Политика советской власти в отношении еврейского населения на территории БССР в 20 гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема жизни истории еврейского народа, его судьбы в различные эпохи и при различных государственных идеологиях, привлекала к себе внимание ни одного ученого. Данная тема изучалась, исследовалась в различных аспектах и различными научными деятелями. Такие ученые, как Я. Басин занимался изучением проблемы родного языка евреев – идиша; А. Скир посвятил свою монографию еврейской духовной культуре; М. Бейзер попытался показать и проследить всю историю синагог «Наше наследство: синагоги СНГ в прошлом и настоящем».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Источники и историография……………………………………………..5

Политическая жизнь……….…………………………………………….10

Культурная жизнь……………………… ……………………………….15

Социально-экономическая жизнь…………………………….. ………..27

Заключение ………………………………………………………………….37

Список использованных источников ………………………………….......39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 4 курс.docx

— 107.69 Кб (Скачать файл)

К середине 20-х гг. в еврейском  землепользовании на Гомельщине можно  выделить следующие группы:

  1. Приместечковое землепользование. Оно было незначительным по размеру и представлено усадебными землями;
  2. Отдельные еврейские колонии-деревни, образованные, в основном, в 40-50-е гг. XIX в.;
  3. Единоличное землепользование в ряде деревень;
  4. Коллективные хозяйства. Еврейское население, получавшее землю, как правило, организовывало земледельческое хозяйство на коллективных началах;

С 1924 г. начинает внедряться в жизнь широкая программа  по наделению еврейского населения  землей. Ее начала было положено постановлением ЦИК и СНК БССР от 25 июля 1924 г. «О землеустройстве трудящихся евреев». В данном документе придавалось особое значение вопросу о переходе к труду земледельческому еврейского населения, предусматривалось учитывать заявки евреев при распределении земельного фонда. В исполнение данного постановления 29 октября 1924 г. была создана специальная Комиссия по землеустройству трудящихся евреев (Комзет) при ЦИК БССР или Белкомзет.

В компетенцию Белкомзета входил весь спектр вопросов, связанных с земленаделением еврейского населения – от выяснения количества нуждающихся до принятия мер по обеспечению хозяйственного развития новоселов. На местном уровне создавались комиссии Белкомзета, назначались специальные уполномоченные.

Белкомзет постановил удовлетворить  кредитные потребности беднейшей  части еврейского населения, участвующего в процессе наделения землей, за счет отведенных средств на переселение, расселение [25, л.1]. Кроме того, план Белкомзета предусматривает доукомплектование еврейских колхозов. В основном доукомплектование колхозов проводится весной. Отбор людей в колхозы должен носить исключительно добровольный характер [25, л.2]. 

В 1925 г. было внесено изменение  в Земельный Кодекс БССР, по которому еврейское трудовое население в отношении права на землю приравнивалось к безземельному и малоземельному крестьянству. До этого евреи из местечек и городов наделялись землей во вторую очередь.

С целью установления количества еврейского населения, желавшего прейти к сельскохозяйственному труду, проводилась специальная регистрация. Желающих немедленно заняться сельским хозяйством оказалось около 20,5% еврейского населения охваченных регистрацией местечек [2, с.104].

Еврейские коллективные хозяйства  на Гомельщине создавались на землях государственного фонда, в частности, на местах бывших помещичьих имений и ликвидированных совхозов. С момента образования в них был высокий уровень обобществления труда, инвентаря, производимой продукции. В ноябре 1924 г. почти в половине еврейских коллективов Гомельского и Речицкого уездов был полностью обобществлен весь рогатый скот. Данная тенденция распространилась и на остальные хозяйства.

Таким образом, в развитии еврейских коллективных хозяйств (колхозов) усиливалась линия на развитие сельскохозяйственной кооперации в форме коммуны –  при максимальном обобществлении.

Тяга к сельскохозяйственному  труду среди евреев была большая. Состояние сельскохозяйственных артелей отмечалось как более или менее благополучное. Взаимоотношения в смешанных артелях удовлетворительные - национальной розни нет. Кризис в еврейских артелях есть, как он есть и в русских коллективах. Отличия же между кризисом в русских артелях и еврейских безусловно есть. В первом случае артели молодые, неопытные, только еще нащупывают почву для работы, иногда терпят неудачу, а русские – старые, но не могут ужиться в существующих формах землепользования [27, л.10].

В организации и хозяйственном  становлении еврейских колхозников  имелся ряд трудностей.

Во-первых, по земленаделению. По результатам регистрации еврейского населения в БССР был составлен 5-летний план землеустройства. По плану  в первом операционном – 1925/126 г. основной упор в земленаделении делался на свободные удобные земли. В значительной степени это были земли бывших совхозов. В большинстве случаев эти земли были истощены, необходимый скот отсутствовал, сады – запущены. Однако фонд данных земель был ограничен. Поэтому очень остро стоял вопрос о расширении колонизационного фонда путем мелиорации заболоченных и других, ранее не пригодных для земледелия, территорий.

