Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Проблема жизни истории еврейского народа, его судьбы в различные эпохи и при различных государственных идеологиях, привлекала к себе внимание ни одного ученого. Данная тема изучалась, исследовалась в различных аспектах и различными научными деятелями. Такие ученые, как Я. Басин занимался изучением проблемы родного языка евреев – идиша; А. Скир посвятил свою монографию еврейской духовной культуре; М. Бейзер попытался показать и проследить всю историю синагог «Наше наследство: синагоги СНГ в прошлом и настоящем».
Введение………………………………………………………………………3
Источники и историография……………………………………………..5
Политическая жизнь……….…………………………………………….10
Культурная жизнь……………………… ……………………………….15
Социально-экономическая жизнь…………………………….. ………..27
Заключение ………………………………………………………………….37
Список использованных источников ………………………………….......39
Перепись 1926 г. [3] содержит материал о численности проживающих на территории БССР и не только национальных меньшинств.
Вторая группа источников
– это материалы
Протокол заседания Укома РКП от 19 –го февраля 1922 г. [7] является наиболее ценным в информационным содержании. В нем содержатся описание трех основных моментов антирелигиозной пропаганды, а также пути их достижения. Приводятся сведения о том, с каких слоев населения следует начать и что самым наилучшим результатом данной работы будет полное выполнение населением требований большевистского руководства.
Докладная записка в Губком РКП за апрель 1923 г. [14] содержит информацию об закрытии еврейских религиозных учебных заведений – хедеров.
Отчет Лоевского РК КП(б) за ноябрь-декабрь 1925 г. [23] содержит сведения о работе евпедтехникума: о недочетах, выявленных комиссией в ходе проверки; о состоянии материальной базы техникума; о культурной работе.
Отчет Гомельского Гойррайкома КП (б)Б за октябрь 1925 г. [24] содержит сведения о евреях, желающих перейти к земледелию. Документ содержит информацию о тех мероприятиях, которые были предприняты по решению вопроса о наделении еврейского населения землей.
В приказе Мозырьского окружкома ЦК КП (б)Б от 06.12. 1928 [25] даются распоряжения об обеспечении кредитами старых еврейских колоний.
Выписка из протокола заседания Бюро Гомельского Губкома РКП(б) за 23.10.1925 г. [26] содержит сведения о перемещении еврейского населения, о землеустройстве сельскохозяйственных коллективов. В основном данные документа свидетельствуют о тех районах, который были выбраны правительством для переселения еврейских семей. А также содержатся сведения о работе и состоянии еврейских сельскохозяйственных артелях и колхозов.
Отчет Гомельского Уездного Комитета РКП(б) за август 1925 г. [27] сообщает о состоянии еврейских сельскохозяйственных артелях в уезде. Отмечается благоприятное состояние еврейских артелей по сравнению с русскими.
Данные источники в ходе написания курсовой работы дает точную и ясную картину развития политической, социально-экономической, культурной жизни еврейского народа.
2. Политическая жизнь
По мнению А.И Солженицына, Советские Двадцатые годы, эпоха с неповторимым воздухом надолго - на несколько десятилетий – утвердилась в восхищении мировой либеральной общественности величием светлого социального эксперимента. Неповторимость воздуха была и в классовой лютости, и в обещательной радуге небывалого нового мира, новизне человеческих отношений, и в переломе всего хозяйства страны, быта, семейного строя; сдвиги социальные, миграционные, демографические – были и в самом деле колоссальны [1, с. 204].
На территории Белоруссии проживали представители разных национальностей. Самым большим по численности национальным меньшинством в БССР являлись евреи. [2, с.53].
Большевики понимали, что их власть будет поддержана народами полиэтнической страны только при правильной национальной политике, которой они придали общегосударственный характер [2, с.60].
3 марта 1921 г. ЦБ КП(б)Б приняло решение о создании Наркомнаца.
На июльском 1924 г. пленуме
ЦК КП(б)Б была принята
Для проведения в жизнь национальной политики в июле 1924 г. была создана специальная комиссия как постоянный орган при Президиуме ЦИК БССР. В августе 1925 г. определили ее задачи, права, обязанности и механизм деятельности.
