дети: конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура