Отцы и дети: конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:46, реферат

Краткое описание

О взаимоотношениях отцов и детей говорят столько времени, сколько на Земле живет человечество. Когда у родителей появляются трудности в общении с детьми, им кажется, что эта проблема возникла впервые. Между тем каждое новое поколение слышит от взрослых, что старшие в юности были другими — более сознательными, серьезными и т. п. На что дети, как правило, отвечают, что «предки» старомодны, несовременны и вообще отстали от жизни: «Какое право они имеют нас поучать?» Правда, многим из молодых хватает такта не говорить этого вслух, но думают так практически все.

Вложенные файлы: 1 файл

o_d.doc.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

2.4. Значение молодежной компании

Чем больше разрыв между  условиями вхождения во взрослое общество старшего и младшего поколений, тем важнее компания молодежи для  социализации личности. Начиная со второй половины ХХ века, с 60-х годов  на Западе и примерно с 70-80-х годов  у нас, молодежная компания играет огромную роль в формировании личности молодого человека, в том, как он войдет во взрослую жизнь, что с ним будет происходить.

Сидящим здесь школьникам я советую очень спокойно и  уважительно относиться к родителям  в случае, когда они начинают нервничать по поводу ваших друзей. Например, к мальчику кто-то пришел, чем-то они собираются заниматься, куда-то собираются пойти. У родителей уже тревога: что там произойдет, что вот этот молодой человек или девушка принесли в наш дом? Какие они? Что из этой дружбы выйдет? И каждый подросток должен понимать, что выбор друзей на самом деле очень многое определяет. Попадешь в одну компанию — пойдешь наверх, если там люди с развитой системой ценностей, люди, которые тяготеют к культуре, хотят разобраться всерьез в экономике, с нормальными ценностными ориентациями. Попадешь в другую компанию — пойдешь за товарищами в «Кресты». Это очень серьезно, один и тот же человек может пойти разной дорогой. Мало кому на роду строго написано, куда приведет его жизнь, всегда есть варианты.

Если посмотреть историю  преступности, — а у нас в  Университете мощный юрфак, который  изучает эти проблемы, — колоссальное количество преступлений совершается  в компании, по законам «товарищества». «Почему ты участвовал в изнасиловании?»  — «А потому что все участвовали. Если бы я не участвовал, то мои друзья перестали бы меня уважать». — «Ну так иди с ними в тюрьму на долгие годы, если утебя такие друзья, такая компания. Ты всего лишь неправильно выбрал компанию и пошел за ней. Выбрал бы иную компанию, нормально бы женился и не провел столько лет за решеткой, и была бы совершенно другая траектория жизни». Компания является носителем ценностей, носителем образцов поведения, носителем представлений о том, что можно и что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. И даже для людей, которые чувствуют себя очень самостоятельными и независимыми личностями, компания на самом деле определяет куда как больше, чем они думают. Очень часто в жизни складывается так, что компания в определенный момент влияет на поведение человека значительно больше, чем родители и школа, вместе взятые. И каждый человек должен относиться к этой ситуации осознанно. Конечно, не всегда так бывает. Иногда компания не оказывает решающего влияния, но в целом это фактор очень мощный. Поэтому старайтесь контролировать себя, анализировать, думать, та ли у вас компания, туда ли вы с ней придете.

Есть еще одна интересная особенность нашего времени: нынешний этап общественного развития отличается от предыдущих тем, что раньше переход  ребенка в статус взрослого осуществлялся в одночасье, теперь же этот процесс растянут во времени и не имеет четких границ. Человек окончил школу — ребенок он или уже нет? Через пять лет, окончив вуз и получив специальность, он считает себя вполне зрелым человеком, но в обществе его еще не всегда принимают всерьез. Еще несколько лет он считается молодым специалистом, и ему все еще делают скидки на молодость и неопытность. Поскольку период взросления становится более продолжительным, молодежная общность играет все большую роль.

Итак, всегда существовала потребность в том, чтобы подростки  становились взрослыми. Но на современном  этапе для этого оказалось  необходимым некоторое обособление  юного поколения от старшего в  сфере свободного времени.

 

Часть 3. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

 

Еще один феномен, о котором  мне представляется интересным поговорить применительно к данной теме, —  это некие специфические точки  кристаллизации молодежной общности, молодежной культуры. Есть пословица: «О вкусах не спорят». Я думаю, что  вы замечали, что если уж на самом деле люди о чем-то спорят, то чаще всего они спорят именно о вкусах. Один говорит: «Вот это красиво», другой: «Это некрасиво»; один говорит: «Какая яркая девушка», другой говорит: «Да нет, ничего хорошего, неинтересная девушка»; один говорит: «Посмотри, какой на нем прикид», другой: «Да что же это за прикид-то такой, я это в жизни бы не надел». Это происходит постоянно.

