Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Проблема жизни истории еврейского народа, его судьбы в различные эпохи и при различных государственных идеологиях, привлекала к себе внимание ни одного ученого. Данная тема изучалась, исследовалась в различных аспектах и различными научными деятелями. Такие ученые, как Я. Басин занимался изучением проблемы родного языка евреев – идиша; А. Скир посвятил свою монографию еврейской духовной культуре; М. Бейзер попытался показать и проследить всю историю синагог «Наше наследство: синагоги СНГ в прошлом и настоящем».
Введение………………………………………………………………………3
Источники и историография……………………………………………..5
Политическая жизнь……….…………………………………………….10
Культурная жизнь……………………… ……………………………….15
Социально-экономическая жизнь…………………………….. ………..27
Заключение ………………………………………………………………….37
Список использованных источников ………………………………….......39
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….37
Список использованных источников ………………………………….......39
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема жизни истории
еврейского народа, его судьбы в
различные эпохи и при
Еврейский народ издавна привлекал внимание к себе. Поначалу, из-за особого стремления держаться всем вместе, из-за своих колоссальных способностей приспосабливаться и выживать в любых условиях. Многих, в свою очередь, раздражало верность религиозным традициям.
Политика советских властей в отношении еврейского населения в 20-е гг. XX в. на территории БССР отличалась своей непоследовательностью и наличием «двойных стандартов». Большевистское руководство почти всегда играло на публику в своих либеральных заявлениях о свободе вероисповедания, о равноправии представителей всех национальностей на территории БССР, что в свою очередь на практике превращалось в гонения представителей одной национальности и поощрения других.
Цель работы: раскрыть и показать целенаправленную политику советских властей в отношении еврейского населения на территории БССР. Показать какие именно мероприятия были предприняты советским правительством в политической, культурной и социально-экономической жизни страны для достижения своих «большевистских» целей.
Задачи: проследить закономерность и последовательность проводимых советской властью действий в отношении еврейского населения. Отметить главные направления данной политики, реакцию еврейского населения, методы их сопротивления и результаты всех этих действий.
Методы: историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития политической, социальной и культурной жизни еврейского населения. Данный метод заключается в последовательном проникновении в прошлое еврейского народа с целью выявления причин его исторического развития, отношения к нему.
Историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты развития еврейского народа.
При написании главы о
социально-экономической жизни
Тема данной курсовой работы избрана не случайно. Она является узкоспециализированной и позволяет более детально, углубленно раскрыть поставленную проблему. Проблема упирается в то, как большевистское руководство относилось к национальным меньшинствам, евреям в частности, какие цели ставило в своей политики и какие пути их достижения применяло.
Данная тема является лишь звеном в цепи вопросов, посвященных изучению «еврейского вопроса» в истории. Курсовая работа детально рассматривает курс, взятый советским правительством по отношению к национальным меньшинствам.
При изучении темы «Политика советской власти в отношении еврейского населения на территории БССР в 20-е гг. ХХ в.» была использована историография отечественных и зарубежных авторов.
Работа А. И. Солженицына «Двести лет вместе» [1] является одним из основных исследований по избранной теме, а также фундаментальной работой по истории еврейского народа. Данная работа описывает историю еврейского народа с авторской точки зрения. Главная ценность данной книги в том, что весь изложеный материал написан на основе архивных документов.
Но наряду с положительными моментами монографии существуют и отрицательные. Это, прежде всего, субъективизм. Все события и факты несут на себе авторский отпечаток, авторское мнение и отношение. Все события трактуются и подаются с точки зрения автора. А это, в свою очередь, формирует предвзятость и необъективность изложенного материала. По этому, используя именно эту монографию, необходимо более детально изучать описанные события и формировать свое мнение и свое отношение к ним, несмотря на мнение автора.
Монография В. П. Пичукова,
М. И. Старовойтова «Гомельщина многонациональная
(20-30-е годы XX века)» [2] является ценным
источником по истории национальных меньшинств.
В книге на большом фактическом материале
освещаются важные вопросы национальной
политики, административно-
«История еврейского народа» Ш. Эттингера [4] является фундаментальным трудом по еврейским вопросам. В данной работе содержатся сведения о судьбе русского еврейства после Октябрьской революции; о социальной, экономической, политической жизни еврейского населения.
«Нарысы гісторыі Беларусі» [5] является обобщающей работой по истории Беларуси. Материал, который содержится в данной книге может быть использован при изучении различных вопросов по истории Беларуси. По теме курсовой работы содержится материал о политической обстановке в БССР (сведения о действующих партиях, профсоюзах).
В работе А.А. Кавалени «Нарыс гісторыі беларускай дзяржаўнасці: ХХ стагоддзе» [6] содержится материал о проводимых мероприятиях в области национальной политике. Автор показывает связь государственной политики с национальным вопросом.
В монографии И. Пушкина «Нацыянальныя меншасці БССР у грамадска-палітычным і культурным жыцці (20-я г.XX ст.)» [12] содержится информация о деятельности еврейского населения в различных политических организациях.
А. Скир в работе «Еврейская духовная культура в Беларуси: историко-литературный очерк» [20] отражает все стороны жизни еврейского населения: от политической до социальной, включая и культурную жизнь.
Л. В. Жарина в научной публикации «Социально-демографическое развитие БССР в 20-30 –е гг. ХХ в.» [28] дает статистические сведения о социальном развитии БССР. Содержится информация о национальностях, проживающих на территории нашей страны.
В. Ф. Бацяеў в статье «Грамадзянскія сельскагаспадарчыя аб’яднанні беларусаў у 20-я гады ХХ стагоддзя» [29] описывает все существующие на тот момент сельскохозяйственные объединения. Дается в статье подробная характеристика каждому виду.