Вторая группа трудностей была связана с землеустройством. Так, на 1 октября 1926 г. из 8 еврейских сельхозколлективов Гомельского уезда 6 не были землеустроены. Неземлеустроены были и участки, отводимые под еврейские земледельческие коллективы в Мозырском округе. Это вызывало трения, споры с местным нееврейским населением, трудности в правильной организации хозяйства [2, с. 108].

Третья группа трудностей представляла собой явление универсального порядка, проявлялась независимо от национальности субъектов землеустройства. Речь идет материально-техническом потенциале создаваемых хозяйств. Как правило, с момента возникновения хозяйствам не хватало необходимых средств.

К четвертой группе трудностей относиться специфика социального  состава членов коллективов. Так, на 1 октября 1927 г. в 16 еврейских колхозах Гомельского округа насчитывалось 138 семей. По социальному положению: кустарей – 9 семей (6,5%), мелких торговцев – 61 семья (44,2%), извозчиков – 13 (9,4%), приказчиков – 17 (12,3%), лесных служащих – 25 (18,1%), огородников – 4 (3%), т.е., основная масса членов еврейских колхозов с земледельческим трудом знакома не была.

Пятая группа трудностей лежала в сфере межнациональных отношений. евреям приходилось практическими  результатами доказывать свою способность заниматься сельскохозяйственным трудом. Рецидивы бытового антисемитизма в крестьянской среде усугублялись экономическим факторам – дефицитом земли для землеустройства местного населения [2, с.109].

Естественно, что земледелие евреев неоднозначно воспринималось местными крестьянами. К тому же имелись случаи «недоверчивого» отношения местных властей к еврейским коллективам. Еврейские колхозы специализировались, главным образом, на молочном животноводстве и садоводстве. Значительное место в посевах отводилось картофелю, люпину, травам. Можно говорить о сравнительно высоком техническом оснащении производства: мельницы, маслобойки, сыроварни [2, с.109].

Еврейское колхозное земледелие на Гомельщине того времени характеризуется как «распыленное и мелкое», состояние колхозов – «весьма тяжелое».

Массовая коллективизация  земледельческого населения национальных меньшинств на БССР, в том числе и евреев, была усилена после октябрьского пленума ЦК КП(б)Б 1930 г. «По докладу о коллективизации бедняцко-середняцких хозяйств национальных меньшинств БССР». С этого времени на заседаниях сельских и местечковых национальных еврейских Советов основными вопросами являлись следующие: о расширении коллективизации, о доведении до кулацких хозяйств твердых заданий по заготовкам, о декаде Сталинского призыва в колхозы и т.п.

Одним из способов стабилизации еврейских колхозов и расширения коллективизации в целом была так называемая «интернационализация» коллективных хозяйств. Наряду с национальными колхозами усиливался рост коллективов со смешанным населением. В 1-й половине 20-х гг. данная наметившаяся тенденция на практике не реализовалась, в том числе и по причине неприятия местным руководством такого типа хозяйств.

Массовая коллективизация  евреев-земледельцев сопровождалась всеми  негативными моментами, характерными для нее в целом – насилием, администрированием, обнищанием населения, утратой экономической свободы [2, с. 112].

 В протоколе заседания бюро Гомельского Губкома за 1925 г. отмечается ряд положений по отношению к процессу наделения евреев землей: учитывая малоземелье и запутанность земельных отношений крестьянства, считать нецелесообразным дальнейший рост еврейских сельскохозяйственных коллективов за счет имеющихся совхозов; хозяйственное расширение может проводиться только путем использования неудобных заболоченных земель; поощрять развитие добавочных начинаний артелей в области заготовок, сбыта, и переработки сельскохозяйственных продуктов, а также в области кустарных промыслов а артелях, поставив, однако, обязательным условием, чтобы эти хозяйственные мероприятия проводились на кооперативных началах; считать недопустимым наем рабочей силы для нужд артелей; считать недопустимым практику отработок крестьян артеля за услуги предоставляемые членами артелей; высказываться против организации смешанных сельскохозяйственных артелей; отметить наличие большой тяги еврейского местечкового населения к переселению в Крым [26, л.39]. 

Таким образом, процесс добровольного  землеустройства еврейского населения в конце 20-х гг. был превращен в насильственную коллективизацию евреев-земледельцев.

В ходе землеустройства евреев в 20-х гг., наряду с земленаделением  внутри БССР и в Гомельском и Речицком уездах РСФСР до их присоединения к БССР, уделялось серьезное внимание и переселению в другие регионы  СССР, в основном, в Крым – на свободные земли [2, с.113].

Уже при регистрации еврейского населения для последующего земленаделения проявилось массовое желание к дальнему переселению. Процессом переселения (выделение необходимых участков, распределение нарядов на переселение и т.п.) руководил Комзет СССР. Упор делался на организацию переселенческих товариществ, добровольческую кампанию для ознакомления на месте с конкретной ситуацией, оповещение населения.

За 1924/25 гг. из Гомельского  и Речицкого уездов было переселено в Крым 148 семей  (751 человек), за 1925/26 гг. с территории Гомельского округа – 303 семей, за 1927 г. – 167 семей, за 1928 г. – 30 семей, за 1929 г. – 25 семей.

В 1928 г. Комзет СССР получил для планового переселения еврейского населения Биробиджанский район на Дальнем Востоке. За пятилетие предполагалось здесь поселить до 9 тыс. еврейских семей. Однако, еще при царской власти Биробиджан был признан почти непригодным для земледельческой колонизации (вечно мерзлая подпочва, заболоченность, наводнения).

Гомельская окружная нацкомиссия  отмечала, что наряд по переселению  в Крым в 1929 г. по округу был выполнен на 60%, в Биробиджан – на 10%. результаты начавшегося переселения в Биробиджан были оценены как «плохие», так как желающих было мало. Из первой партии переселенцев в Биробиджане остались только студенты, основавшие там коммуну. Семейные возвратились. После этого были отправки только отдельных семей [2, с.115].

Таким образом, как и в  случае с сельскохозяйственным кооперированием  еврейского населения, программа по переселению не принесла позитивных результатов. «Колонизация» Биробиджана  является ярким примером социальной демагогии, когда чаяния обездоленного населения на лучшую жизнь были использованы для укрепления экономической базы «диктатуры пролетариата».  

   

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев в данной курсовой работе  политику советских властей в отношении еврейского населения в 20-е гг. XX в. на территории БССР можно придти к следующим выводам.

«Еврейский вопрос» в  истории, а также работа над ним  остается актуальным и в наше время. Многие историки, ученые занимались разработками по изучению истории еврейского народа в разные периоды, поднимая различные  проблемные вопросы.

С самых первых дней существования  большевистской власти, правительство  поставило своей первостепенной задачей – подчинение своей власти всех сфер общественной жизни.

Самым большим по численности  национальным меньшинством в БССР являлись евреи. Большевики понимали, что их власть будет поддержана народами полиэтнической страны только при правильной национальной политики, которой они придавали общегосударственный характер.

Было принято решение 3 марта 1921 г. о создании Наркомнаца. 15 июля 1924 г. был принят законопроект «О практических мероприятиях по проведению национальной политики в Белоруссии». Данная прокламация объявляла: языки национальностей, населяющих территорию БССР, (белорусский, еврейский, русский, польский) являются равноправными.

Для неугодных по социальному  происхождению была введена специальная  категория – «лишенцы» (лишенные гражданских прав). Многие евреи  были лишены гражданских прав и стали  лишенцами.

В области культуры происходили  достаточно противоречивые процессы. С одной стороны, можно отметить расцвет еврейской культуры: с 1923 г. начался быстрый рост школ на идиш; существовали независимые еврейские  школы; создавались еврейские отделения  на педагогических факультетах Белорусского университета; издавалась периодическая  литература. С другой стороны, наблюдалось упорное сопротивление еврейства духовного, еврейства большей частью пожилого. Такое нежелание еврейских масс принимать советскую власть стало результатом проводимой советским правительством религиозной политики – закрытие синагог, иешив, синагог, репрессии против духавенства.

В социально-экономической  жизни «красной нитью» проходило  желание и стремление советского руководства прикрепить еврейское  население к земле (с 1924 г.). началом  данной политики можно считать постановление  от 25 июля 1924 г. «О землеустройстве трудящихся евреев». В исполнение данного постановления была создана специальная комиссия по землеустройству трудящихся евреев (Комзет) или Белкомзет.  

Советское правительство  в своей политике было непоследовательным и противоречило само себе. Прежде всего это проявлялось в политике «двойных стандартов»: с одной стороны, это провозглашение свободы вероисповедания  на всей территории СССР, а с другой, жестокая политика урегулирования всех сторон жизни населения.

Изученные направления политики советского руководства, проводимые в 20 гг. XX в.,  помогают понять ситуацию, сложившуюся на тот момент. Из выше сказанного следует, что ситуация была неблагоприятной во всех отношениях для социально-политического, национального  и религиозного развития.  Политика большевистского руководства –  прежде всего, террор, репрессии, которые  имели официальный, законный характер. Все свои действия большевики подкрепляли  «несправедливыми» законами. Но и  законы для них мало, что значили. Сами их составляя, они сами их и  не выполняли. От такой политики, в  первую очередь, страдали люди. Большевики сами выбирали и приписывали к  числу «лишенцев», с которыми и  вели борьбу, неугодные им социальные слои общества. Но скорее это была борьба с национальностями, а не с социальными  элементами.

Информация о работе Политика советской власти в отношении еврейского населения на территории БССР в 20 гг. XX в