Конфликтная ситуация между  старшим и молодым поколениями  чаще всего развивается на одной  и той же почве — это элементы образа жизни, одежды, моды. Старшие поколения, как правило, молодежную моду принимают с трудом. Есть определенная закономерность в том, что именно на этой основе происходит конфронтация. Для того чтобы молодежь могла собраться в свою компанию, ей надо обособиться, надо как-то размежеваться со старшими.

Часто приходится слышать  и читать о «молодежной субкультуре». Что это такое? Субкультура —  это часть общей культуры, но весьма специфическая — не признанная общей, «большой» культурой. Например, хиппи или панки — это и есть субкультура. Вообще в любой группе людей в процессе их совместной деятельности формируются специфические культурные элементы: идеи, ценности, лексика и пр. При этом особую роль играют внешний вид, сленг, места общения. Применительно к молодежной общности я бы добавил еще музыку.

3.1. Внешний вид

Элементы внешнего вида играют очень важную роль в обществе в целом. Мы обычно об этом не задумываемся, но бывает, что один человек стреляет в другого просто потому, что другой иначе выглядит: на одном форма с погонами, а на другом какая-нибудь зеленая повязка и амуниция другой конфигурации. Увидел человека, который одет не так, как ты, — и ты знаешь, что надо делать — надо стрелять.

Каждая человеческая общность вырабатывает те или иные требования, которые предъявляются к члену этой общности. Так, например, у нас в Университете мы были бы очень недовольны, если бы к нам кто- то приходил грязно и неряшливо одетым, в каком-нибудь рваном свитере. Если бы к нам приходили люди с золотыми цепями на шее, мы тоже были бы недовольны. Если у нас по Университету будет ходить человек в верхней одежде, не снимая головной убор, ему обязательно сделают замечание. Общество предъявляет определенные требования к внешнему виду людей. Самые жесткие требования там, где общность очень четко структурирована, носит формализованный характер: например армия, милиция, силовые структуры. Когда в советское время еще существовала компартия, и ее центром в Ленинграде был Смольный, очень многие высокопоставленные чиновники носили на груди значок: Ленин, красный профиль на черном фоне с белым ободком. Этот значок имел определенное символическое значение, хотя и совершенно неофициально. Он означал принадлежность к элите, к номенклатурным кругам Ленинграда, к начальству. Почему так получилось? Потому что этот значок можно было купить только в одном киоске города — в Смольном. А в Смольный пускали не всех, туда можно было пройти только начальству по пропуску. Прошел, купил такой значок, надел, и всем уже понятно — ты вхож в Смольный.

Когда я работал в  Смольном, в отделе науки обкома комсомола, то должен был ходить на службу в темном костюме со светлой  рубашкой и галстуком. Я не мог  явиться в джинсах, потому что  они были символом американского  образа жизни. Нельзя было носить на работе кожаные или замшевые пиджаки, потому что это были очень дорогие вещи, а я должен был выглядеть строго, но не «буржуазно». Можно было надеть джинсы, идя на субботник, и замшевый пиджак — в ресторан, но не на работу. Общность, в которую я входил, предъявляла свои требования к внешнему виду, и я должен был им соответствовать, иначе последовали бы санкции.

Сейчас в ресторанах можно видеть компании из пяти-шести  молодых симпатичных женщин —  жен «новых русских», которые одеты  практически одинаково — из одного бутика, от одного модного модельера. Статус обязывает. Группа выдвигает определенные условия, на которых вы можете к ней принадлежать.

И совершенно другой пример: у нас в Купчино лет 10 назад  орудовала молодежная группа хулиганов, бандитов. Они грабили прохожих, издевались над стариками, вели себя безобразно по отношению к девушкам. Молодые люди из этой группы — крепкие, спортивные парни — носили белые детские панамки, как те, что в пионерлагере носили дети. Идет такой парень, а у него на голове детская панамка и счастливая улыбка на лице: я из вот этих, бойтесь меня. Они собирались в группы человек по 20 и избивали других людей, так же как металлисты могут сейчас подраться с какими-нибудь рэперами, потому что у одних заклепки и металл, а у других особенные вязаные шапочки определенной формы. Значит, если по-разному одеты, надо подраться? А возьмите фанатов «Зенита» и фанатов «Спартака». Из-за чего люди дерутся? Потому что разные шарфики на них? Элементы внешнего вида играют роль опознавательного знака: свой — чужой.

Молодежное сообщество очень старается одеваться так, чтобы выглядеть непохожим на старших. Старших это злит, они  говорят: «Будьте такими, как мы». А молодые хотят подчеркнуть  именно то, что они другие.

3.2. Язык

Важное значение в  молодежной субкультуре имеет сленг. Любая группа людей изобретает свою собственную лексику и говорит на своем языке. Я в свое время составил словарь из шестисот слов советских хиппи. Это были либо английские слова, употребляемые в своем или ином значении, либо русские слова, например «колеса». Все человечество употребляет слово «колеса» для обозначения того, на чем ездят автомобили, хиппи употребляли «колеса» в значении «таблетки, наркотики». Что такое, например, «свинтить»? В уголовно-блатной культуре «свинтить» означает убежать, у всех остальных это значит свинтить гайку, пробку. У хиппи, как и у блатной субкультуры, «свинтить» — убежать от милиционера. Были совершенно специальные слова, изобретенные хиппи, например «ксивник» — такой мешочек, висевший на шее, в который можно положить паспорт («ксиву»). Были совершенно умопомрачительные слова, «герла», например, — производное от «girl», и т. д. и т. п.