В работе И. Герасимовой «Противостояние белорусских раввинов антиклерикальной политике советской власти в 1920-1930 гг.» [8] представлен материал о социально-политическом положениях беларуских евреев в 20-е гг. Сделан анализ политики советской власти по искоренению в еврейской среде их национально-религиозных традиций: запрещение правительством священного еврейского языка – иврита, закрытие хедеров и иешиботов. Важным материалом является то, что в работе приводятся цифровые данные по закрытию синагог, количество проживающих евреев в сравнении с другими национальностями.
С.Ф. Веремеев в статье «Советизация еврейских местечек Мозырщины в 20-е гг. XX в.» [9] анализирует и характеризует основные направления политики советизации в местечках Мозырщины в 20-гг. Описывает уничтожение советскими властями традиционного уклада жизни и мировоззрения жителей местечка – ликвидация основных религиозных учреждений еврейского образования: хедеров и иешив. Ценным материалом статьи является документальный материал об антирелигиозной фракции «Безбожник». Описываются действия и мероприятия евсекций.
Я.З. Басин является одним из основных исследований по избранной теме. В монографии «Большевизм и евреи: Белоруссия, 1920 –е гг.» [10] описывается повседневный быт еврейского народа, его история, религиозные традиции. Ценность работы состоит в том, что автор постарался изучить и раскрыть многие аспекты жизни еврейского населения: политические, экономические, культурно-религиозные. Автор называет причины начала преследования советским правительством еврейского населения.
В работе Л. Смиловицкого «Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья» [11] представлены сведения о религиозной жизни евреев, их основных религиозных учреждениях, а так же о политике советской власти по подчинению и установления своих порядков в них. Работа содержит материал об религиозных традициях, верованиях евреев по периодам.
Работа «Еврейское местечко в революции» [13] знакомит читателей с главными религиозными учреждениями евреев – ешибот, синагога, хедер. С их функциями и деятельностью. Место описываемых событий – г. Гомель. Имеются сведения о политике советских властей по закрытию ешиботов и хедеров в к. 1921 и в н. 1922 г. Представлен материал по вопросу о закрытии синагог и передачи их помещений под культурные учреждения. Главная синагога города, построенная и подаренная графом П. А. Румянцевым, была отдана под здание горсовета. Отмечена роль и значение общины в жизни еврейского населения.
Работа А. Врублевского «Репрессии против духовенства и верующих в советской Белоруссии в 1920-30-е гг.» [15] посвящена проблеме политике советских властей по отношению к духовенству. В первую очередь, здесь отмечается постановление от 5 сентября 1918 г. «о красном терроре». Именно этот документ послужил началом всей дальнейших действий большевистского руководства. Документ является своего рода отправной точкой последующих трагических событий, коснувшиеся служителей культа.
С.Ф. Веремеев в своей статье «Политика советской власти в отношении иудаизма на Гомельщине в 1920 –е гг.» [16] представляет материал по атеистичекой пропаганде, закрытии синагог в н. 1920-х гг. и репрессивной политике в отношении «клерикального элемента»: раввинов, шохейтов.
Э. Іофе в статье «Яўрэі на Беларусі»[19] описывается история еврейского народа от времен Российской империи до ХХ века.
Статья С. В. Помазава «Сацыяльны
і нацыянальны склад навучэнчаў
прафесійна-тэхнічных
Уникальной работой является монография М. Бейзера «Наше наследство: синагоги СНГ в прошлом и настоящем» [22]. Данная работа содержит превосходный материал о истории синагог. Кроме того, в книге содержится обширный фотоматериал.
Источники, использованные при написании курсовой работы можно разделить на две группы. Первая характеризует общий курс конфессиональной, социально-экономической политики советской власти в БССР в 20-е гг. Вторая группа источников характеризует политику властей в отношении еврейского населения.
В сборнике «Документы обличают: реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии» [17] представлены документы по антирелигиозной политике большевистского руководства, реакция и сопротивление верующих. Целый блок документов описывает осуществление советским правительством мероприятий по закрытию молитвенных домов (синагог) и передачи их под клубы, танцевальные площадки, библиотеки. Документальный материал разбит по тематическим блокам. Недостатком сборника является то, что он составлен советскими историками, которые ориентировались на марксистско-лененскую идеологию. Книга содержит ряд важных для нас документов-заявлений: осуждения трудящимися советской Белоруссии религии и церкви за март 1924 – январь 1930 гг., требования передачи культовых помещений (синагог) под учреждения культуры и изъятия ценностей из синагог 1923-1929 гг., приводятся многочисленные сведения о проведении в разных городах антирелигиозных митингов к. 1920 –х гг.; резолюции собраний крестьян различных предприятий об отказе праздновать религиозные праздники, такие как Пасха (вместо нее 1 Мая); содержится корреспонденция об отказе населения посещать религиозные учреждения.
В сборнике «Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917-1941 гг.» [18] представлены материалы государственных документов: декрет СНК о «свободе совести, церковных и религиозных обществах» 20 января (2 февраля) 1918 г., циркуляры отдела управления НКВД за 293 апреля 1919 г., протокол заседания центральной комиссии по проведению «комсомольской пасхи» от 19 февраля 1923 г. с приложением о плане проведения данной кампании, спец-доклад об изъятии церковных ценностей в 1922-м году, постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров о религиозных объединениях за апрель 1929 г. Кроме того в сборнике представлена переписка партийных деятелей. В данном сборнике представлены документы, касающиеся антирелигиозной политики советского руководства, а точнее копии законов, постановлений, указов, подтверждающих законность проводимых мероприятий.