На территории Гомельщины, вошедшей в состав РСФСР, вся партийная и советская работа с национальными меньшинствами проводилась в русле общероссийской политики. На местах создавались отделы, подотделы, комиссии, национальные секции, вводились должности уполномоченных по делам национальных меньшинств при исполкомах, инспекторов по работе с нацменьшинствами в отделах народного образования. Первостепенное значение придавалось использованию языка, обеспечению соответствующей литературой, развитию образования и культуры. 8 декабря 1926 г. Гомельский и Речицкий уезды были включены в состав БССР.
В военный коммунизм, «с запрещением частной торговли и ограничением мелкого ремесленничества», а еще неуклонной для «бывших» и по «социальному происхождению», - введена была категория «лишенцы» (лишенные гражданских прав). Так и многие евреи были лишены гражданских прав и стали «лишенцами».
Нередко «лишенцам» и их семьям отказывали в медицинской помощи, их детей не принимали в вузы, а иногда и исключали из школ. Лишенцами были объявлены те, кто был «чуждого происхождения» - зачастую бедные лавочники или ремесленники. Число лишенцев среди евреев было огромным. Ярлык лишенца стал особенно тягостным в к. 20-х гг., когда из-за продовольственных трудностей, связанные с коллективизацией, была введена карточная система на продукты. Лишенцу либо совсем не полагалось продовольственной карточки, либо был положен паек самой низкой категории. Непомерный процент лишенцев-евреев привел к тому, что советская власть предприняла попытку заново рассмотреть положение евреев. Переключение на сельское хозяйство казалось единственным путем, при помощи которого советское общество смогло бы превратить «мелких посредников» в «трудящийся элемент» и спасти их от голода [4, с.501].
Одной из самых важных черт новой национальной политики является так называемая «коренизация», которая проводилась в 20-гг. Под этим термином понимали деление на одинаковые слои в государственном и партийном аппарате национальных территорий представителей определенных меньшинств. Следствием этого шага был перевод государственных, общественных и партийных институтов на национальные языки [6, с.221].
По переписи 1926 года по всему СССР: в городах и местечках жило 2 млн 211 тыс. (83% всего еврейского населения), в сельских местностях – 467 тыс. [3]. Еще около 300 тысяч – «не показали себя евреями», а они живут «почти сплошь в городах». В городах Украины составляли до 23 % населения, в городах Белоруссии – до 40% [1, с.205].
В столицах и городах – самым значительным был приток евреев в аппарат советского управления. По данным Г.К.Орджоникидзе (на XV съезде компартии в 1927) 2-го председателя ЦКК ВКП (б) в советском аппарате в Москве евреев служило 11,8%, на Украине 22,6%, в Белоруссии – 30,6%.
В 1922, по официальным данным из «Правды», евреи составляли всего 5,2% компартии. Однако их удельный вес был выше. В том же году на XI съезде партии евреи составляли 14,6% делегатов с решающим и 18,3% делегатов с совещательным голосом, а из числа избранных на съезде членов ЦК -26%. В крупных городах бывшей черты: в минской парторганизации состав евреев – 35,8%, в Гомеле – 21,1%, в Витебске – 16,6%. В той же публикации «Правды» указывается, что те 5,2% ставили евреев в партии на третье место: после русских (72%) и украинцев (5,9%), на четвертом латыши (2,5%), затем грузины, татары, поляки, белорусы.
Среди новых возможностей,
которые открыла перед
На жизни рядовых советских евреев почти от самого Октября и до конца 20-х годов ощутимо отозвалась деятельность евсеков— членов Евсекции. Помимо государственного Еврейского Комиссариата при Наркомнаце (с января 1918 и по 1924) - деятельно строилась активная еврейская организация при РКПб. Евкомы и Евсекции поспешно создавались в губерниях уже с весны 1918. Так по настоянию Евсекции в н. 1919 г. Еврейские Комиссариат издал декрет, объявлявший иврит «языком реакции и контреволюции». Основное предназначение Евсекции сводилось к коммунистическому воспитанию и советизации еврейского населения на родном языке идиш.
Деятельность Евсекции на протяжении 20-х годов была противоречивой. С одной стороны, чрезвычайно активная агитационно-пропагандистская работа по коммунистическому воспитанию на языке идиш, беспощадная борьба против иудаизма, традиционного еврейского образования, еврейских общинных структур, независимых еврейских организаций, политических партий и движений, сионизма, языка иврит. С другой – противодействие ассимиляции, поддержка языка идиш и культуры на нем, организация советского еврейского образования.
В состав Евсекции входили недавние бундовцы и социалисты-территориалисты. Цель Евсекции заключалась в следующем - развитие коммунистического влияния на российское еврейство, мечта о создании еврейской советской нации [1, с.257] .
Обшественно-политические объединения БССР в 1920-х гг. можно условно разделить на две группы. К первой относятся те, кто поддерживал советскую власть и существующий строй либо был лояльным к ним. Это были объединения, как правило, созданные советской властью и действовавшие под руководством Коммунистической партии. Вторую группу составляли те, деятельность которых была несовместимой с политикой правительства и они находились в оппозиции по отношению к существующему строю. Две группы делились на подгруппы в зависимости от направления деятельности. Первую составляли: а) политические организации – Еврейская Коммунистическая партия, партия «Поалей Цион», Бунд; б) общественные организации – профессиональные союзы, пионерские организации; в) культурно-просветительские; г) различные добровольческие организации – Авиахим, Красный Крест. Вторую группу составляли: а) политические организации – еврейская рабочая партия «Цейорей Цион»; б) общественные – «Комитет защиты» [4, с.222].
В начале XX в. на политической арене появляются первые партии, которые объединяют в себе и сионистские и социалистические идеи. Одной из таких партий была Еврейская социал-демократическая партия «Поалей-Цион». До 1917 г. она действовала нелегально, а с 1918 г. развернула легальную деятельность. Партия выступала за создание еврейской государственности в Палестине, а временным решением видела национально-культурную автономию евреев в Польше. Левое течение «Поалей-Цион» пользовалось значительным влиянием в среде еврейских рабочих, а также в профессиональных и культурных еврейских организациях. Особенно активно эта партия действовала на территории Полесья. В качестве агитационных методов члены партии использовали сведения об антисемитских настроениях польского населения, о закрытии еврейских школ. Они выступали за предоставление еврейскому народу равных экономических и политических прав, требовали допуска евреев на государственную службу [4, с.224].
Интересы же крупных евреев-фабрикантов
и финансистов представляли партии
консервативно-клерикального
Интересы части еврейской средней и мелкой торговой буржуазии и ремесленников представляло такое политическое движение, как фолкизм (в 1917 г. была создана Евренекая народная партия в Польше).
Фолкисты выступали с постулатом культурно-национальной автономии. Они требовали создания общественно-правового народного союза, который путём демократических выборов избрал бы Еврейский народный совет и еврейский парламент. Составной частью идеологии фолкизма являлся так называемый «идишизм» - возведение еврейского языка до степени самоцели, использование его средством борьбы за усиление позиций еврейской буржуазии, за единство нации.
Росло количество общественно-политических формирований, в первую очередь профсоюзов и комсомола. В начале 1926 г. насчитывалось 150 тыс. членов профсоюзов, в конце 1927 г. – 237 тыс.
Рост количества общественных организаций был итогом целенаправленной и достаточно активной массово-политической работы партийных и советских органов. Это делалось для того, чтобы общественные организации все больше становились частью создаваемой командно-административной системы. В этом направлении велась обработка сознания рабочих, служащих, интеллигенции, крестьян.
Отличительной чертой политической жизни было движение за признание женщин как равноправных членов общества. Они выбирались в состав Советов, входили в их комиссии и секции, принимали участие в делах общественных организаций. Кроме того, в городах создавались товарищества для помощи деревни, а также Международная организация помощи борцам революции (МОПР), органов Центральной контрольной комиссии и рабоче-крестьянской инспекции (ЦКК-РСИ) [5, с.115].
Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. в еврейском обществе существовали политические течения, предопределившие возникновение еврейских политических партий и организаций, имевших свои программы, цели и использующие специфические средства политического воздействия на еврейские массы. Различной была социальная база этих партий и отношение к ним со стороны официальных властей было неодинаковым.
3. Культурная жизнь
Культурное и национальное развитие всегда тесно связано друг с другом.
Состояние еврейской культуры группа писателей оценивала в 1923 г. крайне мрачным [1, с. 259].
Лишь только еврейская
историография, как свидетельствует
целый ряд разрешённых