Иногда молодежные общности говорят на таком языке, который  плохо понятен всем остальным. Помню, в Москве в советское время  я как-то сел в такси, и следом за мной уселся какой-то странный субъект — тогда еще можно было сесть в одну машину разным людям, — он сначала спросил: «Можно ли я с вами?», я ответил: «Давайте». Он говорит: «Водила, дотряси на чучело». Вот как интересно — все вроде бы и по- русски, а понять трудно. Ну «Водила, дотряси» понятно: «Водитель, довези». Что такое «на чучело»? Оказалось, что в среде московских хиппи «чучело» — это памятник Карлу Марксу. У него как раз собирались московские хиппи. Общность использует известные слова, которые распространены во всей культуре, но так, что они становятся элементом субкультуры. Школьники или студенты внутри класса или группы в 25-30 человек, общаясь между собой, как правило, употребляют несколько словечек, которые за пределами этого класса никому не понятны. Их употребление означает, что вы принадлежите к данной общности — к этому классу или этой группе. Студенты не говорят «университет», они говорят «универ» или что-нибудь еще в таком духе. В данном случае слова опять-таки играют роль пароля: свой — чужой.

3.3. Место встречи

В любом российском городе, куда бы я ни приехал, можно было найти место, где собиралась молодежь. Казалось бы, не все ли равно, где  «тусоваться»? Но такие места, как  московское «чучело», есть везде. Дело в том, что, кроме всего прочего, пункты сбора тоже имеют особое значение в жизни общности, даже если выглядят они очень непрезентабельно. В Ленинграде был один грязный подъезд, в котором была ротонда, его так и называли — «ротонда». Там собирались хиппи и чувствовали себя при этом вполне комфортно. «Ротонда» играла для них символическую роль, как площадка, на которой сосредоточивались исключительно «свои».

Такими точками кристаллизации молодежной общности становились и  дискотеки: дескать мы собираемся не у пивного ларька, не в райкоме комсомола, а на дискотеке. Это, так сказать, наша «малая родина». Таким образом, молодежь замыкалась в своей компании, изолируя себя от старших.

3.4. Музыка

Большое значение в молодежной субкультуре имеет музыка. Каждое поколение практически находит какую-то свою — современную — музыку, с ней идет по жизни и ее любит, и с помощью этой музыки отгораживается от всех других поколений. Одно время, особенно когда у нас в стране был взлет рок-музыки, социологи много спорили: почему молодежь так увлекается роком? И находили ответ: «Да это и не музыка вовсе, это социальное явление». Могу уверенно сказать, что это и музыка, и искусство, и социальное явление.

Там, где молодежь слушает  свою музыку, нет взрослых. Для создания молодежной группы это очень важно. У каждого поколения своя музыка. Бабушка и дедушка любят Утесова и Клавдию Шульженко. Сегодняшние школьники, наверное, даже не знают, кто это такие. Живут люди уже солидного возраста, которые любят Элвиса Пресли, «Битлз». Есть люди, которые обожают «На-на» и говорят, что на свете нет ничего лучше, а есть и такие, которые прожить не могут без Пьера Нарцисса, Никиты Малинина и Юлии Савичевой и утверждают, что вот это круто, а кто ничего не понимает в творчестве Пьера Нарцисса, тот отсталый человек. Года через три-четыре будут новые имена, вырастут те люди, которых сегодня считают малышами, и они будут сегодняшней молодежи говорить: «Вы уже немодные», «Вы устарели» и т. п. Важно понимать, что музыка тоже играет группообразующую роль для своего поколения.

Каждое поколение «снимает»  определенный слой музыки — будь это  рок или джаз — и несет с  собой по жизни. Приходит следующее  поколение, выбирает свою музыку и любит  ее до старости. Поэтому музыкальные  увлечения людей — как слоеный  пирог, где слои распределяются по возрастному принципу. Люди, которые старше меня на пять-семь лет, обожают Элвиса Пресли. Они выросли в то время, когда западная музыка к нам проникала с трудом, магнитофонов даже еще не было, и записи Элвиса Пресли — "Only You" или "Love me tender" — делали на гибких грампластинках. Мое поколение увлекалось «Битлз», «Лед Зеппелин» и «Дип Перпл». Поколение чуть помоложе любит «Машину времени» и «Аквариум», еще моложе — Константина Кинчева, Виктора Цоя, Юрия Шевчука. Внутри поколения, конечно, тоже есть различия.

Итак, в культуре существуют элементы, которые помогают объединиться людям одного возраста и отфильтровывают  тех, кто старше или младше их.

3.5. Молодежная субкультура как социально-культурная модель общества взрослых

Информация о работе Отцы и дети: конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура